Жизнь в лесу: в Петрозаводске мэрия выделила семьям с детьми-инвалидами участки, к которым просто так даже не подойти
Несколько лет назад в Петрозаводске случилось чудо. Многодетным семьям и семьям с детьми -инвалидами начали выдавать участки, на которые они имеют право по закону. Сначала администрация, конечно, говорила, что лишней земли нет, но когда один за другим люди выигрывали суды, участки неожиданно появились. Но радость таких семей длилась недолго. Ровно до тех пора, пока они не увидели, где и в каких условиях им предстоит строить дома и жить. Мы поговорили с тремя людьми, которые уже несколько лет арендуют эти участки, чтобы выяснить, почему для них мечты о собственном доме пока так и остаются несбыточными.
Радость со слезами на глазах
Одна из участниц этой истории вспоминает:
— Нас пригласили в мэрию, там показали кадастровую карту с красиво расчерченными участками. Я не особо разбираюсь в этом, поэтому тогда я обрадовалась. Наконец-таки дело сдвинулось. С ребенком-инвалидом удобнее жить в своем доме, так как в многоквартирных домах сложно создать все условия, особенно, если человек не ходит.
Но радость была недолгой. Оказалось, что начать строительство на участках прямо сейчас не получится. К ним даже пешком сложно пройти, а проехать вообще невозможно. Единственное, что удосужилась сделать администрация – вырубить лес на месте будущих дорог, да и там везде остались пни.
Обивание порогов
После этого, «счастливые» владельцы участков долго обивали пороги администрации. Но дело, почему-то не двигалось. Экс-мэр Петрозаводска Галина Ширшина провела пару совещаний, и обещала серьезно взяться за эту проблему. Именно тогда правительство посчитала ее неспособной выполнять свои обязанности, так как она не смогла построить 20 детских садов и не модернизировала ливневую канализацию, на которую требовалась сумма почти в два раза превосходившая городской бюджет. Тогда про эти участки все благополучно забыли. До этого бывший председатель Петросовета Олег Фокин тоже пытался помочь семьям инвалидов, но и его сняли с занимаемой должности и выгнали из «Единой России» и завели уголовное дело.
Получается, хождение по кабинетам чиновников было напрасным — тех, кто готов был помочь, устранили. А в новой администрации решать проблемы семей с детьми-инвалидами не спешили. Единственная радость– людям снизили арендную плату за землю. Когда участки только выдали, инвалидам нужно было платить за них чуть больше 9 тысяч рублей в год. Но потом власти смилостивились. Ведь строится на участках люди так и не начали, потому что физически не могут этого сделать. Теперь платят по 3 тысячи в год. Если они перестанут вносить арендную плату, то участки у них отберут, таковы условия договора.
Жизнь в лесу
Вместе с одним из владельцев участков мы съездили посмотреть на них. Нас сразу предупредили, надевайте резиновые сапоги. Хоть участки и находятся в черте города, на четвертом километре в сторону Лососинного, найти их сложно. Мы остановились у таблички «Прионежский район». Арендатор сказал: «Вот тут должна быть заезд». Но его нет. Зато есть канава и почти полностью заросшая тропинка, которую, не зная, что там, можно и не разглядеть. Мы несколько минут шли там, где должна быть дорога: все сильно заросло травой, а под ногами почти болото. Потом забрались на пригорок. А вот и вид на участки. Арендатор показывает куда-то в сторону березок: «Вот там мой участок».
Потом комментирует:
— В администрации одно решение: соберитесь сами и сделайте все за свой счет. Но инвалидам должны выделяться участки в доступной зоне, а какая это доступная зона, если там ничего нет, это просто издевательство над людьми.
И ведь владельцы участков понимают, что на обустройство нужны и время, и деньги. Они готовы подождать и не требуют сделать это сразу же, даже согласны одни на компромисс, только вот администрация не хочет им помогать, хотя по закону должна это сделать.
Шанхай для инвалидов
Владелица участка рассказывает:
— Однажды нам даже сказали «Вы там Шанхай будете строить?». Кажется, что они думают, что мы хотим деньги на этом сделать, но ведь это не так. А ведь, если через пять лет мы ничего там не построим, эти земли могут забрать. Конечно, у нас есть свои аргументы, и если это произойдет, будет суд и срок аренды могут продлить. Но ведь мы не можем постоянно по судам ходить. В некоторых семьях детям постоянно нужны дорогостоящие курсы терапии, поэтому мы часто выбываем из этой игры на 3-4 месяца, подлечимся и начинаем все сначала.
Последнее действие
Одно из последних действий в драме состоялось недавно. Еще один участник этой истории хотел хотя бы немного продвинуть решение вопроса об электрификации участков. В администрации он так ничего и не добился. Отметим, что через дорогу от участков проходит линия электропередач, но чтобы провести электричество через нее, нужно ставить трансформатор, понижающий мощность. Ближайшая линия без трансформатора относится к Прионежской сетевой компании. Он пытался договориться, но предварительная сумма оказалась неподъемной – 4 миллиона с участка. Конечно, это приблизительные расчеты, если бы дело продвинулось, возможно, сумму уменьшили. Вот что нам рассказал этот человек:
— Я им сказал, зачем мне электричество за 4 миллиона, когда я могу за 3,5 купить просторный участок с домом. Но они же ничего не могут с этим сделать, если бы администрация вмешалась, помогла, то можно было бы говорить о совсем других суммах. Но никто этим просто не занимается. Сейчас сроки всех предварительных договоров кончились, и все нужно начинать сначала. По идеи администрация должна провести туда линию, а подключать каждый дом мы будем сами. Но, конечно, главная проблема это дорога. Из-за этого туда просто не попасть.
Вот такая история. Мы уже запросили комментарии у администрации Петрозаводска, но нашим чиновникам, конечно, нужно время, чтобы их подготовить. И мы даже не удивлены. Так что ждем ответа, который мы обязательно опубликуем. Стоит отметить, что участки на четвертом километре в сторону Лососинного — не единственные земли, которые дали инвалидам города без обустройства, есть еще земли в Университетском городке и на других окраинах города.
Владельцы участков просили не называть их имен. Они слишком часто приходили в администрацию, слишком часто настаивали на том, что их права нарушены, что администрация не исполняет законы. Может быть, их уже где-то напугали или «вежливо попросили» не жаловаться. Остается только процитировать известного телеведущего «впрочем, ничего нового».