В центре внимания

Хроника пикирующих кукурузников

Министерство экономического развития Карелии пытается доказать, что оно не нарушало антимонопольного законодательства, а Управление антимонопольной службы (УФАС) настаивает на том, что закон все-таки был нарушен. Прошлым летом в петрозаводском аэропорту (том самом, что расположен рядом с поселком Бесовец) появились два самолета АН-28. Приобретены они были за бюджетные деньги без конкурса, а это, по мнению УФАС, противоречит закону о защите прав конкуренции. Давайте разбираться.

Преступная схема

Представители министерства утверждают, что они ничего не нарушали. Если бы за самолеты напрямую расплачивалось правительство, то тогда да, оно было бы обязано объявить конкурс и купить товар у тех, кто предложит минимальную цену. Но правительство платило не напрямую. Оно сначала передало деньги своему автономному предприятию – аэропорту «Петрозаводск» на «иные цели», а аэропорт уже имел право тратить их по своему усмотрению без всяких конкурсов. Так что все законно.

УФАС считает, что это типичная преступная схема. Переговоры о покупке самолетов вело правительство, продавца находило правительство, так что роль аэропорта в этой сделке была чисто формальной. И главное – в уставе аэропорта не прописана деятельность по осуществлению пассажирских авиаперевозок, а значит, аэропорт не имел права покупать самолеты. Новую систему посадки – пожалуйста, уборочные машины – да, автобусы для перевозки людей от самолета до здания аэропорта – ради бога. Но не сами самолеты. В аэропорту нет даже летчиков, которые могли бы на них летать. В итоге купленные АН-28 обслуживались представителями той самой фирмы, у которой они были куплены. А именно московской компанией ООО «Регион-Авиа».

Из протокола заседания суда

Судья: Есть ли у аэропорта необходимая база для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки?

Представитель Минэкономразвития: Да. Раньше мы всегда зависели от посторонних перевозчиков. А этим летом уже сами летали в Санкт-Петербург и на Соловки.

Судья: Кто осуществлял эти перелеты?

Представитель Минэкономразвития: Кто-то… Не помню.

Судья: Аэропорт?

Представитель Минэкономразвития: Нет.

Судья: Может быть, «Регион-Авиа»?

Представитель Минэкономразвития: У аэропорта спросить надо.

Судья: Вы их учредитель, даете показания в суде и не знаете, кто осуществлял перелеты?

Представитель Минэкономразвития: Я вправе не знать какие-то детали… Это к делу не относится.

В два раза дороже

Разговоры о желании приобрести самолеты АН-28 пошли в правительстве Карелии в конце 2010 года. Уже тогда, по словам штурмана Северо-Западного авиаотряда Сергея Андруневича, он обратил внимание властей на то, что у карельской авиации есть нужды поважнее и что в подобного рода покупке может присутствовать коррупционная составляющая.

– Я пытался предупредить их, – говорит Андруневич, – а в ответ министр природопользования Штрахов ответил, что это лишь «мысли и проекты», а мысли и проекты не наказуемы. И уже через месяц они внесли изменения в бюджет, чтобы передать аэропорту 31 миллион и купить эти разваливающиеся АНы.

Андруневич утверждает, что эти самые самолеты сам «Регион-Авиа» приобрел в 2006 году за 15 миллионов рублей, а нам через пять лет продал их в два раза дороже.

– Подобные самолеты в другие города России «Регион-Авиа» продавал в среднем по 8 миллионов рублей, – утверждает заместитель командира авиаотряда аэродрома «Пески» Михаил Дедюхин. – А мы их почему-то купили по 15 с половиной. А ведь чтобы поднять их на крыло, по нашим расчетам, нужно было вложить еще порядка 25 миллионов. У одного из самолетов был выработан летный ресурс, у них нужно было дорабатывать силовую установку, были проблемы с двигателем. Опять же на аэродромах в Пудоже и Костомукше, куда собирались осуществлять рейсы эти самолеты, нет ни соответствующей сертификации, ни необходимого оборудования. Там даже тракторов для чистки взлетно-посадочной полосы нет.

Зачем же нам так понадобились эти самолеты?

Из протокола заседания суда

Судья: Вы рассчитывали, во что вам обойдется содержание самолетов?

Представитель Минэкономразвития: Письменных расчетов нет… Но мы в Вологду ездили…

Судья: Те документы, которыми располагает суд, не подтверждают, что вы сильно задумывались, как вы их будете содержать. А рынок вы изучали? Может, где-то было дешевле?

Представитель Минэкономразвития: Лично я…

Судья (мягко): Вы здесь не себя представляете, а учреждение.

Гибкая штука

При всем этом, как стало известно после июньской трагедии, когда рядом с Бесовцом разбился самолет, петрозаводский аэропорт не обладает современной системой посадки, его навигационные системы требуют обновления, одним словом, он даже близко не соответствует статусу международного. Он не безопасен. И тем не менее деньги, выделенные ему на «иные цели», он тратит на не очень вразумительные самолеты.

– С 1 июня подобные суда нельзя будет эксплуатировать, если они не будут снабжены навигационной системой ГЛОНАСС и специальным оборудованием, позволяющим определять рельеф земной поверхности. Траты на оформление и приобретение этого оборудования соизмеримы с ценой самих самолетов.

На суде представитель УФАС утверждал, что, по их данным, в другие области нашей страны «Регион-Авиа» действительно продавал такие же самолеты дешевле, чем нам.

– Мы убеждены, что инициатором этой сделки выступила фирма «Регион-Авиа», – утверждает представитель антимонопольной службы. – Именно она сделала коммерческое предложение определенным людям в карельском правительстве. А те уже нашли схему, по которой можно принять это предложение в обход конкурса. Мы уверены: это была притворная сделка.

Но представитель Минэкономразвития убежден, что если бы в законе не была прописана возможность осуществления подобной схемы, то ее бы и не удалось осуществить. Закон ведь штука гибкая. Главное, уметь им правильно распорядиться.

Из протокола заседания суда

Судья: Самолеты приобретались для нужд автономного предприятия «Аэропорт Петрозаводск» или для нужд правительства РК?

Представитель Минэкономразвития: Для аэропорта.

Судья: Кто явился инициатором изменений бюджета, благодаря которым аэропорту была перечислена субсидия?

Представитель Минэкономразвития: Глава РК.

Судья: А кто ему посоветовал это сделать?

Представитель Минэкономразвития: Мы. Минэкономразвития.

Судья: А вас аэропорт просил об этом?

Представитель Минэкономразвития: А это не обязательно. Больницы тоже не просят улучшить им оборудование.

Арбитражный суд отложил рассмотрение этого дела на 22 февраля.

Александр Фукс

Срочные новости в нашем Telegram