Аттракцион неслыханной щедрости. Транспортная реформа в Петрозаводске за пять месяцев «съела» уже больше, чем за год троллейбусы
Daily удалось обнаружить интересные данные, которые подводят своеобразный промежуточный итог транспортной реформе в столице Карелии, затронувшей три автобусных маршрута — № 5, 14 и 29.
Напомним, что в июне этого года администрация Петрозаводска аннулировала свидетельства на перевозки по этим маршрутам для прежних автотранспортных компаний, хотя они действовали до 2026 года. Взамен чиновники провели аукцион на 283 млн рублей на перевозки до конца года на «пятерку», «четырнадцатый» и «двадцать девятый».
Выиграла его гатчинская фирма «Транс-Балт», связанная через владельца с небезызвестной компанией «Питеравто». До конца декабря новый подрядчик должен возить горожан, получая от города деньги и параллельно собирая с пассажиров плату, которая поступает назад в муниципальный бюджет.
В комментариях на официальной странице сити-менеджера Инны Колыхматовой ее зам по ЖКХ Юлия Мизинкова, отвечая на вопросы горожан, опубликовала важные сведения, которые хорошо показывают, что транспортная реформа больше похожа на выбрасывание денег в окно, чем на экономически грамотное и хорошо продуманное управленческое решение.
Так, по данным Мизинковой, итоговую сумму контракта с новым перевозчиком скорректировали с 283 до 255,1 млн рублей. На 31 октября городские власти уже рассчитались с «Транс-Балтом» за пять месяцев работы, перечислив ему 157,7 млн рублей. При этом город получил от подрядчика в качестве собранной с пассажиров платы всего 42,1 млн рублей.
Что интересно, Юлия Мизинкова привела и данные о расходах городского бюджета на субсидирование ПМУП «Городской транспорт» (бывшее троллейбусное управление), которое осуществляет в этом году перевозки по семи маршрутам. Так вот, расходы города на него за год оказались меньше на 14,8 млн рублей, чем на три автобусных маршрута за пять месяцев.
— Размер субсидии МУП «Городской транспорт» в 2023 году составляет 142,9 млн рублей, — указала Юлия Мизинкова цифру, которая явно контрастирует со 157,7 и тем более со 255,1 млн рублей.
Немаловажно и еще одно сравнение. Тариф на проезд в троллейбусах для горожан в этом году составляет 38 рублей, тогда как реальные расходы «Городского транспорта» на перевозку одного пассажира — себестоимость без учета рентабельности — 61,81 рубля. Возникающую разницу, как известно, и субсидирует город.
А вот как выглядит картина с перевозками на трех автобусных маршрутах, на которых поставлен эксперимент с транспортной реформой. В первоначальном варианте контракта с «Транс-Балтом» для справки указывалось, что он должен перевезти за семь месяцев ориентировочно 1 452 915 пассажиров. Если разделить сумму контракта с перевозчиком (255,1 млн рублей) на расчетный пассажиропоток, то получается, что перевозка одного человека в автобусах № 5, 14 и 29 обходится городу в 175,57 рубля.
Если учесть еще, что «Транс-Балт» при цене проезда в 50 рублей должен собрать с пассажиров где-то 72,6 млн рублей и эти деньги вернутся в бюджет, то затраты города на перевозку одного пассажира окажутся несколько ниже — примерно 125,57 рубля, что, впрочем, всё равно вдвое больше, чем себестоимость одной поездки в троллейбусах.
Этот показатель ярко характеризует транспортную реформу как экономически неэффективную и крайне невыгодную для муниципальной казны. Это на интуитивном уровне, судя по комментариям в соцсетях, понимают даже некоторые горожане, которые пишут, что, получив 255,1 млн рублей, гатчинский перевозчик в конце года может помахать Петрозаводску ручкой и уехать со своими большими синими автобусами в Ленобласть, тогда как городу после транспортного эксперимента останется фактически дырка от бублика.
Напоследок остается удивиться, почему этим аттракционом неслыханной щедрости до сих пор не заинтересовались правоохранительные органы. Вразумительного ответа на этот вопрос нет. Но хочется верить, что они еще пребывают в раздумьях и собирают фактуру, которая даст основания заняться транспортной реформой плотнее.
Еще больше таких оснований у правоохранителей может появиться после 4 декабря. Как мы уже писали, в этот день Верховный суд Карелии рассмотрит апелляцию мэрии на иск прежних перевозчиков. В начале августа они уже добились победы в Петрозаводском горсуде, который постановил, что транспортная реформа была проведена мэрией вопреки закону.
Если это решение устоит в апелляции и вступит в законную силу, то приказы мэрии об аннулировании свидетельств на перевозки отстраненных транспортных компаний будут следом так же легко признаны незаконными, а у перевозчиков возникнет право взыскать с города возникшие убытки на сотни миллионов рублей.
В то же время с уголовно-правовой точки зрения такая последовательность событий даст основания говорить о наличии признаков преступления — превышения полномочий и растраты — в действиях должностных лиц мэрии, которые с нарушениями закона начали транспортную реформу, незаконно отстранили работавших перевозчиков и приняли решение заплатить на сомнительных условиях гатчинской фирме свыше четверти миллиарда рублей.