Столица

Поджигателя Екатерининской церкви кто-то заставил это сделать? (ФОТО)

Сегодня начался судебный процесс над парнем, которого обвиняют в поджоге Екатерининской церкви. Напомним, что храм загорелся в ночь с 12 на 13 мая прошлого года. Человека, причастного к тому, что святыня заполыхала, тогда нашли довольно быстро. Им оказался 29-летний петрозаводчанин. Парень сознался в содеянном и даже написал явку с повинной. Однако сегодня своей вины он не признает и уверяет, что никакого отношения к поджогу не имеет.

— Что сказать? Как меня из дома забрали и как меня избивали? Я не согласен с обвинением. Я этого не совершал, — заявил подсудимый, отказавшись давать показания.

Адвокат идею своего подзащитного отмолчаться на суде не поддержал и попросил у судьи разрешения объяснить молодому человеку, в чем состоит смысл слова «показания».

— Возможно, он не всегда полностью и правильно понимает вопросы, с которыми суд к нему  обращается, — пояснил защитник. – Я думаю, что и сейчас он просто не понял, что суд хотел у него узнать.

После обращения к нему адвоката (который разъяснил, что всего-навсего нужно будет рассказать, где он был и чем занимался в то время, когда кто-то поджигал церковь), парень подтвердил, что будет готов пообщаться с судом.

Надо сказать, что подсудимый, действительно довольно странно реагирует на привычные для себя вопросы (парень много раз уже был судим и сейчас тоже отбывает наказание за другое преступление). В частности, судье пришлось дополнительно объяснять ему, что обозначают слова «иждивенец» и «военнообязанный», а также, о чем конкретно идет речь, когда спрашивают о сроках содержания под стражей.

Представитель потерпевшей стороны – настоятель Екатерининской церкви, отец Андрей Верещагин — в суд не пришел, хотя точно знал о времени и месте заседания. Не исключено, что это связано с церковным праздником, совпавшим по дате с началом рассмотрения уголовного дела. Не пришли и шестеро из восьми вызванных в суд свидетелей. Те же, кто был, ничего особо существенного рассказать не смогли. Впрочем, зачитанные государственным обвинителем показания отсутствующих тоже не сильно прояснили картину происшедшего.

— Я со своим другом и знакомой находился метрах в 50 от церкви, когда раздался звук взрыва, — рассказал один из очевидцев пожара. – Потом мы увидели пламя и вместе со знакомой подбежали к воротам. Друг с нами не пошел. Мне показалось, что горит верхняя часть храма. Людей мы не видели. Мы стали звонить в экстренные службы, но нам ответили, что мы не первые.

Оказывается, тогда парень понятия не имел, что горит церковь. Он вообще не знал, что в том месте располагается кладбище и храм. Говорит, что выяснил это все уже намного позднее. А тот самый звук, о котором говорил свидетель, слышала вся округа.

Так, сторож 17-ой гимназии сначала подумал, что взорвался автомобиль. Позже, увидев клубы дыма, мужчина испугался, что горит его дом на улице Вольной. Но когда бросился это проверять, узнал от прохожих, что полыхает церковь. Мужчина остался и начал помогать выносить из задымленного помещения церковную утварь.

Люди, которые видели пожар из окон своих квартир, говорят, что им показалось, будто бы купола горели изнутри, а не снаружи. Однако представители церкви уверяют: самовозгорание невозможно. Да, электричество в храм, конечно, подведено, но оно было выключено. И  вообще, прежде чем покинуть помещение и поставить его на сигнализацию, сотрудники храма все тщательно проверяют. Так было и 12-го мая прошлого года.

— Мы все проверили, — говорит бухгалтер Екатерининской церкви Галина Виноградова (они с казначеем покидали святыню последними). – Даже в печку заглядывали. А электрических приборов в церкви никаких нет… Закрыв калитку, мы ушли домой, а вернувшись утром, я не увидела куполов. У меня аж ноги подкосились.Недоброжелателей у церкви не было. С чего им быть-то? Мы всем рады, никого из церкви не выгоняем.

Возможно, акцент на том, что из церкви никого не выгоняют, женщина сделала именно потому, что прекрасно знает о первоначальных показаниях подсудимого. По данным стражей порядка, после задержания парень рассказал в полиции о том, как примерно за месяц до поджога он порезал руку и попросил у сотрудников церкви оказать ему помощь, однако, одна из женщин выставила его на улицу (якобы за то, что молодой человек был пьян), вот он и затаил обиду, которая позже вылилась в пожар.

— Я считаю, что если дураки есть, они должны сидеть в Матросах. Если они гуляют, то должны гулять под надзором, но если дураки поджигают, они должны отвечать за себя, в том числе их друзья и родственники, — заявила бухгалтер церкви.

Глядя на подсудимого, женщина объяснила, что не верит в  самостоятельность его поступка:

— Я думаю, что его заставили. Но он не выдаст этих людей. Иначе ему снесут голову.

Подсудимый на реплики свидетельницы не реагировал. И вообще выглядел более чем равнодушно. Если верить обвинительному заключению, он очень хорошо подготовился к поджогу святыни. Прежде всего, попросил друга изготовить зажигательное устройство со взрывным эффектом. При этом, по данным следствия, парень не поставил товарища в известность, для чего это нужно на самом деле: сказал, что просто хочет удивить и обрадовать знакомых.

Потом, согласно материалам уголовного дела, подсудимый отнес изготовленное устройство на кладбище около Екатерининской церкви, разобрал его и спрятал в кустах. Позже он притащил к храму и пару трехлитровых банок с дизельным топливом. Благодаря всем этим заготовкам святыня и заполыхала в считанные секунды. Молодой человек увидел, как загорелось сначала крыльцо, а потом и вся церковь. Место преступления же он покинул в тот момент, когда услышал сирены пожарных машин.

Мы будем держать вас в курсе событий.

Срочные новости в нашем Telegram