Долг 2,5 миллиарда! Как здравоохранение Карелии погрязло в долгах, проблемах и поиске виноватых
В Федеральном фонде обязательного медицинского страхования России объяснили, что не так в деятельности Минздрава Карелии, который постоянно жалуется на нехватку средств.
Самый открытый министр
В распоряжении нашего сайта оказались весьма интересные документы, которые касаются деятельности карельского Минздрава. Ведомство, напомним, с декабря 2018 года возглавляет Михаил Охлопков.
Несложно заметить, что пиару ведомства уделяется особо повышенное внимание. На создание позитивного имиджа министерства и лично министра работают сайты, паблики, телеграм-каналы. Работают эффективно и продуктивно: министр везде, министр знает всё и дает советы по всем вопросам, которые так или иначе связаны со здоровьем — от вреда курения до вопросов мужской потенции. В 2021 году карельские журналисты даже признали его самым открытым чиновником Карелии. И Михаил Охлопков действительно открыт для прессы, для журналистов и для всех соцсетей.
И, наверное, в этом не было бы ничего плохого, если бы не другая сторона медали, закрытая от СМИ и общественности. Конкретно — сама деятельность Минздрава Карелии.
Другая сторона
В нашем распоряжении оказался датированный концом августа этого года ответ врио председателя Фонда обязательного медицинского страхования России (далее ОМС) Ирины Соколовой депутату Госдумы от Карелии Валентине Пивненко. Карельский депутат в Госдуме вместе со спикером Заксобрания Карелии Элиссаном Шандаловичем обратились в фонд с просьбой о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности медицинских организаций Карелии.
Тот факт, что эта задолженность есть, причем вопиюще критическая, в Минздраве предпочитают публично не говорить. Оно и понятно — долг уже не просто большой, долг огромный. По состоянию на 1 июля 2023 года общая кредиторская задолженность медицинских организаций государственной системы здравоохранения республики составляла 2,52 млрд рублей, из этой суммы просроченная кредиторская задолженность — 739,3 млн рублей (подтверждающие эти цифры документы есть в редакции).
В Минздраве обычно кивают на Москву, обвиняют фонд в недофинансировании. А еще говорят о том, что в методике расчета субвенций обязательного медицинского страхования есть недостатки, которые не учитывают особенности региона. В том числе из-за них Карелия испытает серьезный недостаток финансирования по линии ОМС. Короче, федералы постоянно недодают Карелии денег по линии ОМС. И Минздрав вынужден постоянно и героически выбивать средства. Так ли это на самом деле? И есть ли здесь «героизм» карельского министерства и его министра?
Кто закроет долг?
В начале октября появилась информация, что в 2024 году субвенции Карелии по ОМС увеличат более чем на 2 млрд рублей. Если его одобрит Госдума, это опять же будет достижением республиканского Минздрава, писали СМИ, цитируя Минздрав республики.
Действительно, в проекте бюджета фонда в 2024 году Карелии планируется выделить около 17,3 миллиарда рублей. Карелия получит на 2 млрд больше, чем в 2023 году. И связано это с внедрением нового параметра расчётов — коэффициента доступности медицинской помощи.
Только есть нюанс: это будет в 2024 году. Но что делать с существующим долгом в 2,5 млрд рублей? Кто закроет его? В ответе ОМС, который мы цитируем ниже, прямым текстом говорится, что фонд это делать не будет. А кто тогда? Бюджет Карелии? Сам Минздрав? Или премьеру Карелии Александру Чепику или даже лично главе республики Артуру Парфенчикову придется ехать в Москву и падать в ноги к большим начальникам, чтобы в очередной раз помогли?
Вот тут мы и подошли к самому главному: кто вводит общественность в заблуждение? И главное — откуда такой огромный долг?
Откуда цифры?
Позиция фонда никогда не звучала. А она многое объясняет. Публикуем самое важное из ответа врио председателя Фонда ОМС России Ирины Соколовой.
В начале письма руководитель фонда сообщает депутату Валентине Пивненко, что в связи с неоднократными обращениями Карелии именно по этому вопросу фонд проанализировал ситуацию по финансовому обеспечению Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Карелия за последние два года и пришел к интересным выводам.
Для начала в ведомстве отметили, что территориальная программа ОМС утверждается ежегодно правительством Карелии бездефицитной и в рамках федеральных нормативов. Однако в итоге к концу года Карелия все равно почему-то умудряется наращивать долг.
Такое, по мнению Соколовой, происходило и в этом, и в прошлом году по причине несбалансированности оказанных объемов медпомощи и их финансового обеспечения. Проще говоря, в системе здравоохранения Карелии реальность и планы регулярно расходятся. Планируют одно, а по факту происходит другое.
— Детальный анализ формирования объемов медицинской помощи по видам и профилям на 2023 год указывает на некачественное планирование, без учета фактического выполнения объемов медицинской помощи по конкретным видам и профилям за предыдущие годы, что влечет необоснованное распределение объемов медицинской помощи и финансовых средств между медицинскими организациями и формирование дефицита средств, — говорится в письме.
Далее в письме следуют примеры по конкретным направлениям, когда карельские чиновники от здравоохранения проявляли чудеса планирования. Например, в 2022 году по профилю «хирургия» было выполнено 17,1 тыс. госпитализаций на сумму 644 млн рублей. Чиновники планируют на 2023 год по этому направлению 15,3 тысячи госпитализаций на сумму 696 млн рублей. То есть они планируют снижение госпитализаций на 2 тысячи, но сумму расходов увеличивают. Почему? В фонде нет понимания. По другим направлениям то же самое.
По «сердечно-сосудистой хирургии» в 2022 году выполнено 500 госпитализаций на 71,3 млн рублей, а на 2023 год в плане 2 тысячи госпитализаций (рост 370%) на 404 млн (рост 566%!). «Ревматология» — в 2022 году выполнено 2,1 тыс. госпитализаций на 304 млн, в плане на 2023 — 1,2 тыс. на 73 млн (всего 24% к плану на 2022 год). Откуда появляются такие цифры и как они высчитываются, в фонде не понимают.
Аналогичная ситуация, говорится в письме, и по планированию амбулаторно-поликлинической помощи и помощи в дневных стационарах. В фонде также сообщают, что из 35 медицинских организаций Карелии просроченная кредиторская задолженность за счет средств ОМС на 1 июля 2023 года имелась в 16 организациях (45% от всех). И особенно задолжал Республиканский онкологический диспансер — почти 167 млн рублей.
Кто виноват?
Так почему в итоге всё, что планируется в начале года, к концу года рассыпается в пыль, превращаясь в долги? В Фонде ОМС еще раз подчеркивают, что причина разбалансированности объемов помощи и финансового обеспечения — именно в недостатках формирования Территориальной программы ОМС карельскими чиновниками. При планировании программы ОМС они неправильно оценивают фактический уровень заболеваемости населения и рисуют неправильные планы.
Также в фонде отмечают, что Карелия регулярно и зачастую необоснованно отправляет на лечение в рамках программы ОМС в другие регионы своих жителей. И эти другие регионы выставляют потом счета фонду. В фонде призывают Минздрав Карелии усилить контроль за обоснованностью направления жителей Карелии в другие регионы на лечение. Отмечают в фонде и неэффективное использование мощностей медучреждений.
Ирина Соколова заключает, что при корректном планировании объемов медпомощи и финансовых средств, обоснованном распределении и своевременной корректировке объемов между медицинскими организациями, регулировании межтерриториальных потоков, рациональном использовании средств ОМС в Карелии есть все возможности для недопущения дефицита средств для выполнения программы ОМС.
Учитывая вышеизложенное, руководитель фонда заявляет, что выявленный дефицит средств, в том числе за оказанные сверхплановые объемы медпомощи в 2021 и 2022 годах, должен компенсироваться не за счет федеральных средств, а за счет средств республиканского бюджета. Переводим на русский: 2,5 млрд задолженности ищите сами, мы вам денег не дадим.
Прокомментировали в Фонде ОМС и претензии Минздрава Карелии по поводу некорректности методики расчета субвенций, которая якобы не учитывает климатические и географические особенности региона. В фонде заверяют, что все региональные особенности учитываются, включая коэффициенты, отражающие климато-географические факторы и особенности расселения в регионе. Если же вводить в методику еще какой-то дополнительный коэффициент дифференциации конкретно для Карелии, то получится двойной учет одного и того же фактора. Так что и этот аргумент Минздрава Карелии не выдерживает критики.
Так кто же закроет долг?
Ответ на этот вопрос мы попытались дать выше. Понятно, что если Фонд ОМС денег не даст, а у Минздрава их просто нет, то это станет проблемой для республики. И выруливать придется либо премьеру Александру Чепику, либо лично главе Карелии Артуру Парфенчикову. 2,5 млрд рублей — сумма внушительная. Для сравнения: все плановые доходы бюджета Карелии в 2023 году чуть выше 76 млрд рублей, а расходы порядка 80 млрд. Если же учесть, что речь идет о долге, который образовался на пустом месте из-за некомпетентности чиновников от здравоохранения, которые, как полагают в Фонде ОМС, некорректно считают и планируют, то возникает простой вопрос — а может, руководству Карелии стоит обратить внимание на таких чиновников?
Можно было бы предположить, что вопрос с долгами ОМС — единственное направление, где к Минздраву и его руководителю возникают вопросы. Только это не так. Достаточно вспомнить, сколько претензий не к медикам, а именно к чиновникам от здравоохранения было в период пандемии коронавируса. И многие тогда, в том числе представители власти, предъявляли претензии к министру Охлопкову по поводу провала Карелии на почве борьбы с ковидом, в том числе из-за спорных решений Минздрава.
Говорят, что Михаил Охлопков не так давно пытался занять освободившееся кресло вице-премьера по здравоохранению в карельском правительстве и скинуть все накопившиеся проблемы в Минздраве на кого-то другого. Но эта попытка у него не удалась. Пока единственным его козырем остается личное расположение главы Карелии Артура Парфенчикова.
По всей видимости, именно руководителю региона и придется решать вопрос с критической финансовой ситуацией в здравоохранении Карелии. Только вот хорошо ли от этого будет медицине?