Столица

«Полголовы онемело». Сходили в петрозаводскую колонию, заключенные которой пожаловались на пытки

На этой неделе у нашего журналиста вышел текст о пытках в петрозаводской колонии ИК-9. Если вы еще не читали, то ссылка здесь. Расследование нашей коллеги было опубликовано сразу на двух порталах — “Медиазоне (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)” и «Настоящем времени» (СМИ, выполняющее функции иностранного агента) (СМИ, признанное иноагентом). Руководство колонии на этот текст моментально отреагировало — позвало журналистов в пресс-тур. Нас, правда, не пригласили (узнали мы о нем случайно), но мы всё равно узнали и пришли. Рассказываем, как всё прошло.

Встречали хлебом-солью

Добро пожаловать! Фото: Мария Смирнова
Заключенный предлагает журналистам продегустировать испеченный в колонии хлеб (Фото: Мария Смирнова)

Перед посещением колонии нас заверили, что покажут всё, что мы захотим, и дадут пообщаться с теми заключенными, которые были упомянуты в публикации (спойлер: эти обещания были выполнены лишь отчасти). Приветствовал журналистов лично начальник колонии Иван Савельев, 32-летний майор внутренней службы.

Иван Савельев (Фото: Мария Смирнова)

А началось всё с прогулки по территории колонии, где новый омбудсмен по правам человека Лариса Бойченко произнесла следующее:

О, рябинка посажена! Хороший знак — рябина охраняет. Есть поверье такое, что если рябина у дома, то значит, он под охраной, — заметила омбудсмен.

Далее нам показали жилые помещения, учебный класс, кухню, пекарню и другие “очень интересные” помещения. Буквально угостили хлебом с солью.

Потом вывели экс-депутата Законодательного собрания Карелии Ивана Романова, который в присутствии администрации исправительного учреждения заявил, что «в колонии всё хорошо».

Романов, колония

Я доволен условиями содержания, — заявил он. — И претензий к администрации у меня нет. Вы понимаете, если человек в колонии ведет себя адекватно, то и никаких претензий к нему не может быть. Работаю ли я в колонии? Нет, мне не позволяет здоровье. Но я хотел бы.

Вот как выглядел этот пресс-подход:

Экскурсия в ШИЗО

Затем журналистов повели в ШИЗО, где экскурсия, судя по всему, пошла не по плану. Первый заключенный также рассказал журналистам, что в колонии все замечательно. Посмотрите, как проходило это интервью:

Фото: Мария Смирнова

А вот герой того самого расследования — Анзор Губашев — повторил то, что раньше рассказывал журналисту “Медиазоны (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)”. Коллеги из ГТРК вставили в свой репортаж лишь небольшой отрывок его речи, но у нас есть видеообращение Губашева без монтажа.

После этого начальник колонии, который всё это время находился вместе с нами, занервничал. Нас стали торопить — мол, надо посетить еще столовую и мастерскую, где работает другой герой публикации.

Журналисты у камеры в ШИЗО. Фото: Мария Смирнова
Анзор Губашев общается с журналистами (Фото: Мария Смирнова)

Меджид Мустафаев журналистам сообщил, что сейчас с ним обращаются хорошо, а предыдущие факты он комментировать не будет. Сейчас он находится в отряде облегченного содержания и работает в автомастерской. “Сейчас всё нормально, всё в порядке. В общем, я не могу ничего сказать”.

Меджид Мустафаев (Фото: Мария Смирнова)

Именно в этом помещении 7 сентября покончил с собой один из героев публикации. Место, где он это сделал, было закрыто на железную решетку и завешано черной тканью. Нам разрешили подняться и осмотреть это помещение — камер там действительно нет.

Часть журналистов попросила провести их в одно из помещений ШИЗО, где, предположительно, могли пытать заключенных. Нам пообещали, что проведут в это помещение после пресс-конференции. Да, забегая вперед, журналистам это помещение не показали.

Еще один герой публикации, Ахмед Умаров, попросил его не фотографировать и сообщил журналистам, что у него проблемы со здоровьем и оказанием ему медицинской помощи. Умаров сказал, что у него “полголовы онемело, проблемы с ногой и позвоночником, кровотечение” , заявив, что хотел бы отбывать наказание у себя на родине, в Чеченской Республике.

Фото: Мария Смирнова

После этого журналистов повели на пресс-конференцию. По абзацам разбирать ту самую статью.

“Увидимся в суде”

Иван Савельев был достаточно эмоционален. Например, он показал письмо уже освобожденного заключенного, который благодарит его за помощь в колонии. После этого он также сообщил, что подал иск против “Медиазоны (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)”. Начальник колонии планирует подать в суд на автора текста и героев, реплики которых он посчитал оскорбительными. По словам Савельева, он уже направил в Следственный комитет заявление, «связанное с деловой репутацией», и попросил проверить «Медиазону (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)». По его мнению, в тексте есть клевета и оскорбление представителей власти.

Иван Савельев обсуждает статью «Медиазоны (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)» (Фото: Мария Смирнова)

В начале встречи журналистам обещали, что на каждый факт, представленный в статье, будет дано опровержение. Но толком посмотреть видео мы не смогли — начальник ИК-9 громко комментировал ролики, перематывал их и спорил с автором публикации. А на прощание сказал автору “порочащей” его статьи, что следующая встреча с ним состоится “уже в суде”.

Что можно сказать по пресс-туру? Очень жаль, что руководство колонии не пошло на диалог до публикации статьи. Вероятно, он мог был быть действительно конструктивным — если бы журналистам дали спокойно изучить все видеозаписи, а также в присутствии адвоката и посторонних наблюдателей пообщаться с заключенными, упомянутыми в статье. Можем предположить, что не все могут высказать то, что думают в присутствии толпы журналистов и всего руководства колонии, как это сделал Анзор Губашев.

Подробнее о посещении колонии читайте в материале «Медиазоны (НКО или СМИ, выполняющая функции иностранного агента)»

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram