Столица

В Америке карельскому сироте давали таблетки «для настроения». Подробности визита Астахова в Петрозаводск! (ФОТО)

— Я  тебя не узнал! Какой бородатый, лохматый, — встретил детский омбудсмен Павел Астахова 19-летнего карельского сироту Томаса Ивана. Удивление уполномоченного понятно:  в папке-досье детские фотографии Ивана, на которых худенький мальчик.

— Как лучше тебя звать, Иван? Или Томас? — спросил Павел Астахов

— Раз мы в России, то Иван, — ответил сирота.

Как было видно, Павел Астахов хочет разобраться в этой странной истории. Уполномоченный подробно расспросил сироту о его жизни в Америке, о том, как попал в Россию и что тут делал. По словам омбудсмена, в истории иностранца, который вот уже 9 месяцев скитается по Карелии, пока больше вопросов, чем ответов.

По словам Ивана, первые месяцы жизни в Америке он плохо помнит. Помнит, что его встречало в аэропорту много людей с воздушными шариками.

— Я даже прятался за шариками, а так я многого не помню, — сказал Иван. – Первое время все было нормально, потому что стеснялся немного, все спрашивал. Потом начались замечания, наказания. Например,  мы (в семье есть еще один приемный ребенок Максим из Сортавалы — прим. ред.) нашли футбольный мяч, хотели поиграть, но они его отбирают и прячут. Они хотели, чтобы первое время мы были близко к ним, все время рядом.

Как рассказал сегодня молодой человек,  все обострилось, когда он пошел в школу. Родителям не нравились друзья-одноклассники, с которыми общался Иван. Через некоторое время они забрали мальчика из школы на домашнее обучение.  Как сказано в американском отчете, который был на руках  у Астахова, мальчик показывал успехи в учебе, особенно любил математику и рисование. Но, как рассказывает Иван, учебой это сложно назвать: мать ему не давала даже учебников.

По словам же американских родителей, сын поднимал на них руку. Иван  в своей беседе с Астаховым это признал:

— Но я ненамеренно. Просто они не давали времени на собственные мысли. Все хотели быстро решать, а мне надо было время обдумать. Если поругаемся, я уйду в комнату, они  хотят, чтобы я уже через полчаса начал общаться. Но я к этому не готов, мне надо часа два, чтобы все обдумать, потому что пластинка одна играет в твоей голове, — рассказал Иван.

Родители отвели сына к психологу, которая  выписала  ему таблетки «для настроения».

— Не знаю, разрешены у нас или нет такие таблетки «для настроения», — заметил Астахов.

По словам Ивана, стычки с родителями происходили регулярно.

— Они иногда сами начинали. Я пытаюсь уйти, они в комнате меня держат. У матери была привычка хватать за волосы.

— Никак не могли найти общий язык? Ты такой упрямый или они к тебе лезли? — подробно расспрашивал  Павел Астахов.

— Может, я, может, они. Непонятно. Мать тоже такая — если что не по ее воле, сразу психует.

Последний год Иван провел в социальном приюте. Он хотел учиться, и родители даже оплатили  первую четверть в колледже. Дальше родители отказывались подписывать бумаги на кредит на образование.  Найти работу Иван не смог. А после и вовсе отправили сына в Россию.

— Отец позвонил и сказал, что у них ко мне деловое предложение. Я засомневался и даже посоветовался с воспитателями приюта. И они сказали: «Что-то тут темное». Но что мне оставалось делать, терять мне было нечего, — признается Иван.

Была договоренность, что в России Иван проведет всего три месяца, а затем  родители купят ему обратный билет. Но, как мы уже писали, этого не произошло. По словам Ивана в Россию он приехал без американского паспорта. Родители же утверждают, что паспорт ему отдали. Но основная проблема не в документах, в американском консульстве в Питере их сейчас восстановят.

Убеждать Ивана остаться в России  уполномоченный по правам ребенка не стал. Ивану дали комнату в общежитии и собираются устроить на работу. В понедельник его  выпишут из больницы. Напомним, молодого человека избили на улице, он получил сотрясение мозга.

— По странному стечению обстоятельств, я сотрясение мозга получил в Америке в 30 лет. На соревнованиях по карате, — рассказал Астахов.

На вопрос журналистов, надо ли помогать 19-летнему здоровому молодому человеку, Астахов отметил, что сам он в 19 лет уже служил в армии.

— Вы видите, как он о себе заботится? Я в 19 лет мог о себе позаботиться. Вы знаете, что ребята из детских домов инфантильны. И еще, неслучайно в Америке совершеннолетие только в 21 год. Я жил в Америке и знаю, что до 21 года они дети. Здоровые, с водительскими правами, но дети по сути своей. Потому что система расслабляет, вырастаешь иждивенцем, — сказал Павел Астахов.

Сейчас Павел Астахов ведет переговоры с приемными родителями Ивана. Уполномоченный надеется, что удастся их уговорить купить сыну билет до Америки.

— Я думаю, что в итоге они согласятся оплатить его проезд. Пока мы не выдвигаем никаких обвинений Если что, обратимся в службу защиты детей штата Айова, в Госдепартамент США. Этот  вопрос все равно будет решен. Если же не оплатят, то тогда соберем денег, найдем в конце концов, — улыбнулся Павел Астахов.

Что касается планов Ивана, то пока он не знает, чем будет заниматься в Америке. Говорит, что будет пытаться получить образование.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram