Скандал: при реконструкции Национальной библиотеки Карелии были допущены нарушения на десятки миллионов рублей
Реконструкция Национальной библиотеки Карелии, начавшаяся еще в 2009 году, должна, наконец-таки, завершиться.
— Срок окончания строительства – 10 декабря. Ввод объекта в эксплуатацию – 1-й квартал 2017 года, — сообщила на заседании Госкомисссии по подготовке к 100-летию Карелии министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
Реконструкция стоимостью около 600 миллионов рублей, затянувшаяся почти на восемь лет, начиналась еще при бывшем директоре библиотеки – Ирине Добрыниной. Но в 2014 году Министерство культуры Карелии внезапно отказалось продлевать контракт с руководителем, которая проработала в учреждении 24 года, 10 из которых – директором. Национальную библиотеку республики возглавила бывший вице-премьер правительства Марина Никишина, до этого никогда не связанная с библиотечным делом.
Зачем понадобилось выгонять профессионала с многолетним стажем и ставить новичка, так и осталось загадкой. Вместе с Добрыниной тогда в знак протеста уволились все ее заместители. А руководители карельских библиотек в письме к губернатору написали, что «с уходом Ирины Александровны из библиотечной сферы отрасль потеряет не только лидера, но и одного из самых компетентных профессионалов».
— Сейчас очень ответственный момент завершения реконструкции библиотеки, нужен профессионал, человек ответственный и деловой, — прокомментировала тогда это странное кадровое решение министр культуры Карелии Елена Богданова.
Под пристальным вниманием ответственного директора
Начавшаяся при Добрыниной реконструкция продолжилась под пристальным вниманием «ответственной и деловой Никишиной». А на днях нашему изданию совершенно случайно попался в руки довольно любопытный документ – представление Управления Федерального казначейства по РК в адрес Управления капитального строительства Республики Карелия. В документе, датированном октябрем текущего года, значится, что в результате внеплановой выездной проверки использования в 2015 году предоставленных из федерального бюджета средств, израсходованных на оплату работ по реконструкции Национальной библиотеки, выявлено нарушений более чем на 43 миллиона рублей.
В частности, учреждением (Управлением капитального строительства РК — прим. авт.) принимались и оплачивались акты выполненных работ не на объемы выполненных работ, а на поставку строительных материалов и оборудования. При этом оплаченные материалы и оборудование в производство не передавались. Всего составлено, предъявлено и оплачено 12 таких актов (на сумму около 35 миллионов рублей). Там и оборудование для пылеудаления, и оборудование для внутреннего электроосвещения, и лифты, и передвижные стеллажи, и 689 светильников и много чего еще.
«Отсутствие физических объемов выполненных работ на объекте подтверждается актами контрольного замера, — указано в документе. — Кроме того, указанными контрольными замерами установлено, что строительные материалы и оборудование, включенные в вышеперечисленные акты о приемке выполненных работ, также отсутствуют».
Вместо строительных материалов и оборудования, включенных в акты о приемке выполненных работ, проверке были предъявлены договоры ответственного хранения, заключенные между учредителем и подрядчиком. Однако материалы и оборудование, переданные на ответственное хранение, в бухгалтерском учете не отражены и первичные документы об их поступлении не представлены.
«Проверкой установлено, что учреждением в бухгалтерском учете отражен факт хозяйственной жизни, не имевший места. Учреждением по государственному контракту (номер) приняты и оплачены неисполненные обязательства», — гласит документ.
Кроме того, Управлением Федерального казначейства по РК было выявлено, что «расхождений в строительных материалах, включенных в акты о приемке выполненных работ и оплаченных учреждением, с фактическим наличием на объекте составило 844, 410 тысячи рублей». Например, радиаторов и конвекторов должно быть 114 штук, а на самом деле было закуплено 101.
В том же документе значится, что в 2015 году учреждением неправомерно были приняты к оплате и оплачены фактически не выполненные работы по устройству кровли, устройству деревянных подоконных досок, жалюзи, решеток для системы вентиляции, перегородок, лепных гипсовых изделии, ремонт штукатурки и прочего на сумму почти в 5 миллионов рублей, а также «неправомерно были приняты к оплате и оплачены включенные в акт о приемке выполненных работ (номер) затраты, исключенные к выполнению», на сумму в почти 1,5 миллиона рублей.
Комментариев не будет
Первым делом мы, конечно, обратились в Управление Федерального казначейства РК. Интересовало, сообщало ли ведомство в правоохранительные органы о выявленных нарушениях? Ну и была ли какая-то реакция со стороны Минстроя на имеющийся документ? Речь все-таки не о пяти рублях.
«Это не является публичной информацией, поэтому никаких комментариев не будет», — категорично ответили в ведомстве.
Видимо, все, что должна знать общественность, – это то, что реконструкция идет. А уж как там деньги на нее расходуются и фиктивно ли работы проводятся, это уже не вашего, жители города, ума дело.
Как бы то ни было, в документе, направленном в Управление капитального строительства РК, Управление Федерального казначейства по Карелии требовало «рассмотреть информацию об указанных нарушениях» и «принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения нарушений».
С вопросом, были ли приняты подобные меры, мы и попробовали обратиться в Управление капитального строительства, откуда нас благополучно отправили в Минстрой.
Нам было крайне интересно узнать, был ли кто-нибудь привлечен к ответственности за приемку фиктивных работ и были ли они проведены впоследствии. Фактически на устранение следов преступления (а иначе подписание фиктивных договоров, по которым передавались миллионы, назвать язык не поворачивается) у тех, кто его допустил, было почти полгода.
В Минстрое нас внимательно слушали до слов «Национальная библиотека». Потом пресс-секретарь резко перестала воспринимать информацию на слух и попросила оформить письменный запрос по теме. Оформили, конечно. Теперь главное, чтобы со зрением плохо не стало.
Следующий звонок, разумеется, был в правоохранительные органы.
В Следственном управлении Следственного комитета РФ по РК нам сообщили, что о выявленных Управлением федерального казначейства по РК нарушениях при реконструкции Национальной библиотеки им ничего не известно. А ведь, напомним, выявлены они были не вчера. Удивительно, конечно, что нам самим пришлось предлагать СУСКу прислать им имеющиеся в нашем распоряжении документы. Ну да ладно. Лишь бы разобрались.