Столица

Транспортная реформа в Петрозаводске: что должно появиться в городе?

транспортная реформа в петрозаводске

В течение последнего года активно обсуждается вопрос развития общественного транспорта в Петрозаводске. Идут разговоры и про транспортную реформу. Существует различные мнения по стратегии развития, и сегодня урбанист и фотограф Дмитрий Соболев поделится своим видением.

Городской общественный транспорт — это бренд. Такой же как Coca-Cola или лоукостер «Победа». Первоочередная задача администрации города — продавать это бренд жителям города и туристам.

Почему так важно продать этот бренд? Всё очень просто: любой современный муниципалитет хочет пересадить как можно больше людей с личного автомобиля на общественный транспорт, чтобы разгрузить город от пробок, уменьшить загрязнение воздуха, избавиться от лишнего шума. Но чтобы продать этот бренд, общественный транспорт должен быть весьма привлекателен.

Разберемся по пунктам, что бы мы хотели видеть в результате предстоящей транспортной реформы в Петрозаводске.


автобус в москве
Фотобанк Лори

Удобная маршрутная сеть

С этим пунктом не всё так однозначно. С одной стороны, можно пустить большое количество маршрутов, которые будут на 50-80% дублировать друг друга и реже ходить, но при этом не нужно делать пересадок. Эта модель сейчас в Петрозаводске.

С другой стороны, можно сделать комбинированные маршруты, с одной пересадкой, но при этом транспорт будет ходить чаще, время на пересадку будет очень коротким, а маршрутная сеть больше и разнообразнее. Эта модель жизнеспособна только при едином проездном. Подробнее в следующем пункте.

Конечно, нашему городу не требуется большое количество таких маршрутов. По большей части они нужны, чтобы охватить удаленные районы города (Соломенное, Сулажгора, СКЗ, Сайнаволок и т. д.). На такие маршруты не нужны большие автобусы, напротив, нужны современные низкопольные микроавтобусы, которые будут ходить чаще и подвозить пассажиров к транспортно-пересадочному узлу.

Пример: микроавтобус, который будет каждые 10-20 минут забирать пассажиров из Соломенного и привозить в центр, где они пересядут на обычный автобус и доберутся куда нужно.

Информационный стенд на платформе станции метрополитена Oberwiesenfeld (Мюнхен, Германия)/Фотобанк Лори

Единый проездной на все виды транспорта

Проездной на все виды транспорта, или разовый билет, который действует не на одну поездку, а на определенное время. То есть купили вы билет, и он действует полтора часа. Пересаживаться можно сколько влезет в течение этого времени на все виды транспорта.

Пример: на троллейбусе доехали с Кукковки до центра, там пересели на автобус до Перевалки, при этом заплатив один раз, а не дважды.

Также проездной может быть на 1-7 суток и в электронном виде. В Москве такой единый проездной реализован в виде карты «Тройка».

карта тройка
Фотобанк Лори

Широкий временной охват

Одна из причин, почему общественный транспорт проигрывает автомобилю: невозможность передвигаться по городу быстро и позднее время. Нормальный общественный транспорт должен ходить минимум до двух ночи, пусть и с большими интервалами.

Фирменный, узнаваемый цвет, новые низкопольные автобусы и троллейбусы

Вас привлекают ржавые маршрутки и троллейбусы, обклеенные рекламой? Думаю, нет. Общий цвет для всего общественного транспорта часто становится фишкой города. На рекламе можно зарабатывать, сделав специальные секции внутри автобуса.

Например: в Хельсинки все автобусы выкрашены в сине-белый цвет, трамваи — в желто-зеленый, а метро — в оранжевый. А в Москве весь общественный транспорт покрашен в синий цвет.

Вид сверху на электробус, который едет по выделенной полосе для общественного транспорта в центре города Москвы, Россия / Фотобанк Лори

Разумеется ПАЗики в городе — это моветон. В рамках реформы нужно закупить новые полноценные автобусы и троллейбусы. Только они в полной мере могут обеспечить комфорт для всех пассажиров, включая маломобильных граждан. Пробовали доехать до вокзала с чемоданом в ПАЗике? Или видели когда-нибудь инвалида-колясочника в нем? Или человека с детской коляской? Вот-вот. А ведь общественный транспорт должен обслуживать любых пассажиров, а не только здоровых и сильных.

Остановки

Люди на остановке городского автобуса в Ллорет-де-Мар, Испания/Фотобанк Лори

Остановки — важная часть всей системы общественного транспорта. Реформа обязательно должна включать в себя редизайн посадочных пунктов. Мы уже выпускали статью о том, как должна выглядеть современная остановка. Если сказать коротко: остановка должна быть с хорошим дизайном, освещением, местом для отдыха, придвинута к месту посадки и содержать полную информацию о маршрутах, которые через нее проходят. Частично окупить обслуживание остановок можно через продажу рекламных мест.

Персонал

Последний, но немаловажный пункт. Вежливый и опрятный водитель, который безопасно ведет машину, — то, что хочет видеть любой пассажир.

Насколько известно, некоторые из перечисленных пунктов будут реализованы в предстоящей транспортной реформе Петрозаводска. Это событие для городе очень значимое, поэтому очень бы хотелось, чтобы муниципалитет был очень внимателен к деталям и не упустил самое важное.

Яркая Карелия в нашем Instagram