Главная тема

«Это дурдом». В школах Карелии со скрипом ввели дистанционное обучение, и теперь на нервах и учителя, и дети, и родители

На этой неделе после долгих каникул все школы Карелии, не открывая двери зданий, начали свою работу. Чиновники называют это дистанционным обучением. Родители — нецензурным словом. Первый же день такого обучения показал, что наша республика к дистанту не готова. Отдельные учителя — да. Система в целом — нет.

Проще всего (что вполне ожидаемо) оказалось младшеклассникам. Как мне сказала одна мамочка:

Вспомните, как часто по вечерам мы возмущались: «Это вообще зачем?» Ну, не изучат наши дети часть информации, которую мы вообще не знали, зачем им дают? Ничего страшного.

А другую часть мы и так сами им давали. Я не припомню, чтобы в школьные годы родители часами помогали мне делать уроки. И не припомню, что мы до ночи сидели за учебниками в младших классах. Сегодня же, у кого ни спросишь, получается, что это норма. Так что ничего особо не поменялось. Как были тонны домашки, так и остались. Исключили только хождение в школу.

— Нам, родителям первоклассников дали ссылку на файл, содержащий расписание уроков на 4 дня и список домашнего задания по дням. Выдача заданий — это и есть обучение? Так дайте мне зарплату, я же обучать буду.

 — В некоторых школах Петрозаводска уже предложили родителям самостоятельно осваивать с детьми школьную программу. Скинут вам тучи заданий и сиди, развлекайся с ребенком (в лучшем случае, если он всего один). Что делать нам, тем, кто привык работать на результат? У меня требующий внимания непростой 3-летка. И по 7 уроков ежедневно. Ситуация сложная. Но и Министерство образования республики — это команда, не один человек. И мне непонятно, почему алгоритм работы учителя дома не выстроен за эти пару недель?

 — Беломорск. Всё просто: учителя скинули задания, ребенок сидит и выполняет. Ни тебе видеообъяснения, ни онлайн-общения. Сами. Все сами.

 — В Кондопоге такая же картина.

Фото: mayak-74.ru

Сложнее тем, у чьих детей на носу ОГЭ и ЕГЭ. И сроки их переносов мало кого успокаивают.

— Сделать уроки получается с трудом, так как сайт постоянно выдает ошибку, толком не работает. Три теста по английскому делали три дня (в некоторых школах начали работать чуть раньше, — прим.авт.), а у нас 9-й класс.

— Начинается день с конференций в Zoom, и, честно говоря, выбор платформы не особо хороший. Учеников постоянно выкидывает из конференции, многие не могут зайти, звук пропадает, изображение тормозит. Да и шифрования никакого нет, очень легко хакнуть и зайти на чужую конференцию, что и делают многие, сегодня так было на уроке с каким-то младшим классом, — рассказала нам девятиклассница одной из петрозаводских школ. — Кто угодно может зайти и скинуть ссылку на вирус или просто напугать учеников. Лучше уж тот же Discord, где нормальное шифрование и удобная для пользования платформа. Также дают задания на всю неделю, и иногда их количество в разы превышает объем, который мы проходим в школе. Начали делать задания рано утром и закончили в конце дня, хотя на учебу в той же школе обычно уходит гораздо меньше времени. В остальном всё не так плохо, но с нормальным распределением нагрузки и адекватной платформой для уроков было бы лучше.

А где взять-то эти нормальные платформы? Всё перегружено. Все системы висят. Вчера в чате с нашим учителем чаще всего можно было увидеть сообщения «У меня не грузится».

— «Учи.ру» зависает и выкидывает, на онлайн-уроке по английскому учительница смогла увидеть и услышать только одного ученика, остальные 7 учеников видели и слышали учителя, но без обратной связи. И смысл тогда? Можно просто смотреть видео уроки на «Инфоуроке». По другим предметам задания на «Академкниге». Тоже с 9 утра всё «висит». Перешли к плану «Б» : открываем учебник, читаем параграф, в конце параграфа выполняем задания и примеры. Так удобнее.

 — Онлайн-урок по англ.языку в 11 часов не состоялся, всё зависло. Перенесли на 19:30. «Барс» также зависает, нет постоянного доступа к д/з.

О том же говорят и учителя:

 — С недавнего времени вся Карелия перешла на «Барс», в который тоже невозможно зайти в течение нескольких часов, пароли недействительны, прикреплённые документы или пропадают или не открываются…

— В России мобилизуются все ресурсы — федеральные и региональные, включая операторов мобильной связи, телевидение, интернет-платформы, чтобы максимально дать полезный контент, который позволит качественно освоить программу. Также ведется работа над техническими решениями, которые расширят возможности образовательного процесса в самых удаленных территориях, прежде всего тем, кто не обеспечен высокоскоростным Интернетом, — сообщают по этому поводу в Министерстве образования РК.

Так что ждите, пока эта работа закончится. О сроках никто не говорит.

На самом деле, самое забавное в происходящем — то, что учимся мы так, потому что сами на это согласились. На минувшей неделе учителя всю плешь проели требованием написать заявление (и понятно, что это не их инициатива) о согласии учиться дистанционно с припиской «Ответственность за соблюдение рекомендаций указанного Распоряжения («Об организации процесса с использованием образовательных технологий в образовательных организациях на территории РК — прим. авт.), жизнь, здоровье учащегося в указанный период беру на себя».

Красавчики. Теперь на любую претензию со стороны родителей по поводу качества образования в период дистанционного обучения можно будет показывать эту бумажку и говорить: «Видимо, вы не соблюдали рекомендации, а ведь брали на себя такую ответственность».

 - Дистанционное обучение в сегодняшних условиях — это дурдом, — делится с нами впечатлением от происходящего мамочка младшеклассницы из Питкяранты. — Родители на нервах от всего происходящего, дети в замкнутом пространстве с ума сходят. Ведь не только школьные задания, еще задания «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», все дополнительные кружки и музыкальная школа тоже просят писать заявление и выполнять всё дома. Для нашей семьи это испытание оказалось куда сложнее, чем я могла себе представить.

А ведь она права: школа школой, но организации допобразования тоже попросили написать заявления о дистанционном обучении. А если дома всего один компьютер и родители на удаленке? А если дома не один, а два-три школьника? А если Интернет не пашет?  А если ребенку нельзя столько за компьютером? На самом деле таких вопросов миллион, и в каждой семье сейчас на них отвечают по-своему. Потому больше никто не ответит.

Фото: Omsk.kp.ru

Вот что думают в Министерстве образования РК по поводу возникающих у родителей школьников трудностей:

Мы понимаем, что сейчас из-за нового режима работы образовательных организаций могут возникать трудности в организации распорядка дня. Однако обращаем ваше внимание на то, что в республике принимаются все возможные меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Все они приняты для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия жителей Карелии, а особенно детей.

Родителям очень тяжело. Интернет переполнен сообщениями о том, как они с утра до вечера теперь вынуждены делать с детьми уроки, а детей часто несколько, и свою работу никто не отменял. Нужно где-то брать время и технику (потому что на одном компьютере всей семье удаленку не потянуть). Но и учителям не легче. Они не менее растеряны, чем родители.

— Вы полагаете, что у каждого учителя все необходимое для урока находится дома? Это не так. Не все учителя имеют возможность проводить дистанционные уроки дома (у кого-то нет ноутбука, выхода в сеть). А кто-то, возможно, пользуется лимитным интернетом. Почему учитель должен свои личные средства вкладывать?

— Каким образом мы должны организовать «выполнение заданий на раздаточных материалах»? Нарушать режим самоизоляции? Или почтовыми голубями отправлять материалы?

 — При наличии удобной (!) единой (!) платформы, было бы неплохо хотя бы один раз в неделю иметь онлайн-консультации с педагогом, особенно при изучении новых тем. Но единой удобной платформы нет.

Такие сообщения учителя адресуют карельскому Минобру. И получают ожидаемый ответ: «Обращайтесь в школы».

— РЭШ, рекомендованная для дистанционного обучения, работает очень плохо. Что делает Министерство, чтобы портал работал стабильно? — спрашивают учителя.

— Мы информируем Министерство просвещения России об этой проблеме, — отвечают в Министерстве образования.

Они ничего не могут сделать. И ничем не могут помочь. Всю ответственность за происходящее указанное ведомство спустило на школы:

— Руководители государственных образовательных организаций и органы местного самоуправления республики уже получили все необходимые методические рекомендации по организации дистанционного обучения.

Ну, вот и славненько. Главное — дать рекомендации.

Еще одна немаловажная причина, по которой учителя не могут полноценно отрабатывать с нашими детьми программу с помощью дистанционных технологий, — их собственные дети. Они ведь тоже не в школах и не в садиках. Они дома, и родители не могут их отодвинуть на полдня в сторону со словами: «Мама на работе».

— Я, например, как учитель не могу вести видеоурок в таком формате. У меня 2-летний ребенок сейчас дома, не ходит в сад. И камеры тоже нет. Я пока продумаю урок и задания понятные, а потом еще проверить по фото тетрадей все нужно, уже времени уйдет немало. Поэтому не у всех есть возможность вести урок онлайн. Ресурсы многие в помощь учителю и ребенку зависают, ищем варианты.

И ведь действительно ищут. Каждый в меру своих способностей: и да, они у всех разные. Не все учителя (особенно младших классов) ориентируются в Интернете, как рыбы в воде, отсюда и обычные домашние задания, больше напоминающие родителям систему самообучения.

Фото: Sgnorilsk.ru

Вот что пишут о сложившейся ситуации учителя:

— Конечно, всем сейчас трудно, но не настолько. Трудно в первую очередь администрации школы, классным руководителям и учителям. А дети вместе с родителями ударились в какую-то странную панику. Путают дистант и удаленное очное обучение по скайпу, через Zoom и т.д. Честное слово, даже обидно.

— Конечно, сейчас виснут сайты, сервера провайдеров не справляются, но можно ведь это понять. Подразумеваю, что кричат о плохой организации дистанта как раз те родители, которым раньше было некогда заниматься вместе с детьми! Их, конечно, тоже можно понять.

— Трудно, не скрою, очень много вопросов, много проблем, но всё решаемо. Главное ведь сохранить человеческое лицо в наше трудное время. А родителям, видимо, в радость всех собак на нас спустить.

Справедливости ради отметим, что родители не поголовно недовольны тем, как организовано дистанционное обучение.

— Университетский лицей, 4А, все ОК, с учителем по скайпу, весь класс присутствует.

 - 25-я школа, 6-й класс, всё отлично! Преподаватели молодцы! С дочей всё, что дают, выполняем и отчитываемся.

— 8-й класс. Дается тема для самостоятельного изучения по учебникам или на сайтах, далее — задания по ней. Фото или скриншоты выполненных заданий отправляем на личную почту учителя-предметника. Сегодня было 6 уроков. Все сделали. Это был первый день и задания были несложные, доступные к пониманию без дополнительных объяснений учителя, посмотрим, как будет продолжаться работа дальше. Еще рано делать выводы.

 - СОШ № 27, тоже все ок, начальная школа занимаемся на «Учи.ру», каждый день видеоурок, на «Академкниге» выполняем все в электронном виде + задания через ВК ( например нарисовать что-то или вот сейчас оригами делаем), 11-й класс занимаются по скайпу и тоже все нормально. Да, конечно, часто программы подвисают, но у нас есть выбор, если не получается в электронном виде, то делаем в обычных тетрадях.

 — У нас сегодня было два видеоурока с нашим учителем, всё хорошо, были какие-то технические моменты, но для первого раза все хорошо! Финно-угорская школа, 1В.

 — Финно-угорская школа, 4-й класс, сегодня был онлайн-видеоурок, учитель напрямую разговаривал с детьми, всё отлично.

 — У нас всё хорошо. Учитель у нас вообще молодец, каждый урок разбит по пунктам, всё понятно. Видеоурок, закрепление темы и домашняя работа в тетрадь.

 - Два основных урока в режиме видеоконференции, остальное в «Барсе», всё хорошо, ребенок справляется, интересно и ново! Учителю низкий поклон! 18 школа, 2-й класс.

Где-то действительно все хорошо. И всех все устраивает, но эта заслуга отдельных учителей. В целом система, и с этим невозможно спорить, оказалась не готова к тому, что государство предложило ученикам.

P.S. Узнав, что наше дистанционное обучение сводится к списку домашних заданий, один мой знакомый спросил: «Ну, и почему вы не пожалуетесь на учителя?» Потому что с таким подходом завтра у нас не будет ни списка, ни учителя.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram