Дешевый фарш вместо говядины. Как на питании больных в Карелии экономили миллионы
На последнем заседании суда, похоже, выступил главный свидетель стороны обвинения — бывший управляющий компании «Диетгрупп» Денис Калягин. Судя по всему, его неслабо обидели бывшие коллеги (он, собственно, этого и не скрывает), так как это пока единственный человек, который четко обозначил, кто, кому и за что платил и чем это оборачивалось для пациентов и питающей их организации.
Напомним, согласно обвинительному заключению, на протяжении пяти лет врач-диетолог Республиканской больницы им. Баранова Людмила Балашова ежемесячно получала от представителей компании-подрядчика 20 тысяч рублей. По версии следствия, за эти деньги доктор должна была закрывать глаза на нарушения при организации питания и помогать утверждать меню, в котором более дорогие продукты менялись на дешевые аналоги.
Директор «Диетгрупп» Станислав Мишичев пытался убедить суд в том, что ничего подобного не было и деньги его компания платила совершенно за другое.
— За работу по организации питания. За то, чтобы на предприятии работали в системе. За то, чтобы обучались сотрудники. Для того, чтобы мы становились лучше. Чтобы у нас появлялась какая-то компетенция. Вот за что платились такие деньги, — уверял свидетель (Станислав Владимирович почему-то проходит по этому делу всего лишь в качестве свидетеля — прим. авт.). — Ни у одного из лечебных учреждений Карелии на тот момент не было диетврача в своем штате. Поэтому, чтобы снять проблемные моменты, в том числе с организацией питания по другим заказчикам, мы понимали, что нам необходимо оказание профессиональных услуг.
То есть, по словам Мишичева, 20 тысяч рублей в месяц его компания платила Балашовой за услуги, которые она оказывала ему по другим учреждениям, где у «Диетгрупп» тоже были контракты на организацию питания, а это 10-15 учреждений.
Бывший управляющий с такой трактовкой событий не согласен. Денис Калягин рассказал, что на оказание Людмилой Балашовой и Светланой Мягкой (диетсестра, которой подрядчик тоже ежемесячное передавал деньги — прим. авт.) услуг по работе с другими лечебными учреждениями между Республиканской больницей и компанией «Диетгрупп» был заключен дополнительный договор. И сотрудницы больницы официально получали за эту работы доплату к своей зарплате. А деньги, которые он лично переводил ежемесячно этим женщинам, — это именно взятка, которую Мишичев вынуждал его им передавать.
— Значит, вы с 2015 года давали взятку. Вы как-то проинформировали правоохранительные органы? — уточнил у Калягина адвокат подсудимой.
— Я пришел с явкой с повинной, — ответил мужчина.
Защитник обратил внимание на то, что произошло это в 2022 году.
Бывший управляющий пояснил, что одним из побуждающих мотивов стало то, что в одном из телеграм-каналов вышла статья, рассказывающая о том, что он «раздает взятки направо и налево». Калягин уверен, что эту статью организовал Мишичев.
— Мне скрывать нечего. Я пришел как ответственный гражданин и сообщил, — заметил свидетель. — Не меня нашли и в чем-то уличили, а первый, кто пришел с явкой с повинной, это был я.
***
Калягин в суде четко обрисовал, за что Людмила Балашова получала от компании «Диетгрупп» 20 тысяч рублей в месяц:
— За возможность проведения замен, удешевление продуктового набора, сглаживание углов в рамках жалоб, недовольства со стороны пациентов, плюс искажение данных отчетности.
Бывший управляющий пояснил, что раз в месяц компания «Диетгрупп» предоставляла отчет о выполнении норм питания. Если верить Калягину, в реальности предусмотренные нормы питания не выполнялись, а в отчете всё выглядело в рамках установленных требований.
И происходило так, говорит свидетель, на протяжении многих лет.
В какой-то момент, пояснил свидетель, в компании решили материально «заинтересовать» и диетическую сестру Светлану Мягкую, которая, заподозрив неладное, «могла начать говорить». В результате Мягкой стали выплачивать ежемесячно по 10 тысяч рублей.
— В один момент мне это всё надоело, так ситуация с каждым годом всё больше и больше усугублялась. В начале 2020 года компанию я покинул, — пояснил Денис Калягин.
На самом деле за все время, пока идет суд, это первый свидетель, который не юлил, не бубнил. Отвечал на все вопросы сразу, четко и понятно.
Калягин поведал, что Мишичев постоянно требовал снижать расходы компании, и рассказал, как это удавалось делать с учетом всех вышеперечисленных договоренностей. К примеру, под видом говядины в готовке применялся фарш, в котором от говядины был «только запах».
— Ни разу ни за один год именно говядины как таковой никогда не было. Был, например, говяжий фарш по очень дешевой цене, — утверждает свидетель.
На фруктах и молочной продукции тоже экономили.
— Какие замены происходили в этой части? — поинтересовался гособвинитель.
— В первую очередь был недокорм.
По словам Калягина, если необходимо было ежедневно давать пациентам по 150 граммов фруктов, то выдавали их 2-3 раза в неделю…
— Есть техническое задание, в котором изначально утверждается определенное меню со своими нормами. После того как были заключены контракты, меню менялось. Оно утверждалось с помощью Людмилы Николаевны, потому что она давала оценку. То есть меню, которое было реально, отличалось от того, что было в техзадании. Оно, естественно, было дешевле. Оно было удобнее для исполнения, — рассказывал в суде Калягин.
По словам свидетеля, экономили на продуктах и при приготовлении блюд. Калягин пояснил, что компания заполняла отчет как по пищевой ценности продуктов, так и по натуральным нормам питания, которые измерялись в определенном весе продуктов. Пищевая ценность продуктов в отчетах тоже, как выразился свидетель, «рисовалась». Например, больным давали вареную колбасу, а в отчете указывалась полукопченая.
— Сколько примерно «Диетгрупп» могла экономить на замене продуктов?
— Точно не скажу, но это не один миллион рублей.
— В месяц или год?
— По месяцу. По году сумма еще больше.
И вот при всем при этом на скамье подсудимых почему-то находится одна Людмила Балашова. На минувшей неделе, правда, пришла благая весть: за совершение коррупционного правонарушения компанию «Диетгрупп» оштрафовали на 10 миллионов рублей. По ходатайству прокурора республики на имущество организации наложен арест. Только это мало похоже на наказание. Так, попытка забрать у «Диетгрупп» в доход государства то, что нечестным путем она могла заработать. А саму взятку второй стороне сделки, получается, что простили.