Столица

Теплотрасса на улице Анохина: альтернативные варианты

Последнее время одной из «подогреваемых» тем в СМИ стала реконструкция теплотрассы на улице Анохина. Первый этап реконструкции уже завершен, горячая вода и тепло поступают жителям трех микрорайонов города по новой трубе с увеличенным диаметром, срок службы которой как минимум 50 лет.

И казалось бы, все хорошо, наконец-то в старые и изношенные сети Петрозаводска начали вкладывать деньги, и деньги довольно большие. Руководство Петрозаводской ТЭЦ называет сумму в 1 миллиард рублей – это тепловые сети на Кукковке, Первомайском проспекте и центре города. Однако второй этап прокладки теплотрассы потребует сноса более сотни деревьев вдоль улицы Анохина. Отдельные общественники выступают за разработку альтернативного проекта трубопровода, но никаких конкретных решений не предлагают. Мы решили сами разобраться в ситуации и обзвонили несколько проектных организаций города, которые могли бы помочь нам.

Каково же было наше удивление, когда, услышав, что мы спрашиваем о теплотрассе на Анохина, все без исключения проектировщики наотрез отказались с нами общаться!

— Вот это номер! — подумали мы и вспомнили старую журналистскую игру, популярную лет 15 назад. Суть игры простая — тебе дают имя и фамилию неизвестного человека, и твоя задача через своих знакомых найти его. «Это же Петрозаводск», — подумали мы и стали искать знакомых, у которых есть знакомые, которые работают в проектных организациях. И — о, бинго! Такого человека мы нашли. Мы встретились в одном из кафе Петрозаводска, и наш источник согласился прокомментировать проект теплотрассы по ул. Анохина, но только на условиях анонимности, поскольку не хочет проблем с руководством. Вот о чем нам рассказал проектировщик.

— Алексей, мы звонили в несколько проектных организаций, и нам везде отказались комментировать реконструкцию теплотрассы на Анохина, что за секретность?

— Да нет там никакой секретности. Просто проект, скажем так, непростой, и связываться с ним желающих мало.

- А в чем сложность?

— Центр города, большой объем подземных коммуникаций, в том числе пересечек, то есть пересекающих теплотрассу. Повышенные требования безопасности и ограничение по срокам реализации. Но главная проблема — отсутствие возможности создать временную схему подачи горячей воды. Например, на первом участке реконструкции можно было организовать временную схему подачи горячей воды. Поэтому реконструкцию петрозаводчане почувствовали только в виде перекрытой автомобильной дороги на улице Анохина, а горячая вода была у всех. А вот далее по Анохина резервного канала нет. И если это все раскопать, то без горячей воды будут сидеть 150 тысяч населения в течение шести месяцев в году – с мая по сентябрь на протяжении нескольких лет. А если быть точным, лет пять-шесть. Кто ж на такое пойдет?

Допустить этого нельзя, по закону максимально можно только на 21 день отключать воду (в соответствии с постановлением Петрозаводского городского округа — прим. ред.). Какие варианты? Проложить временный трубопровод вдоль всей Анохина, а потом менять теплотрассу под дорогой. Но тут вопрос, где его проложить? Ведь это нескольких десятков тонн бетона и две трубы по 700 миллиметров в диаметре. Прямо по проезжей части нельзя – там будут выкапывать и закапывать трубы. По четной стороне улице тоже нельзя – там школа, и близко жилые дома, — а если прорыв? Остается зеленая зона, где растут деревья. Тут проектировщики и предложили решение. Пока население получает теплоноситель по старой трубе, рядом за год можно построить новую надежную теплотрассу и закрыть этот вопрос на следующие 50 лет.

— Да, это решение понятно, но вот жители Анохина не согласны с вырубкой деревьев и считают, что можно найти другой вариант.

- Считать можно все что угодно, но важно, чтобы при этом в руках была хотя бы рулетка и калькулятор. Вы поймите – это же не полотенцесушитель в ванной заменить, это большая стройка с очень жесткими требованиями.

Мало того, что надо строить временный трубопровод, так ведь еще новая труба на место старой под дорогой не войдет. Старая труба проложена 40 лет назад, ее диаметр 600 миллиметров, рассчитывалась она из расчета потребностей города в тепле от 1979 года. За 30 лет население города выросло, построены целые микрорайоны, и всем нужны тепло и горячая вода.

Очевидно, что диаметр трубы должен быть больше. И как туда под дорогу втиснуть новую трубу? Расширять канал, но там рядом другие коммуникации, главная из которых — канализация. Ее куда? Тоже придется перекладывать? А это значит, что 3 микрорайона города останутся без горячей воды, а жители всей улицы Анохина — без канализации и водопроводной воды.

Деревья защищать хорошо, когда ты сам сидишь в комфорте и тепле. А что будет, когда выяснится, что для сохранения деревьев всем жителям Анохина придется полгода ходить в пластиковые туалеты на улице и делить их с соседями? Так там ведь еще железнодорожный колледж, школа и университет. Сколько туда нужно пластиковых туалетов? 100 – 200 – 300? И что, зимой дети из школы будут на улицу бегать? Как вы вообще себе это представляете?

Понятно, что такой проект никакую госэкспертизу не пройдет. Тем более если стройка затянется на 5-6 лет. Такие сроки никто не согласует, да и на саму разработку проекта и его согласование уйдет немало времени. Года три. Вот и считайте сами. Вытянет ли труба с 40-летним стажем такой срок, никто гарантий дать не сможет. То, что уже сейчас она в плачевном состоянии, — это факт.

— И что неужели нет других вариантов? Совсем никак?

— Почему нет, придумать то можно все что угодно. Можно проложить трубы над дорогой на уровне второго этажа (на высоких опорах высотой 5 метров) Решение? А что скажет градостроительный совет, когда увидит такой вариант? Еще есть вариант – расселить дома № 8, 12, 16, 18 по Анохина и проложить теплотрассу на их месте. Но сколько это будет стоить? Космические деньги.

У нас ветхий фонд расселить не могут, не то что такой проект реализовать. Вы поймите, тут не в том дело, что придумать нельзя, тут дело в том, чтобы сделать проект который бы, во-первых, прошел госэкспертизу и, во-вторых, не был затянут на десятилетия, и был бы экономически адекватен реальности.

Как с Гоголевским мостом получилось – сделали хороший проект на четыре полосы, но очень дорогой. Теперь 2 года уже деньги ищут, и не факт, что найдут, а сделали бы попроще проект на 2 полосы, уже бы, глядишь, и сдавали новый мост.

Но теплотрасса — это не Гоголевский мост. Она нужна сегодня, а не через 10 лет. Иначе все может закончиться, как в Беломорске в 2003 году, но только в десятикратном масштабе. Прорыв теплотрассы в минус 25, холод в домах, заморозка внутридомовых сетей и замена радиаторов в 50 тысячах квартир, естественно, за счет собственников. Время все расставит на свои места, но не хотелось бы, чтобы такими жертвами.

Беседовала Мария Кузнецова

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram