Безграмотность мэрии при транспортной реформе в Петрозаводске обернется ущербом на сотни миллионов и уголовным делом?
На днях врио петрозаводского сити-менеджера Инна Колыхматова обратилась к горожанам с просьбой поддержать петицию мэрии против «ржавых ПАЗиков», а точнее, против попытки прежних перевозчиков вернуть себе автобусные маршруты № 5, 14 и 29 и сохранить за собой остальные маршруты в ближайшие годы.
Опасения, что прежние маршрутчики вернут утраченные позиции, совсем не напрасны, потому что 4 августа администрация Петрозаводска уже проиграла суд шести транспортным компаниям, оспорившим ее решение (в их числе ООО «АТП», «АТП 2», «АТП 3», «Автосити», «Транспортная компания» и «АТП № 4 Тосноавто»). Однако ни в постах на официальной странице Колыхматовой, ни в самой петиции нет практически никакой конкретики о причинах замаячившего фиаско транспортной реформы или о том, что надо будет делать для исправления собственных ошибок.
Так, городские власти ничего не пишут про то, что же они предлагают изменить в федеральном законодательстве для «создания эффективного механизма контроля за работой компаний-перевозчиков», хотя как раз ради этого петрозаводчанам и предлагается подписать петицию. Но что еще важнее, мэрия никак не объясняет и свое судебное поражение — кроме общих слов про «формальные и процедурные вопросы», которыми воспользовались отстраненные транспортные предприятия.
И эти умолчания вряд ли стоит считать случайными, потому что изменения в федеральном законодательстве, даже если они и будут приняты Госдумой после петиции (что маловероятно), уже не смогут спасти транспортную реформу в столице Карелии. Причиной же этого станет вскрывшаяся в суде юридическая безграмотность и самоуверенность чиновников мэрии, включая бывшего сити-менеджера Владимира Любарского.
Именно при нем и за его подписью в декабре прошлого года мэрия своим постановлением утвердила документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, который предусматривает перевод всех автобусов в 2023—2025 годах с нерегулируемого тарифа, когда цену на проезд устанавливают перевозчики, на регулируемый, когда это делает мэрия, которая должна будет получать и оплату с горожан и оплачивать работу транспортников. Кроме того, документом планирования предусмотрена отмена 1, 4, 8, 12, 15, 20, 22 и 26 автобусов, изменение маршрутов №№ 2, 3, 5, 9, 10, 14, 17, 19, 21, 25, 27 и 29, а также введение сезонного 23-го маршрута с Зимника до Древлянки.
Через полгода после разработки документа планирования — в июне 2023-го — в рамках первого этапа реформы последовали и три приказа мэрии об отмене свидетельств прежних перевозчиков на 5-й, 14-й и 29-й маршруты, хотя эти свидетельства были выданы на пять лет и действуют до августа 2026 года. Параллельно с этим мэрия разыграла аукцион на 283 млн рублей на эти же маршруты — его выиграла гатчинская компания «Транс-Балт», которая за эти деньги должна возить горожан на больших синих автобусах до конца года.
Однако, как следует из решения Петрозаводского городского суда от 4 августа, делать всё это мэрия не имела никакого права, поскольку по Федеральному закону № 220 «Об организации регулярных перевозок…» изменять и отменять действующие маршруты, а также переводить их с нерегулируемого на регулируемый тариф она могла лишь после истечения срока свидетельств, выданных действующим перевозчикам, или при их согласии на сокращение этого срока, которого они, естественного, не давали, чтобы не потерять маршруты.
— Принимая во внимание, что оспариваемые положения нормативно правового акта вступили в силу ранее срока окончания свидетельств административных истцов (транспортных компаний — Прим. ред.) об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, меньшие сроки не согласовывались с административными истцами, следовательно, административный ответчик (мэрия — Прим. ред.) вышеприведенные условия не выполнил, — установил суд в своем решении, признав недействующим документ планирования в той части, которая касалась 2, 5, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 22, 27 и 29 маршрутов, обслуживаемых шестью упомянутыми фирмами.
Конечно, решение Петрозаводского горсуда еще не вступило в законную силу и обжалуется мэрией в Верховном суде Карелии, который назначил рассмотрение апелляции на 4 декабря этого года. Однако, скорее всего, мэрию и там ждет очередное поражение, поскольку решение первой инстанции буквально повторяет и разъясняет требования закона. Более того, ту же позицию в суде заняла и прокуратура.
Но, видимо, чтобы прикрыть предстоящий провал транспортной реформы, администрация города и решилась на бесполезную идею с петицией. Раскритиковав в ней транспортные компании, мэрия попыталась отвести от себя неминуемый гнев горожан, которые явно не обрадуются всему происходящему.
Правда, долго делать вид, что они здесь ни при чем, должностные лица мэрии вряд ли смогут, потому что как только решение горсуда вступит в силу, к ним вполне могут возникнуть вопросы насчет злоупотребления полномочиями и нанесенного ущерба городу.
Ведь уже выделенные на транспортную реформу 283 млн рублей в конце этого года уедут вслед за синими автобусами в Гатчину, тогда как июньский аукцион на перевозки по 5-му, 14-му и 29-му маршрутам, весьма вероятно, также будет признан незаконным после признания незаконности документа планирования.
В то же время вернувшиеся на маршруты старые перевозчики, очевидно, потребуют возмещения убытков, нанесенных незаконным аннулированием свидетельств на перевозки. К слову, иски об отмене соответствующих приказов мэрии уже лежат в Арбитражном суде Карелии, и общая сумма ущерба, причиненного отстраненным компаниям, по подсчетам некоторых депутатов Петросовета, переваливает за 300 млн рублей.
Кто будет возвращать все эти деньги в бюджет города в случае взыскания?