Столица

Жильцы новостройки в Петрозаводске жалуются на потопы и требуют гидроизолировать дом, пока не поздно

Петрозаводск, дом, подвал, Нова
фото: Владислава Язвинская

«Уютный и семейный» — так представляет у себя на сайте дом № 18 по улице Мончегорской строительная компания Nova. Девятиэтажный жилой комплекс был сдан в ноябре прошлого года. Еще года не прошло, а жильцы уже хотят судиться со строительной компанией: подвальное помещение дома и кладовые залило водой, а хранившиеся там вещи испортились.

Первые звоночки о том, что с домом что-то не то, случились в апреле: в здании подтопило подвал и кладовые.

— Это было так: мы только въехали в квартиру, у нас коробка на коробке, прибегает соседка с первого этажа: «Нас топят! Мы сейчас рухнем! Рухну я — рухнете и вы!» — рассказывает жительница дома Катри Аусмеес. — Мы думаем: что случилось вообще? Я пустилась к ней на первый этаж, а там кладовка вся в воде. Вещи же, пока в квартирах идет ремонт, в кладовке: а там вода льется по стенам. Смотрю, а у других кладовок тоже такие же лужи из-под дверей.

Жильцы квартир предположили, что это произошло из-за растаявшего снега — обсудили все на собрании и оповестили о ЧП «Новую управляющую компанию», которая обслуживает дом. Вот только ответа на заявление с просьбой решить проблему почему-то так и не получили. Буквально через месяц внезапные потопы продолжились: начались дожди. Работники управляющей компании тогда отреагировали на звонки жильцов и откачали воду из подвала.

— В подвал было не зайти, булькала дренажка, — вспоминает другая жительница дома, Владислава Язвинская. Во время одного из июньских затоплений вода кое-где достигала 27 сантиметров, добавляет она. Кроме того, начали подтекать выводы канализационных труб в подвале: в нескольких местах жидкость тёмно-коричневого цвета стала вытекать прямо на пол.

После очередного затопления стало ясно: проблема системная, и нужно устранять ее причину, а не следствие. Правда, тут же выяснилось, что у жильцов дома и руководства строительной и управляющей компаний разные представления о том, как бороться с потопами.

— Мы стали доказывать, что нужно добиваться исправления дренажной системы и проведения наружной гидроизоляции, — говорит Язвинская, которая работает инженером-сметчиком в строительной сфере и разбирается в этом вопросе. — Созвали собрание, отправили заявление в управляющую компанию. А они нам: «Ничего не знаем, это застройщик». При этом застройщик отвечает, что это сфера ответственности управляющей компании. По факту управляющая компания, аффилированная компанией Nova, не оказала нам помощи вообще никакой. При этом гарантийные обязательства на дом, как известно, 5 лет, и в ноябре уже будет год. В общем, мы стали их бомбить заявлениями, а они нас — динамить. Замкнутый круг.

Владислава показывает объемную папку с документами: там десятки обращений к руководству компании Nova и «Новой управляющей компании». Жильцы дома, организовавшись, просили строителей проверить дренажную систему у дома (и предоставить им результаты проверки), а также гидроизолировать фундамент снаружи здания. Руководство домом отвечало неохотно: наружная гидроизоляция, по их мнению, не требуется. А дренажная система, писали они, у дома в порядке: в 2020 году здание принимал Минстрой Карелии, и у ведомства якобы не было нареканий.

Тем временем по стенам кладовых у людей текла вода, а вещи, сложенные в коробки, портились. Владислава Язвинская показывает фото своей осенней и зимней обуви: замшевые и кожаные сапожки покрыты плотным слоем плесени. Очевидно, что такие уже не только не наденешь, а даже в руки не возьмешь! На жалобу получили ответ: по мнению управляющей компании, жильцы сами неправильно хранили вещи в кладовке.

— Мы физически не можем хранить вещи на расстоянии 0,8 метра от стен, как написано в правилах эксплуатации, — возмущается Владислава. — Ширина кладовки — 1,2 метра, что, получается, нарушает правила пожарной безопасности!

Жильцы дома опасаются, что такими темпами плесень доберется и до квартир, а постоянная влага постепенно и вовсе разрушит их дом.

— Единственным техническим правильным решением является восстановление дренажной системы и гидроизоляции с наружной стороны фундаментов, что исключит попадание влаги в несущие конструкции дома и дальнейшее их промерзание и разрушение, — писали в своих бесчисленных заявлениях жильцы.

— Предусмотренные проектом характеристики бетона обеспечивают надежную работу конструкций, — отвечал им, например, инженер по гарантии Куликов. — В случае с проникновением воды в цокольный этаж не происходит нарушение целостности конструкций несущей фундаментной ленты, не оказывается влияние на надежность и безопасность конструкций.

Гидроизоляцию «Новая управляющая компания» под конец лета все же начала, но... внутреннюю, а не внешнюю. Как и планировало руководство, работы стали проводить по системе «Пенетрон» — грубо говоря, замазали швы конструкций дома изнутри. Причем владельцы кладовок изначально отказывались открывать их для обработки, говорит Владислава Язвинская. После чего жильцам дома стали навязчиво звонить из управляющей компании и убеждать открыть кладовки. Сейчас Владислава — единственная, кто отказался это сделать (за что «Новая управляющая компания» подала на нее иск в суд).

— Тут управляющая компания, мягко говоря лукавит: в исковом заявлении говорится о непредоставлении доступа в кладовку для выполнения предписания жилищной инспекции об уборке влаги с бетонного пола, — говорит Язвинская. — Но как раз для уборки влаги доступ не только предоставлялся, а именно я многократно обращалась с просьбой о проведении этого вида работ. Один раз их даже провели и воду в кладовке убрали, правда она сразу натекла вновь. А в дальнейшем наступил полный игнор — инженер по гарантии Куликов просто не явился на согласованную встречу с жильцами, готовыми предоставить доступ и обсудить предлагаемые работы, а на письменные обращения к компании и застройщику о согласовании доступа и устранении следов протечек ответа так и не последовало.

Она и другие жильцы дома продолжают воевать со строителями:

— Система «Пенетрон» — это внутренняя гидроизоляция полов, — еще раз повторяет Язвинская. — Они, грубо говоря, все стыки заделали сверху этой мастикой. Не устранили проблему, а устранили последствия. Директор управляющей компании на информационной беседе нам прямо сказал: «Так дешевле». Зато теперь вода не течет, но вода стоит. Они не обкопали здание снаружи там, где были зафиксированы нарушения. Вода копится — начнется зима — будет промерзание почвы. Зимой — до двух метров. Льду хватит силы дать трещину по фундаменту! Там уже течет ржавая вода — это гниет арматура.

обращение, письмо, потоп

К слову, это далеко не все претензии жильцов к организации жизни дома и бытовым условиям. Например, в подъезде дома белые стены: все они уже запачканы. Оно и понятно: люди делают ремонт в квартирах. Но обещанной полноценной покраски стен так и не было — подъезд по-прежнему грязный, говорит Язвинская. А у жителей верхних этажей плохой напор воды, добавляет Катри Аусмеес.

— Открываешь кран — ни холодной, ни горячей воды нет, — горько усмехается она. — Потом пойдет вода, но едва теплая. Сдули воздух, насос поменяли — вода потекла. Но вот сейчас вернулись с дачи, включили кран — а воды снова нет. И утром с 6 до 7 часов пустой кран, не умыться даже. Так обидно: мы же покупаем квартиры и платим деньги за то, чтобы это был нормальный дом. И чтобы у нас, как у всех, шла вода из крана. Но нет же!

Причем тарифы за «коммуналку» в «уютном и семейном доме» одни из самых больших в городе — это даже в самой компании признают. Люди же гадают, за что вообще платят:

— Мы до сих пор не понимаем, почему у нас такой дорогой тариф по текущему ремонту, — говорит Язвинская. — Они нам написали: «Просто нужно немного потерпеть». Да-да, вот буквально цитата (зачитывает): «Безусловно, тариф на управление содержания вашим домом не самый дешевый в городе. Наверняка есть предложения от других управляющих компаний, некоторые из них просто мечтают о таком доме. Единственный момент — подумайте, что вам предложит новая компания сверх того, что они должны сделать в минимуме и будет ли этот минимум. Наша компания наращивает производные мощности — надо лишь запастись немножко терпением».

Александр — человек, знакомый с ситуацией вокруг дома на Мончегорской улице. Он не захотел публичности, но согласился дать комментарий, так как сам работает в строительной сфере. Мужчина считает, что компания обязана как минимум предоставить все необходимые жильцам документы — тогда есть шансы, что конфликт будет улажен и стороны договорятся.

— Есть так называемые скрытые работы — это работы, которые впоследствии будут скрыты от глаз, и они фиксируются специальными актами, — говорит он. — Создается комиссия из застройщика, генподрядчика, технадзора — они эти работы фиксируют. Устройство гидроизоляции относятся к этому вижу работ: на момент окончания должны были составляться акты, где указывался объемы работ, материалы, температура окружающей среды и так далее. Но по неизвестным причинам ни управляющая, ни застройщик не предоставляют [жильцам] эти акты, а в них отражено, кто эти работы принял, кто несет ответственность. Они утверждают, что не обязаны предоставлять такую документацию. Поэтому пока непонятно, составлялись эти акты или нет. Если нет, то это прямое нарушение. Теоретически их можно сделать задним числом, но ни один здравомыслящий человек не будет так поступать, потому что ты подписываешься под определенную ответственность. А если застройщик что-то не сделал, то он должен, как минимум, вернуть деньги за несделанные работы.

Руководитель «Новой управляющей компании» Виктор Патроев отрицает, что их организация относится к компании Nova.

— Нет, мы самостоятельная организация, — говорит он. — Мы с этим застройщиком работаем, да, у нас есть договоренности на бумаге. Но это ни в коем случае не говорит о нашей какой-то аффилированности.

Он говорит, что некоторые жильцы дома на Мончегорской, 18 «просто сходят с ума» и не приходили к ним в офис, чтобы ознакомиться с проектной документацией. Также он считает, что недовольные жильцы «попросту не любят оплачивать жилищно-коммунальные услуги» и «стали сильно не любить компанию», после того как она отключила им одну из услуг. Забегая вперед: Влада Язвинская уверена, что речь идет о ней, но утверждает, что это УК «мстит» ей, то есть ситуация обратная.

— На сегодня это просто истерика, — уверен Патроев. — Да, эта система [гидроизоляции] в проектной документации была предусмотрена, но немножко в другом виде. Но сейчас там эту систему выполняют, так сказать. То есть ее дополнили, она там была изначально, но в более простом варианте. Сейчас ее дополняют, потому что в том, более простом варианте, она, к сожалению, недостаточно эффективна. [Прежняя] гидроизоляция не справлялась со своей задачей <...> Вода [под домом] всегда была и всегда там будет. Есть геология — при строительстве бурили скважину, там скала. Между скалой и фундаментом всегда была вода. Она будет убираться за счет дренажа придомового, в дом она не зайдет за счет гидроизоляции. Да, люди настаивают на наружной гидроизоляции, но дело в том, что дом невозможно поднять и сделать под ним гидроизоляцию — ни технически, ни физически. Есть сайт «Пенетрон.ру», можете почитать — где и как эти технологии применяются и так далее.

Патроев рассказывает, что одна из стен дома сейчас «находится под наблюдением» и на ней есть «следы увлажнения».

— Но не постоянно, а во время осадков, — продолжает он. — Возможно, там был некачественный монтаж. Возможно, какие-то другие причины есть. Сложно сейчас что-то сказать. Строители провели работу с этой стеной. Сейчас будут исправлять еще несколько косяков. Если это не поможет, то да, весной строители полезут уже снаружи все это [гидроизоляцию] делать. Но опять же — не весь дом раскопать, не весь дом.

Строитель Александр в ответ только горько усмехается:

— Совершенно некорректно сравнивать функционал внутренней и наружных гидроизоляций, — уверен он. — Наружная защищает конструкции дома от попадания влаги, внутренняя нет. Это знания на уровне студента строительного колледжа и удивительно, что застройщик и управляющая компания этого не понимают (или делают вид что не понимают) но в любом случае они вводят людей в заблуждение. Дом строился на основании утвержденного проекта, прошедшего многие инстанции. Проектом была предусмотрена именно наружная гидроизоляция. На сегодняшний день она не работает. Что должен сделать добросовестный застройщик? Думаю, это очевидно — надо в кратчайшие сроки восстановить некачественные работы согласно проектной документации, а не менять их на своё усмотрение с целью сэкономить. В принципе они могут еще более удешевить процесс: надо выдать жильцам резиновые сапоги и можно вообще больше ничего не делать.

Тем временем жильцы дома не исключают, что им придется добиваться установки наружной гидроизоляции уже через суд. «Губернiя Daily» будет следить за этой историей.

Срочные новости в нашем Telegram