Стало известно, как может измениться стоимость проезда в троллейбусе и готов ли Петрозаводск к проверке QR-кодов в общественном транспорте
В администрации Петрозаводска подробно обсудили проблемы и перспективы развития троллейбусного управления города. Теперь ясно-понятно, когда ожидать новые троллейбусы и повышения платы за проезд.
Первым делом руководитель ПМУП «Городской транспорт» Виктор Клещёв поведал общественности о главной проблеме своего предприятия — нехватке водителей: в этом году уволилось уже 20 человек, и желающих занять их места нет. Руководству предприятия приходится агитировать на обучение этой профессии кондукторов и других сотрудников управления.
С троллейбусами проблем не меньше, чем с водителями: исправных очень мало. Еще в начале года на балансе предприятия было 88 троллейбусов.
— В настоящее время списано и утилизируется 14 троллейбусов. На 12 троллейбусов документы на списание отправлены в администрацию и проходят согласования, — рассказал Клещёв.
По словам директора предприятия, троллейбусы, которые пришли в Петрозаводск в 2020 году из других городов России, уже не слишком пригодны к эксплуатации. Так, например, из 17 троллейбусов, переданных из Санкт-Петербурга, на линию выходят 14 и даже составляют основу исправного парка. А вот с «подарком» из Москвы всё совсем плохо: из переданных 10 троллейбусов на маршрутах время от времени появляются всего лишь два.
— Для диагностики неисправности троллейбусов нами привлекались специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. В результате на восьми троллейбусах была восстановлена работа электронных блоков управления. Но, к сожалению, на них выявлены и другие многочисленные неисправности, — пояснил Виктор Клещёв. — По расчетам специалистов, на ремонт неисправных узлов и оборудования потребуется от 100 тысяч до одного миллиона рублей на один троллейбус.
И ремонт этот, говорит директор «Городского транспорта», потихонечку производится: за счет средств, полученных от утилизации списанных троллейбусов.
Клещёв напомнил, что последний раз новые троллейбусы в Петрозаводск закупались в 2013 году. Тогда было приобретено два транспортных средства. И еще пять штук были куплены годом ранее.
— Они и сегодня благополучно работают с минимумом неисправностей, — пояснил руководитель предприятия. Он уверен, что субсидия в 300 миллионов рублей, которую народные избранники одобрили на покупку новых троллейбусов, сможет кардинально изменить ситуацию с парком предприятия. — Мы рассчитываем на приобретение через торги 15-16 современных троллейбусов. Это почти половина из выпускаемых сегодня ежедневно на линию троллейбусов.
Поставить новинки собираются на 1-2 маршрута: для того, чтобы горожане сразу же почувствовали другой уровень комфорта. Говорят, что новые троллейбусы будут оборудованы дополнительными терминалами-валидаторами для безналичной оплаты проезда, чтобы можно было справляться с этой задачей без водителей и кондукторов. Кроме того, все транспортные средства будут низкопольными, с местом для детских колясок и колясок для инвалидов.
— В свою очередь другой уровень комфорта ждет и водителей, — пообещал директор предприятия. Говорит, что управление новыми троллейбусами будет на новом уровне.
А еще они будут оснащены видеокамерами для обеспечения транспортной безопасности, информационными табло в салонах и снаружи, речевыми информаторами и кондиционерами в кабине водителя.
Виктор Клещёв уверен, что с введением новых троллейбусов предприятие ожидает снижение трат на ремонты, увеличение объема перевозок пассажиров и возобновление маршрутов.
Кстати, о маршрутах. Очень уж горожане просят вернуть полноценные маршруты троллейбусов № 3 и № 6.
— Это будет возможно, когда мы решим проблему с увеличением количества троллейбусов и водителей. Сейчас только по этой причине мы не можем этого сделать, — говорит директор «Городского транспорта».
По словам Клещёва, чтобы возобновить только маршрут № 6, нужно дополнительно 6 троллейбусов и 10 водителей.
— Сейчас такой возможности нет, поэтому «тройка» в гибридном варианте выполняет движение, — оправдывается мужчина.
Из-за нехватки транспортных средств и сотрудников нет возможности и внести изменения в расписание, хотя такие просьбы постоянно поступают от жителей города. Виктор Петрович говорит, что троллейбусы начинают свое движение с конечных станций в 6:30 утра и осуществляют его до 23:00.
— В 23:00 начинается движение с конечных станций в депо. К сожалению, мы не можем сделать расписание, которое будет выходить за этот предел, — констатировал руководитель предприятия.
Когда все в полной мере осознали, какая в городе проблема с водителями троллейбусов, Виктор Клещёв сообщил, что нужно существенно увеличить заработную плату этим сотрудникам:
— Существенно — это не менее 5 тысяч рублей, — пояснил директор ПМУП «Городской транспорт». — И тогда минимально по 3-му классу будет 35 тысяч рублей. Есть еще 2-й и 1-й классы. Они будут получать больше. Это мы исходим из того, что отработают норму часов. При переработке зарплата будет больше.
А что нужно для того, чтобы водители начали получать больше? Правильно: предприятию нужно изменить статьи собственного бюджета. Например, увеличить стоимость проезда в троллейбусах.
— Тариф не менялся с 2017 года. Цены очень быстро растут на всё. и тариф в 25 рублей очень низкий на сегодня, — сообщил Виктор Петрович. — Мое мнение, что нужно увеличить тариф. И это даст нам источник дохода, который может быть направлен на увеличение заработной платы.
Например, очень выручит увеличение цены за билет до 30 рублей. Это принесет предприятию 20 миллионов рублей в год, которые как раз и нужны на увеличение з/п.
Глава города дал своим сотрудникам поручение проработать этот вопрос, и те в свою очередь пообещали, что к сессии Петросовета, которая состоится 17 декабря, предложения по величине тарифа на проезд в троллейбусах будут уже сформированы.
Позже на своей странице в социальной сети глава Петрозаводска отметил: «Считаю, что повышение стоимости проезда возможно лишь в том случае, если горожане реально заметят улучшение качества обслуживания».
Как только чиновники это смогут заранее спрогнозировать — загадка!
Что же касается покупки новых троллейбусов, на которые теперь есть 300 миллионов рублей, процедура уже запущена. Как пояснили в администрации города, новые машины должны появиться на линии уже в первом полугодии 2022 года.
А пока….
Виктор Клещёв говорит, что горожане жалуются на то, что имеющиеся троллейбусы ржавые и в них слишком много рекламы.
— У нас сегодня три троллейбуса с большими площадями ржавчины, но в ближайшее время мы постараемся их покрасить, — пообещал директор предприятия. — Что касается рекламы, то соглашусь, что у нас иногда перебор с внутренним размещением листовок, но нужно понимать, что мы это пространство используем большей частью для социальной рекламы. Снаружи реклама приносит доход и существенный. Кроме того, она и внешний вид меняет троллейбуса. Мы, скорее всего, перейдем на более короткие сроки размещения рекламы, примерно на полгода, чтобы своевременно потрепанную рекламу заменять на другую.
Ну, и самый главный вопрос: готово ли ПМУП «Городской транспорт» к введению в троллейбусах QR-кодов? Понятное дело, что пока на законодательном уровне решение еще не принято, но ведь это может произойти в любой момент. Судя по ответам руководителя предприятия и сотрудников администрации города, об этом пока вообще не думали.
— Будем с предприятием думать, как организовать пропускной контроль. Будем подстраиваться под реалии, — только и удалось услышать от председателя комитета ЖКХ администрации Петрозаводска Андрея Бекелева.
Сказали, что будут думать, возможно ли запустить процесс проверки этих кодов без помощи кондукторов и задействовать водителей в процессе выдворения нарушителей из салона.
P.S. Троллейбусное управление работает совместно с Агентствам занятости населения, готово учить будущих водителей. Желающие попробовать себя в этом могут обратиться по адресу: ул. Московская, 14; тел.: 59-31-81, 59-31-68. Очень важно, чтобы с появлением новых троллейбусов было кому на них работать.