«Добирайся как хочешь!» Петрозаводчан не пускают в автобусы после распоряжения Парфенчикова
Пригородные автобусы отказываются брать пассажиров при проезде по городу. Кондукторы заявляют, что в салон могут войти только те, кто едет в пригород, а остальных оставляют по часу мерзнуть на холоде.
Такую картину в понедельник вечером наблюдал журналист Daily, когда попытался воспользоваться 101-м маршрутом Петрозаводск — Лехнаволок, который отправляется в 18:30 с автовокзала. Примерно через 10 минут автобус, принадлежащий «Карелавтотрансу», остановился на остановке у гостиницы «Северная», и кондуктор объявила, что в него могут сесть только те, «кто до Лехнаволока». На вопрос, каким документом это регламентировано, женщина заявила, что распоряжением главы Карелии, после чего полупустой автобус поехал дальше.
В это же время на остановке «площадь Гагарина» осталась стоять группа из 5-7 человек, которые также не смогли уехать на 101-м автобусе. Наиболее активные женщины возмущались, что раньше это был единственный надежный маршрут, на котором можно было уехать в Пески или Соломенное.
Многие работают до 6-7 вечера, а «четверка» и 27-й автобус после пяти часов перестают ходить нормально. Раз в час в лучшем случае, а то и реже. Раньше хоть на 101-й сядешь и доедешь, а теперь добирайся как хочешь. Надо всем писать в прокуратуру. Чем больше жалоб, тем лучше! — не скрывала эмоций петрозаводчанка.
Пассажиры, не уехавшие на 101-м, прождали на остановке больше часа. За это время не прошел ни один городской автобус, который бы ехал в Соломенное, а на улице было совсем не лето — около нуля градусов. Кондуктор следующего 101-го, который вышел в 19:30, была не столь категорична, как ее предшественница. Она не стала выгонять людей из автобуса, но всё равно высказала недовольство.
Нас в любой момент могут проверить и оштрафовать за то, что людей много, — заявила она. — Вас возьмешь, а потом лехнаволокских приходится оставлять на остановках.
Очевидно, что оба кондуктора имели в виду недавнее распоряжение главы Карелии Артура Парфенчикова, который 10 ноября решил, что в общественном транспорте из-за угрозы распространения ковида можно использовать только половину сидячих мест и нельзя ездить стоя. Тогда же Парфенчиков рекомендовал увеличить количество автобусов на маршрутах в утреннее и вечернее время.
Но и на распоряжение, и на рекомендацию губернатора частные перевозчики в Петрозаводске открыто наплевали. Немногочисленные автобусы той же «четверки» всю осень идут по вечерам забитыми под завязку: в них не то что сесть, но и встать бывает некуда. Но, в отличие от частников, государственному «Карелавтотрансу» приходится соблюдать требование не возить никого стоя. Делается это за счет нарушения права пассажиров ездить на любом маршруте до нужной им остановки.
И всё потому, что тупо не пускать людей в автобус куда проще, чем соблюсти их права и выпустить на линию больше техники. К тому же рекомендация Парфенчикова на этот счет к «Карелавтотрансу» вообще не относится. В губернаторском распоряжении этот совет адресован почему-то только органам местного самоуправления и только в отношении городских и никаких других перевозок.
Надо сказать, что в правительстве Карелии это, похоже, никого особо не смущает. Понятно, что повлиять на частников и городские перевозки подчиняющийся Парфенчикову Минтранс Карелии особо не может, поскольку сейчас это полномочия петрозаводской мэрии. А вот в случае с «Карелавтотрансом», за который как раз и отвечает это министерство, чиновники пытаются найти оправдание безобразной ситуации.
По крайней мере, замглавы Минтранса Юлия Мизинкова после вопросов Daily заявила, что «Карелавтотранс» якобы увеличил число автобусов на своих маршрутах, но за перевозки в городе ответственны все-таки муниципальные власти. А потому, как следует из комментария чиновницы, жителям отдаленного района не стоит особо рассчитывать на выручавший их до сих пор пригородный маршрут.
ГУПы «Карелавтотранс» и «Карелавтотранс-сервис» увеличили количество автобусов на время пиковых нагрузок, — уверяет замминистра. — Однако целью их деятельности продолжает оставаться организация транспортного обслуживания в пригородном и междугороднем сообщении. А организация внутригородских (муниципальных) перевозок находится в компетенции органов местного самоуправления.