Столица

Долговое наследство. В Петрозаводске долги прежних владельцев квартир вешают на новых

девушка смотрит квитанции
© Ольга Богданова / Фотобанк Лори

Редкий человек спокойно относится к долгам. Нет, есть, конечно, те, кто любит брать в долг, а потом не отдавать. Но большинство людей всё же привыкли жить без долгов и всё оплачивать вовремя. Именно так нас приучает делать наше государство. Заплати — и живи спокойно. Но иногда неспокойно получается не по нашей вине. Именно такая история произошла с жительницей Петрозаводска Светланой (имя по просьбе героини изменено).

На днях она купила квартиру. Сделка прошла успешно, все документы на руках. Предыдущий собственник запросил в Едином расчетном центре (АО «ЕРЦ РК») квитанцию для оплаты задолженности по счету, в том числе за капитальный ремонт. Но вместо того, чтобы прислать квитанцию в апреле этого года за март предыдущему собственнику, его счет закрыли и перенесли долг за капремонт на Светлану.

Они решили, что так будет легче: столкнуть лбами нового собственника и предыдущего. Это при том, что в конце марта от предыдущего собственника поступило электронное обращение с просьбой дать возможность погасить все имеющиеся долги. В итоге именно на моем счету теперь висит долг — более 350 рублей.

Получается, что благодаря такому подходу новые покупатели автоматически становятся должниками. Да, по закону долги предыдущего собственника за капремонт переходят к новому собственнику жилья, но зачем создавать ситуацию, при которой человек хочет оплатить долг, но не может? Светлана негодует, ведь такая ситуация в ее жизни не впервые. С прошлой квартирой вышло так же. Она заплатила 42 рубля за чужих людей, бежать с этой квитанцией к предыдущему собственнику было неловко.

квитанции

Когда я столкнулась с таким подходом повторно и стала задавать «неудобные» вопросы (почему не оплачен долг предыдущим собственником), оказалось, что счет закрывают, квитанции не отправляют, и всё — долги переходят к новому владельцу. Удобно-то как...

Во время телефонного общения с организацией Светлане ответили, что остаток долга по капремонту, который перенесли на ее счет, пусть теперь оплатит предыдущий собственник по ее квитанции или просто переведет эту сумму ей (вся переписка с организацией и квитанции есть в распоряжении редакции).

Специалист сказала, что предыдущий собственник обязан был оплатить. На мой вопрос: как, если ему не прислали квитанцию в апреле, получила ответ: это потому, что его счет уже закрыт. На мою просьбу открыть его было сказано, что для этого ему нужно написать заявление. У меня тупик в голове: зачем было закрывать счет, если на нем висит долг? К слову сказать, предыдущий собственник — глубоко пожилая женщина, которой бегать за квитанциями сложно. Она платит через онлайн-банк, долга по капремонту не видит, наоборот, визуально видна переплата по счету. И это хорошо, что она сейчас в Петрозаводске, ведь проживает пенсионерка в другой стране.

Светлане сказали, что организация не обязана взыскивать долги. Кто ж спорит. Но разве это должен делать новый собственник квартиры? И всё же после долгой переписки, квитанция предыдущему собственнику была выслана. Ура, казалось бы, победа. Но не тут-то было.

Предыдущий собственник оплатить квитанцию не смог, не читается штрихкод, посоветовали ждать квитанцию за апрель. Мы тоже распечатали высланную ими квитанцию и попытались оплатить, но штрихкод не сканируется, лицевой счет не найден. Пробовали, как они предлагают, менять цифры в конце на 1 или 2, тот же результат. Конечно, многие рассуждают так: ладно, заплачу я эти 350 рублей, нервы дороже. Но мы же сами эту не совсем здоровую систему поощряем своим бездействием!

деньги

Светлана позвонила в Госкомитет по жилищному хозяйству, там сказали, что нарушений жилищного законодательства в действиях организации нет. Порекомендовали записаться на личный прием к начальнику организации.

— Я должна потратить свой день на это?

— Это ведь в ваших личных интересах!

Согласна. Всё как бы по закону. Но почему я должна тратить время на переписку с организацией, связываться с начальником, идти на личный прием, вести переговоры с предыдущим собственником, убеждать их заплатить долги, когда мне эту проблему создали на пустом месте?! В итоге мне предложили обратиться с жалобой через портал «Госуслуги». «ЕРЦ не является поднадзорной организацией для госкомитета, поэтому мы не уполномочены влиять на их деятельность. В случае разногласий, как правило, вопросы решаются в гражданско-правовом порядке, то есть через суд», — написали мне. То есть просто просишь квитанцию, в ответ — идите в суд.

По большому счету, говорит Светлана, вся эта ситуация выглядит как нецензурное послание... только в рамках закона.

Да, в завершение на мою просьбу встретиться с начальником ЕРЦ ответили, что личного приема у руководства нет. Я могу обратиться по телефону (кто знает, как сложно дозвониться им, тот поймет) или по электронной почте. Той самой, на которую им сейчас и пишу. И вот тут ты осознаешь всю тщетность бытия... и квитанций за ЖКУ.

Перед выходом статьи Светлана позвонила и рассказала, что ей прислали квитанцию со счетом за апрель. Но она не смогла оплатить ее и по новому лицевому счету. Он не найден. «Это какой-то очень сложный квест», — подытожила жительница Петрозаводска. И мы с ней согласны.

Наверх
Change privacy settings
Главные новости в нашем Telegram