Война с «наливайками»: мы проверили, можно ли в Петрозаводске купить пиво «с собой» после 22 часов
Столица

Война с «наливайками»: мы проверили, можно ли в Петрозаводске купить пиво «с собой» после 22 часов

Коллаж: кадр из видео

Полгода назад в Карелии был введен закон, который ограничивает продажу алкоголя в многоквартирных домах.  Мы с коллегой Александром Фуксом решили провести эксперимент, можно ли купить пиво «с собой» после 22 часов. В это время должны работать только заведения общепита, причем если они располагаются в жилых домах, то их площадь не должна быть меньше 75 квадратных метров. При помощи поисковика и запроса «Пиво. 24 часа. Петрозаводск» находим уйму «наливаек» и отправляемся в путь.

Первый адрес по списку на проспекте Александра Невского. Там, если верить Google, должно располагаться сетевое питейное заведение. Но находим жилой дом. Обходим по кругу, все магазины закрыты, а вывески о продаже пива или другого алкоголя нет. «Гугл» обманул, предполагаем мы и отправляемся по другому адресу.

Второе заведение находится практически в соседнем здании — на Комсомольском проспекте. Просторное помещение, на первом этаже пристройки. Барная стойка, столы и холодное освещение. Около входа стоят люди. Заходим. На нас подозрительно смотрит продавец. Делаем вид, что разбираемся в пенном напитке, спрашиваем ее совета. Киваем головой и соглашаемся с ее выбором. Пока нам наливают пиво в бутылку, рассматриваем закуски: кальмары, сыр, вяленое мясо. Женщина за стойкой протягивает бутыль.

Соседняя дверь — кафе. Его в нашем чек-листе «питейных заведений» нет, но грех ведь не зайти в пивную с таким названием и проверить, работают они али нет. Открываем дверь. Резкий запах ударяет в нос. Первая моя мысль: «Лучше бы не заходили». Такая же барная стойка, что и в предыдущем заведении. За ней стоит веселая продавщица, ест орешки.

Опять строим из себя экспертов в «пенном». Девушка бойко подсказывает: «Светлое? Или темное? Фильтрованное? Помягче?». На стойке стоят нарды, шашки и шахматы, в витрине тоже выбор закусок, в основном рыбных. Продавщица предлагает купить еще шаурму. Дескать, специализация у них «шаверма под ключ».

— Вы продаете пиво вечером, не боитесь, что с проверкой придут?
— Мы не пиво продаем, у нас «шаверма под ключ», — отвечает веселая продавщица.

Что такое «шаверма под ключ», мы так и не поняли. Пробовать тоже не стали. Оплатить нашу «контрольную закупку» по карте не смогли.

Только наличные или перевод онлайн, — задорно говорит девушка. — У нас что-то сломалось.

На другой стороне Комсомольского проспекта располагается сетевой магазин пивных напитков. На часах 22:30. Дергаем за ручку — открыто. Темно-коричневый пол, зеленые стены. Чувствуется стилистика ирландского паба. Стоит очередь — три человека. Столов нет. Барной стойки как таковой тоже. Рассматриваем ассортимент. Подходит наш черед. Пока девушка наливает пиво, спрашиваем, как удается в такой конкуренции выживать.

У нас сервис и креатив, — угрюмо отвечает она. Подает бутылку. Мы уходим.

Следующей точкой на карте стала круглосуточная пивная, расположенная на первом этаже жилого дома. 22:45 на часах. Всё открыто. Заходим. Три выпивших мужика уставились в экран телевизора, наблюдают за футболом. Женщина за прилавком недовольно посмотрела в нашу сторону. Во взгляде читается «Вам чего?».

— Нам бы пиво с собой, — мягко произносит Александр, явно в надежде, что ему откажут. Это будет третий литр.
— Какое? — спрашивает женщина по ту сторону прилавка.

Я думаю, что нам любое сойдет. Но Фукс продолжает быть в образе. Выбирает. Я подыгрываю ему, строя из себя эксперта в закусках. Наливают. Отдают. Оплачиваем картой. Уходим.

Последняя точка нашего маршрута — самая важная. Именно с этим заведением связаны рассказы о громких «гулянках» с последствиями: «Хмельница» на проспекте Ленина. Бар в подвале жилого дома долгое время не давал спокойно спать жильцам и после введения ограничений по площади заведений какое-то время продолжал работать. Спускаемся в подвал. Дергаем дверь. А там закрыто.

Бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнётова, комментируя наш эксперимент, рассказала, что, согласно федеральному законодательству, розничная продажа алкогольной продукции в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, допускается при наличии зала обслуживания посетителей площадью не менее 20 кв. м. Однако республиканский закон неоправданно ужесточил требования к площади зала обслуживания посетителей.

Многие предприятия общепита отмечают, что не имеют площадь зала обслуживания, удовлетворяющую нормам закона, — говорит Гнётова. — Для выполнения данных требований им потребуется найти соответствующее помещение и нести значительные дополнительные расходы на ремонт, приобретение оборудования, аренду, коммунальные расходы, расходы на рекламные услуги.

Бизнесмены жалуются на значительное ухудшение экономического положения в связи с ограничением их деятельности из-за пандемии. Предприятия в течение долгого времени были закрыты, сейчас действует ограничение на работу после 24 часов.

Поток посетителей уменьшился, рентабельность стала отрицательной, перспективы восстановления неопределенные, риски инвестировать в открытие нового объекта крайне высокие, — комментирует омбудсмен. — У подавляющего большинства предпринимателей в текущей экономической ситуации попросту нет денежных средств для вложений.

Елена Гнётова отметила, что малые предприятия общественного питания, расположенные в многоквартирных жилых домах, вынуждены закрыться, что в свою очередь приводит к недополучению доходов бюджетами всех уровней.

При этом заместитель министра экономического развития и промышленности Елена Игнатенкова на заседании комитета по экономической политике Заксобрания Карелии рассказывает, что удалось найти с предпринимателями взаимопонимание. После начала действия закона 6 организаций увеличили площадь залов для клиентов, 6 компаний прекратили свою детальность, 7 юридических лиц приостановили деятельность по розничной продаже алкоголя. Игнатенкова отмечает, что возникают сложности при регулировании деятельности точек общепита, которые торгуют слабоалкогольной продукцией, потому что отсутствуют требования по лицензированию деятельности.

В МВД сообщили, что сотрудниками полиции ведется масштабная работа. В отношении граждан судами выносится решение о привлечении к ответственности. Как правило, всё заканчивается штрафами.

В основном «организаторы» «наливаек» являются собственниками помещений, — отметили в ведомстве. — Изъять эту собственность полиция не может. «Наливайки» любят себя позиционировать как ресторанчики, но нет, это магазины, которые по нашему законодательству осуществлять продажу алкогольной продукции в ночное время не могут.

В пресс-службе МВД отметили, что в настоящее время не выявлено нарушений в деятельности заведений общепита, в отношении которых введено ограничение площади: «Здесь должна быть большая подготовительная работа. Сотрудникам МВД должны предоставить все документы, в том числе и по площади». В планах у полиции активно заняться выявлением незаконных «наливаек».

По мнению председателя комитета по экономической политике карельского парламента и авторы закона о «наливайках» Ларисы Ждановой, необходимо инициировать обращение Законодательного собрания Карелии на федеральный уровень по вопросу введения обязательного лицензирования предприятий общественного питания, торгующих пивом и другой слабоалкогольной продукцией и закрепить на федеральном уровне право жильцов определять, откроется ли в их доме заведение общепита, торгующее алкоголем.

Защитник бизнеса же полагает, что только диалог государственной власти с профессиональным сообществом, с общественностью позволит выработать справедливые критерии и отделить «наливайки» от остального общепита: авторских баров и предприятий малого общепита,а также решить проблему жалоб жителей и обеспечить в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях безопасность и тишину в ночное время.

16+

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2021 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings