Без лишних слов. Правительство Карелии закрыло одну из самых востребованных баз отдыха республики
Мы приезжали сюда с детьми на мероприятия и собирались отмечать выпускной. Загородная база «Уя» — прекрасное место для отдыха. И совершенно неудивительно, что при первой же возможности ее забрали у тех, кто многие годы вкладывал в нее деньги и силы.
«Уя» никогда не была частной собственностью и долгое время находилась в запущенном состоянии. Еще 15 лет назад на ее территории стояли лишь семь небольших домиков, причем даже без окон. А потом базой занялась компания «ТК Карелия» и со временем не только привела в порядок то, что имелось, но и поставила новые красивые большие дома, спортивную площадку, кафе, шашлычные домики, пирсы, причалы.
— Чтобы сохранить и восстановить объект, был подписан договор о совместной деятельности, — рассказывает генеральный директор компании Андрей Мядзель.
Это очень странный документ. Стороны договора: ООО «ТК Карелия», Карельский кадетский корпус имени Александра Невского, Министерство образования и Минимущества республики. На бумаге стороны должны были вести «совместную деятельность по развитию и обустройству территории спортивно-оздоровительного лагеря». По факту предприниматели базу отдыха обустраивали и развивали, зарабатывая деньги, а кадеты (их родители, педагоги) при необходимости использовали.
В целом за 15 лет «ТК Карелия» вложила в «Ую» около 50 миллионов рублей.
— До пандемии мы каждый год принимали на базе кадетов, — говорит Андрей Владимирович. — У них были шлюпочные сборы. Мы помогали с доставкой лодок, с питанием. Помогали с ремонтом здания кадетского корпуса в Петрозаводске.
О том, что никакой «совместной деятельности» больше не будет, Андрей Владимирович узнал за полтора месяца до окончания действия договора. И узнал он об этом из письма. Чиновники решили обойтись без благодарностей, без обсуждений, без объяснений, без всего. Просто попросили освободить территорию. Предприниматель писал в министерства и Артуру Парфенчикову, призывал к диалогу, но ответов не получил.
И с юридической точки зрения, всё чисто: договор закончился, можно расходиться. Но в целом как-то совсем не по-человечески получилось.
«Консервируем»
С 1 ноября «Уя» не функционирует. Хотя заявок от желающих было море: и на ноябрьские праздники люди хотели приехать, и на Новый год.
— Перед закрытием мы все свои обязательства выполнили: и перед людьми, и перед всеми службами. Все счета оплатили, — говорит Андрей Владимирович.
Во время нашего визита рабочие заканчивали выносить из домиков вещи, а директор кадетского корпуса Дмитрий Ефимов искал место, куда можно посадить охрану. Он говорит, что последние годы кадеты базой практически не пользовались.
— Был договор, по которому мы работали, но эта база не очень подходит для кадетов и проведения военно-патриотических лагерей, да и вообще для детского отдыха. По разным причинам, — поясняет Дмитрий Александрович. — После изменения санитарного законодательства и противопожарного нам уже сложно было с детьми сюда выезжать. С 2018 года мы были здесь всего пару-тройку раз без ночевки.
Да и есть им куда податься.
— Нам передана база «Айно». Мы ее ремонтируем, обустраиваем, - говорит директор.
«Уя» кадетам не нужна. И никаких работ на ней в планах у руководства учебного заведения нет. По крайне мере, пока.
— База находится у нас в оперативном управлении, но пока мы ставим охрану, консервируем до принятия решения собственником, — говорит Ефимов. — Собственник — правительство республики. Оно и будет принимать решение, оставлять базу у меня или передавать.
То есть отныне и до каких-то решений-распоряжений этот объект не приносит прибыли (никому) и налогов, но требует внушительных финансовых расходов. Например, на работу охранного предприятия.
— Физическая охрана в сутки стоит около 5 тысяч рублей, — говорит Андрей Мядзель. — То есть только на охрану нужно будет отдавать около 150 тысяч рублей в месяц. А еще тепло, вода. В целом должно выходить не менее 250 тысяч рублей.
Нашли замену?
Сейчас судьба «Уи» очень туманна. С одной стороны, логику чиновников понять довольно просто: есть государственная база отдыха, которая пользуется популярностью у туристов и на которой кто-то зарабатывает деньги, и сейчас тот самый момент, когда этого кого-то можно просто отодвинуть. Другой вопрос: для чего? Чтобы кадетский корпус мог на ней зарабатывать? Так он не собирается. Да и не смог бы это сделать своими силами.
— Ни одно государственное подразделение не будет этим заниматься. Они же всё равно это кому-нибудь отдадут, — размышляет Андрей Мядзель.
Понятно, что на других условиях. Так ведь и «ТК Карелия» готова рассматривать другие условия и другие варианты сотрудничества. Только никто не предлагает. Видимо, уже нашли претендента.
Бывший директор «Уи» далек от мысли, что объект задействуют под социальные цели. Лишние подтверждение тому — отсутствие какой-либо информации. Если бы правительство планировало реализовать тут какой-то важный государственный проект, уже бы трубили со всех сторон. Но базу зарыли быстро и тихо...
Что дальше?
В домах, расположенных на территории «Уи», было всё, кроме стиральных машин. Приезжай и живи.
Но так было до 1 ноября. У того, кто придет на смену Андрею Владимировичу, взять и в один день продолжить деятельность базы не получится. Хотя бы потому, что он не собирается оставлять (по крайней мере, бесплатно) свое имущество, а это не только катера, мебель, посуда, постельное белье и конвекторы. Это и сами домики. Даже вагончик, где собирается сидеть охрана, принадлежит «ТК Карелия».
Кроме того, нужны серьезные финансовые вложения в то, что останется. Например, в пирс.
— Я в том году сделал два пирса. У меня ушло на это около 1,5 миллиона рублей. Собирался и дальше вкладываться, — говорит Андрей Владимирович. — Там ремонтных работ еще миллиона на три. В целом же на сегодняшний день база отдыха требует вложений порядка 10-20 миллионов рублей.
Кроме того, у Андрея Мядзеля остается в аренде водная акватория около «Уи». И новым арендаторам или собственникам в случае возобновления работы объекта придется решать с ним еще и этот вопрос.
Грусть
Мы отъезжаем от «Уи» всего несколько километров и оказываемся в прекрасном месте на берегу того же Онежского озера. Здесь находятся два бывших детских оздоровительных лагеря: «Дружба» и «Северный Орленок». Территория одного находится за покосившимся забором и еще охраняется (сам лагерь не функционирует), а другой уже превратился в руины. Если бы не договор с «ТК Карелия», заключенный 15 лет назад, такая же судьба постигла бы и «Ую». Впрочем, всё еще может быть впереди.
Это «Северный Орленок». Место сказочное, но уже сильно запущенное.
Выход к воде отличный.
Вокруг красота и… вот это.
И если на территории «Уи» останется охрана, со временем она может превратиться в «Дружбу».
А если нет — в «Северный орленок».