«Цыц, не отвлекайтесь!» Как гастролеры, вытягивающие большие деньги из жителей Петрозаводска, заманивают их к себе
Услышав, что незнакомый голос приглашает меня на какое-то мероприятие, я чуть было сразу не повесила трубку, но собеседник внезапно переключился на мое зрение. Молодой человек поинтересовался, как давно я была у окулиста, знаю ли я, что нужно делать, чтобы и дальше хорошо видеть, и пригласил на мероприятие, где специалисты не только все это расскажут, но и абсолютно бесплатно подберут мне очки. Причем, их просто подарят!
«О, что-то новенькое к нам приехало», — подумала я и заверила, что приду, взяв с собой родственника (за это обещали дополнительный подарок, да и подозрений парочки, честно говоря, вызывают гораздо меньше).
Кроме нас в назначенный день в банкетном зале было еще около 30 приглашенных. Два человека в белых халатах и еще трое занимались организационными делами: встречали, регистрировали, усаживали. Как только эти люди убедились, что моя фамилия есть в списке приглашенных и я не забыла паспорт, тут же налепили на грудь мне и моему родственнику бумажки с нашими именами и отправили в очередь на проверку зрения.
В этот момент в глаза бросился мужчина, которого как-то уж больно бесцеремонно пытались прогнать с мероприятия.
— Что случилось? – спрашиваю я.
— Он уже был на нашем мероприятии несколько раз.
— Ну и что?
— Приходит только из-за подарков.
— Так-то вы только за ними и приглашали, — пожимаю плечами я, возвращаясь в очередь.
«Врачи», надо сказать, сильно не напрягались. Кое-как проверив мое зрение, мне радостно сообщили:
— Поздравляем. У вас единица. Вам мы к концу мероприятия изготовим специальные очки, для профилактики. Много времени перед компьютером проводите? Вот в этих очках глаза будут уставать меньше.
Ну, чудеса, да и только.
— А где их будут изготавливать? Прямо здесь? – уточнила почему-то у меня пожилая женщина.
— Конечно, — говорю, — Они прямо с производством по стране колесят.
***
Нас попросили занять свои места в зрительном зале и начали лекцию о… массажных креслах. Да-да, тех самых, про которые жители города уже сто раз слышали, и ради которых уже много-много раз после таких мероприятий оформляли большие кредиты. Очки и проверка зрения – просто новая приманка для клиентов. И прекрасная подводка к теме мероприятия: зрение зависит от состояния позвоночника, которому нужен массаж, который можно заполучить, купив вот эти кресла.
Еще до начала лекции всем присутствующим помогли выключить мобильники и предупредили, что нельзя переговариваться, выкрикивать с места и задавать вопросы. Молодые, но очень строгие парни и девушки встали с обеих сторон рядов и начали внимательно следить за нашим поведением. Любые попытки пошутить, что-то сказать соседу или начать смотреть в другую сторону тут же пресекались. Нам цыкали, просили не отвлекаться и нормально хлопать. Хлопать в это утро вообще требовали много. Аплодировать нужно было всему, что там происходило.
А происходило все, как и всегда на таких мероприятиях. Сначала выступал спонсор, который, привез с собой одеяла и подушки из шерсти мериноса и хотел бы про них рассказать. Потом основной лектор очень долго, хорошо и с юмором рассказывал о здоровье, и о том, как можно его спасти с помощью привезенных чудо-кресел и ручных массажеров. Заодно рекламировали озонаторы, показывая, какое чудо они могут сотворить во время приготовления пищи.
Для того, чтобы кресла произвели впечатление, во время лекции всем присутствующим давали возможность на них посидеть, и испытать несколько видов массажа. Честно? Было достаточно больно, о чем я сразу и сообщила организаторам. Но для таких, как я заготовлено стандартное объяснение: это лишь свидетельствует о наличии проблем и необходимости их решать, естественно с помощью массажа.
Надо сказать, что основной части присутствующих массаж нравился, они активно делились своими впечатлениями, всем своим видом показывая, что были бы не против оказаться обладателями этих недешевых штуковин.
***
Оказалось, что у компании, как всегда, день рождения. Это стандартная фишка. Вот сколько раз эти люди к нам приезжали, столько раз они праздновали свой юбилей. Но тема рабочая, все верят. Первое, чем порадовали юбиляры – электронная лотерея. Нам сообщили, что в ней участвуют 2000 человек по всей стране, которые так же, как мы пришли на такие же презентации, в других городах. У нас в зале оказалось два победителя. Когда называли их имена, включалась громкая музыка, организаторы со всех сторон восторженно кричали: «Поздравляем», лектор обнимал, присутствующие хлопали, после чего растерянных счастливчиков куда-то уводили. В зал они больше не возвращались. Остальным продолжали нахваливать кресла.
— Помните женщину с первого ряда? – прервала через какое-то время лектора его коллега по цеху, вернувшаяся из коридора. – Она выиграла скидку в 30% и забирает массажное кресло и набор из шерсти мериноса!
Зал в этот момент ожидаемо взрывается овациями, а я замечаю за шторой одну из победительниц и прошу наблюдающих отпустить меня в туалет. Не отпускают: от такой важной лекции нельзя отвлекаться. Но вскоре объявляют небольшой перерыв, и я таки оказываюсь рядом с этой женщиной.
— Вы и в самом деле купили это кресло? – спрашиваю.
— Не знаю. Я ничего не знаю, — ответила моя сильно подавленная собеседница.
— Погодите, какую стоимость вам озвучили и за что?
— Я не помню, но у меня нет таких денег. И только часть мне не разрешают купить. Или все беру, или ничего.
— Вы уверены, что вам вообще это нужно? – уточняю.
— Не знаю. Мне не с чего будет отдавать. Мне нужно позвонить сыну, посоветоваться.
— Конечно, звоните, — говорю. – Ничего без него не берите.
— Я не знаю, что мне делать. Он не берет трубку. Если бы с кем-нибудь…, — бормочет женщина.
— Что с кем-нибудь? – переспрашиваю.
— Если бы с кем-нибудь, в складчину. Одной мне не потянуть.
В этот момент меня позвали на обязательное собеседование перед финальным розыгрышем подарков и женщину мне пришлось на время оставить. Уходя, я дала ей понять, что не стоит влезать в кредиты. Надеюсь, она приняла правильное решение. К сожалению, узнать это возможности уже не представилось.
***
Все эти собеседования – попытка прощупать присутствующих на платежеспособность, на оказанное лекцией впечатление и так далее. В розыгрыше, который объявляют позже, выигрывают именно эти люди. Я намеренно дала понять, что не впечатлилась креслом и от меня быстро отстали (в прошлый раз на подобном мероприятии мы разыграли другой сценарий и потом замучились отбиваться от кредита, который нам сразу после выигрыша попробовали всучить).
На этот раз «выиграли» три одиночки и одна семейная пара. В качестве призов им достались набор постельных принадлежностей из шерсти мериноса, озонатор, ручной массажер, массажное кресло и карточка, на которой было 89 с чем-то тысяч рублей. Счастливчикам оставалось доплатить каких-то 209 тысяч рублей, и все это богатство они могли забрать себе.
Там, в зале, где все кричали, поздравляли, эти люди выглядели весьма счастливыми. Мы видели, как они подавали документы и забирали подарки.
***
Заканчивался третий час мероприятия. Те, кого не смогли окучить продавцы массажеров, покорно ждали, когда им начнут вручать обещанные подарки. Якобы индивидуально изготовленные очки в большом количестве небрежно валялись в коробках.
— Так, у вас зрение +3, но таких нет, вот, возьмите +2,5, почти одно и тоже, — уже без особого энтузиазма раздавал людям долгожданную оптику лектор.
— Вы же их индивидуально изготавливали, — напоминаю. – Как могло не оказаться нужных очков?
В ответ улыбка и взгляд, словно на идиотку.
— А мои очки где? – уточняю.
— У вас зрение единица. Вам не нужно.
— Подождите, но мне обещали сделать очки просто для профилактики, чтобы глаза перед компьютером не уставали.
— А разве такие бывают? – продолжал ухмыляться парень.
— Мне казалось, что нет, но ваши сотрудники уверяли….
— Вам это что, врач сказал? – уже почти с наездом начал отвечать молодой человек.
В этот момент в наш разговор вмешалась какая-то женщина:
— Ваша девушка была в белом халате. Мы думали нам зрение проверяют врачи.
Ответом была все та же издевающаяся улыбка.
— А где хороший подарок за то, что я приведу с собой второго человека? Нас двое, — не отставала женщина.
— И что? Какой еще подарок? Кто вам это сказал?
— Так вы и сказали. Вы же Сергей. Вы мне звонили, вы приглашали, вы и встречали, вы все и обещали.
— Ну, нет, конечно, — засмеялся продавец. – Это был колл-центр.
— То есть подарков нет?
— Нет.
Люди, которые ничего не купили, гастролерам неинтересны. Поэтому под конец их стараются побыстрее выпроводить, не тратя энергию на любезности. Там, в зале, остаются те, ради которых они и приехали: обладатели кресел, озонаторов, массажеров, постельных принадлежностей и кредитов.
P.S. Не ради удовольствия мы иногда тратим свое время на этих людей, а ради того, чтобы жители города знали, зачем их зазывают на такого рода мероприятия, и чем всё может обернуться.