Главная тема

Две сосиски, провальное столетие и катастрофа на ГЭС. Чем запомнился Карелии 2020 год, кроме ковида?

Фото: stolicaonego.ru, rk.karelia.ru

Ушедший год, казалось, не предвещал поначалу ничего особенного. Тлел вспыхнувший в ноябре 2019 года конфликт вокруг главы олонецкой райадминистрации Сергея Прокопьева, который в сердцах сказал про своих критиков «четверых бы пристрелил, остальные успокоятся». Спор насчет этой фразы, оскорбительна она или нет и к кому относится, переместился в суд. Но дело ничем не закончилось из-за внезапной смерти Сергея Прокопьева. Тем временем к России внезапно подкрался ковид, и началась совсем другая жизнь.

Самоизоляция и отменное празднование

Все изменилось в марте, когда из-за коронавируса стали приниматься ограничительные меры. Сначала Владимир Путин отправил всю страну на неделю домой, объявив эти дни нерабочими, но неделя затянулась до середины мая. Следом и карельский губернатор Артур Парфенчиков ввел в республике режим повышенной готовности, запретив работу транспорта и прописав всем самоизоляцию.

Школьников тем временем перевели на дистанционное обучение, а тем из них, кому положено бесплатное питание, решили выдать продуктовые наборы. Кому-то они достались вполне приличные, но в Питкяранте дети получили по две сосиски, подгнивший картофель и муку с жучком. Когда скандал вышел на федеральный уровень, местным властям пришлось извиниться и пообещать новые наборы. Но на этом дело не закончилось: прокуратура устроила проверку в школе, где были выданы некачественные наборы, а директор комбината школьного питания в Питкяранте распрощалась с должностью.

Борясь с ковидом, Карелия продолжала готовиться к своему 100-летию. Власти носились с юбилеем едва ли не с 2013 года, однако из федеральной целевой программы развития республики всё равно выпал ряд объектов вроде психоневрологического интерната в Суоярви и реконструкции взлетно-посадочной полосы в Костомукше. Другие объекты начали строить, но так до ума и не довели, бросив пока незавершенное строительство. Среди них — загородная учебно-тренировочная база Центра спортивной подготовки в Ялгубе и детский сад в Ильинском. В итоге едва ли не главным символом 100-летия стал реконструированный аэропорт «Петрозаводск», который не сходил с экранов телевизоров.

Конфликт на конфликте

Не отставали в разгильдяйстве от республиканских властей и петрозаводские чиновники, что, наверное, стало одной из причин, почему праздник в конце концов даже не стали праздновать. Ведь на подготовку к 100-летию Петрозаводску дали загодя 1,4 млрд рублей — на ремонт дорог, тротуаров, покраску фасадов в центре, покупку вазонов для цветов и прочих малых архитектурных форм. Однако местные власти так долго тянули с выбором подрядчиков, а последние регулярно и упорно срывали все сроки, что кое-где, например, вокруг здания самой мэрии, где должны поменять плитку, работы до сих пор продолжаются.

Немало нареканий было и по соблюдению технологии, когда чиновники вообще не принимали работы. Наиболее вопиющий случай произошел в декабре, когда подрядчик решил уложить асфальт в снег вдоль Онежской набережной. Кроме этого скандала, власти понесли немало репутационных потерь, когда вопреки мнению архитекторов и горожан продавили установку стелы города воинской славы на площади Кирова с удалением оттуда «Дерева дружбы». В конце концов многострадальную конструкцию отреставрировали и установили на набережной перед бывшей педакадемией — там она и стоит за забором из-за того, что подрядчик до сих пор не успел благоустроить вокруг нее территорию.

Умение плодить скандалы вообще в крови у карельских и петрозаводских чиновников. Последние, например, заставили предпринимателей в 2020 году поменять вывески на кафе и магазинах в центре города. Для этого ввели специальный дизайн-код — запретили все вывески, кроме объемных букв определенных размеров. Однако далеко не все бизнесмены с этим согласились и в суде смогли отменить правила мэрии, уличив чиновников в нарушении закона — непроведении публичных слушаний перед принятием новых требований.

Куда более острый конфликт, тлеющий до сих пор, мэрия Петрозаводска вместе с правительством спровоцировали вокруг парка «Каменный бор» рядом с Ключевским карьером. Ради строительства детсада там вырубили лес и снесли памятник защитнику Петрозаводска Якову Степанову, погибшему при обороне города в 1941 году. Осенью строители демонтировали там же и второй монумент, который горожане установили в апреле своими руками. Несмотря на протесты защитников парка, стройка детсада у обрыва Ключевского карьера продолжается и, видимо, будет закончена, если, конечно, из-за безалаберности чиновников или строителей (что в наше время вполне возможно) не закончится каким-то очередным провалом.

Таким провалом в этом году уже, кстати, закончились попытки правительства Артура Парфенчикова поставить на колени Сортавалу. Приладожскому городу долго выкручивали руки, чтобы объединить его с соседним поселком Хелюля и передать полномочия по управлению на районный уровень. Однако сделать это партии власти долго не удавалось — пришлось даже распустить горсовет Сортавалы. Следом «Единая Россия» попыталась избавиться и от главы города Сергея Крупина, который не сильно жаждал объединения. Тем не менее чиновник вначале смог по суду отменить свою отставку, а осенью пошел на выборы вместе со «Справедливой Россией», которая получила большинство в горсовете, что позволило Крупину снова стать главой города и оставить ни с чем и правительство, и карельских единороссов. Столь фееричного поражения у республиканских властей давно не было.

Конституция, ковид и кровавые реки

Правда, не менее провальным для карельских властей было и голосование по поправкам в Конституцию, которые позволили президенту Владимиру Путину обнулить число сроков и выдвигаться в будущем. Карельские депутаты и чиновники при этом важно раздували щеки, говоря о важности поправок. Ведь в них, мол, включили всякие социальные гарантии вроде минимального размера оплаты труда, который должен быть не ниже прожиточного минимума.

Однако явка в Карелии все равно составила 46%, и это лучше всего показало, что больше половины карельских избирателей не хотят участвовать в подобном фарсе. В довершение всего голосование по поправкам закончилось скандалом, когда член избирательной комиссии в деревне Гушкала Олонецкого района вынуждена была ползти к избирателю по узкому мостику без перил, потому что другой дороги в деревню не было. И это еще раз продемонстрировало, что федеральным, да и карельским чиновникам, в общем-то, наплевать на развал в глубинке, несмотря на рассказы о социальном государстве и гарантиях.

На остаток года в Карелии пришлось еще несколько громких скандалов. Так, в октябре прорвало дамбу на Белопорожских ГЭС, которые собирались открыть с участием высоких гостей. Но торжественное открытие в таких условиях, естественно, не состоялось. Вместо этого чиновники несколько недель браво отчитывались о восстановлении дамбы и очистке реки Кемь, в которую попали строительные материалы и вылилось масло из поврежденного трансформатора.

В ноябре Карелия стала бить рекорды по заболеваемости ковидом, больницы оказались переполнены, а болевшие на дому жаловались на невозможность вызвать врача и получить лекарства. Однако приехавший в Карелию для проверки замглавы Минздрава России Олег Гриднев таких проблем не увидел и обратил внимание только на то, что люди ходят со спущенными масками.

В дополнение к ковиду Карелия прославилась в российских СМИ, рассказавших о безбожных коммунальных поборах в Лахденпохском районе, где управляющие компании стали выставлять гигантские счета за содержание и ремонт разваливающихся домов, которые они даже не пытались ремонтировать. В декабре же республику шокировали кадры из Сегежского района, где одно из крупных форелевых хозяйств стало сливать прямо в лес кровавые потоки с остатками рыбопереработки.

Аресты и отставка

Параллельно со всем этим в Карелии весь год шли аресты и задержания, причем под раздачу попадали представители разных команд и уровней власти. За взятки были арестованы министр транспорта Алексей Кайдалов и спикер Петросовета Геннадий Боднарчук. А вот его зама по горсовету Валерия Матвеева успели не только арестовать, но и уже осудили на 4 года за 4-миллионную взятку (полтора миллиона из нее он якобы передал спикеру городского парламента). Едва не загремел под арест и известный карельский бизнесмен Леонид Белуга, однако после 48-часового задержания его всё же выпустили. Возможно, коммерсанта спасли его всегдашние хорошие связи со всеми губернаторами, а может, еще что-то, о чем мы сейчас не знаем.

Кстати, под Новый год в Карелии заговорили снова и об отставке главы республики Артура Парфенчикова. Ведь с учетом всех скандалов и провалов, которые случились только в этом году, небольшие достижения республики выглядят откровенно блекло. При этом рейтинги самого Парфенчикова невысоки, популярность среди населения низкая, а принимаемые им антиковидные меры вызывают зачастую смех или озлобление. Так что нельзя исключать, что в следующем году нас может ждать смена главы республики. Хотя кто знает, что там в голове у людей из Кремля, которые принимают такие решения…

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram