Иллюзия капремонта: как работы, которых нет, в Карелии затягиваются на годы


«Это беспредел», — с такими словами нам позвонил житель Петрозаводска и рассказал, что в одном из домов на улице Анохина идет капитальный ремонт, но идет так, что люди уже не знают, куда обращаться за помощью. Мы на следующий день выехали по указанному адресу, но, честно говоря, поначалу явно недооценили абсурдность происходящего.
Первый раз мы гуляли вокруг капитально отремонтированного дома спустя примерно месяц после того, как истек срок на производство работ. Вокруг всё было разрыто, на лесах трудилась парочка человек с валиками, и в целом никто никуда явно не торопился.
Спокойствие, царившее на объекте, нарушала только Ольга Орлова. Это от ее имени мы были приглашены на экскурсию. Она не могла спокойно смотреть, как подрядчик делает крышу, не заменяя, как ей казалось (у нас не было возможности проверить), прогнившие балки, как никуда не спешит с покраской фасадов и главное – не делает ничего, чтобы вернуть в их дом холодную воду. Жильцы уверяют, что она поступает с перебоями и нормально существовать невозможно. С отоплением тоже проблемы.
Ольга пробовала обращаться в надзорные инстанции и закидала в социальных сетях главу Карелии Артура Парфенчикова и министра строительства республики Виктора Россыпнова сообщениями с просьбой повлиять на ход ремонтных работ. Писала она, конечно, излишне эмоционально. Что, к слову, можно понять: после одного из обращений министр прислал ей «Акт установления факта воспрепятствования оказания услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества». Подписи Ольги в этом документе нет, но суть его в том, что воспрепятствует ремонту якобы именно она: не пускает в квартиру. А для ремонта, который так ждет весь дом, важно попасть именно в ее жилище.
— Как так? — спрашиваю.
— Я всё лето их прождала. Не могла нормально на даче отдохнуть.
Примечательно, что Ольга даже отдельную бумагу написала по этому поводу, в которой сообщила, что никому она не мешает, мол, приходите, пожалуйста, делайте. Но никто так и не пришел.
В сентябре, когда капремонт должен был подходить к концу, она вновь попыталась обратить внимание главы Карелии на проблему, возникшую в ее доме, и поинтересовалась, почему нет замены труб и стояков. На что получила ответ, вообще не имеющий никакого отношения к вопросу:
«Добрый день. В Петрозаводске продолжается постепенная подача горячей воды и отопления в ранее отключенные дома. На утро вторника в большую часть зданий города вернулось теплоснабжение…»
Тот, кто отвечает за Артура Олеговича в социальных сетях, даже не потрудился вникнуть в вопрос. Ответили и ответили. Лишь бы только эта женщина, наконец, отстала от губернатора.
Но, положа руку на сердце, она бы к нему и не обратилась, если бы четко понимала, что происходит. Я задаю уточняющие вопросы, на которые у женщины нет ответов. Она музыкант, человек, далекий от строительства и капитальных ремонтов многоквартирных домов. Она такая же, как большинство жителей этого города. Она знает, сколько денег было выделено на работы, знает, что должны были сделать, в какой срок и как (очевидно, что качественно). И она видит, что одна часть работ сделана, но с явными погрешностями, другая сделана не в срок, а третья — не сделана вообще. И в этом случае вопросы просто не могут не возникать.
Я не знаю, кто должен давать жителям домов ответы на возникающие у них вопросы. Управляющая компания? Госкомитет? Подрядчик?
«В любое время заходите»
Когда уже давно вышли все сроки капитального ремонта дома, мы пришли вместе с его жителями на встречу с компанией, которая проводила работы. И, честно говоря, эта встреча оставила нас в недоумении. На повестке стоял вопрос — продление сроков капремонта на год, до сентября 2022 года.

— Моя организация собирается закончить капитальный ремонт в этом году. У нас есть некоторые прения с Фондом капитального строительства на этот счет. Работы по сетям моя организация продолжать не собирается. Это в составе теплоснабжения, водоснабжения и канализации, — поведал ошарашенным людям директор ООО «Компания Вектор-РК» Анатолий Беззубиков и рассказал, почему по каждой позиции работы были остановлены.
— Что касается канализации, у нас проблема: заменить систему канализации без смены унитазов невозможно. Тех унитазов, которые сейчас стоят у вас, их не существует. Подключить ваши унитазы к стояку, поменять стояк невозможно. Мы можем поменять стояк только при условии, что мы меняем все унитазы.
Жильцы дома недоумевали, в чем проблема:
— Да мы согласны.
— По капитальному ремонту замена унитазов не проходит — сами унитазы. Работа есть, — словно отговаривая, пытался объяснить мужчина.
— Мы уже их купили, — загалдели люди. — Чего вы нам объясняете? Мы знаем это. Мы согласны. Мы ждем.
Подрядчик пожал плечами и продолжил «радовать» собравшихся:
— По водоснабжению. Необходима замена схемы. По нынешней схеме водоснабжение не заменить. По причине того, что прибор учета находится в квартире, которая отказывается предоставлять доступ.
И это был камешек в огород Ольги.
— Не надо врать, — попросила женщина. — В любое время заходите.
— А у меня есть бумага, где вы отказались, — парировал подрядчик.
Происходящее выглядело настолько абсурдно, что не укладывалось в голове. Это то же самое, что стоять у открытой двери с табличкой «Закрыто» и уверять окружающих, что, ну нет никакой возможности проникнуть внутрь.
— И с унитазами все согласны, и с водой. Меняйте, — раздавалось со всех сторон.
Но специалист был непреклонен. Оказывается, вне зависимости от попадания в квартиру Ольги его компания провести работы по замене водоснабжения не сможет:
— Заменить систему водоснабжения по существующей схеме невозможно. Проект не соответствует действительности. Везде, где по проекту проходят розливы холодного водоснабжения, нами было прокопано. Водоснабжение не проходит по той системе, которая у меня в проекте. По договору с Фондом капитального строительства мы должны выполнить работы согласно проекту.
— Мы без воды сидим. Мы ловим воду, чтобы помыться и постирать, — увещевали жильцы, пытаясь вникнуть в рассказы подрядчика. — Техника с таким напором, отказывается работать.
Люди не понимали, о чем говорил Беззубиков. И мы, если честно, тоже. У меня вообще не укладывалось в голове, почему жильцы дома узнают о том, что подрядчик не может выполнить самую важную для них часть работ, через два месяца после окончания срока ремонта.
Сделали, что смогли

Жильцы дома с того собрания, кстати, так и разошлись, не получив конкретных ответов на свои вопросы. А мы догнали подрядчика, чтобы понять, как вообще могла образоваться такая ситуация.
— Всем прекрасно понятно, что ни один дом не будет откапитален на сто процентов, — в очередной раз удивил мужчина. — Чисто теоретически, может быть. Вопрос года постройки и того, по какому проекту он сделан. Если есть подвал, заменить сети не представляется сложным. Если только жильцы какие-то не встают в контры. Если ко всем сетям есть доступ, они, конечно, будут заменены. Здесь не заменили сети, к которым мы не можем подойти по той или иной причине.
— А все остальные работы вы могли выполнить?
— Да. И мы их выполнили. Фасад ремонтируется. Кровля многострадальная тоже заменена. По ней было много изменений, согласований. Из-за того, что проект был, скажем так, не идеальный, капитальный ремонт закончен процентов на 65.
— Что вам мешало закончить хотя бы эти работы вовремя, чтобы не красить фасад в минусовую температуру?
— Пересогласования по фасаду. Мы делали его полгода.
Мой мозг категорически отказывался это понимать и требовал конкретики:
— Где тормоз? Что мешает подрядчикам все делать вовремя?
— Плохо отлаженная система проведения капремонта. Она забюрокрачена, потому что участников этого процесса пять. И пока все пять не договорятся…
— О ком речь?
— Подрядчик, заказчик (в виде Фонда капитального строительства), проектировщик (который составил проект дома), строительный контроль и служба заказчика (как представитель администрации города).
— И вы все не можете между собой договориться?
— По сути, да. Пока все согласования идут по цепочке, корректируется все очень долго.
Ладно, думаю, с этим понятно. Но у этого же дома проблема не только со сроками. У него каким-то расчудесным образом проект, который, как утверждает подрядчик, «не соответствует действительности».
— Вот вы говорите, что проект плохой. А вы, когда объект брали, об этом не знали?
— А вы думаете, что есть хорошие проекты для капитального ремонта? Так не бывает! – окончательно вогнал меня в ступор подрядчик и буквально добил следующей фразой:
— Проектировщики, делая проект, не приезжали сюда. Проектировщики в Мурманске находятся.
А у меня в этот момент на руках документы, в которых написано, что за эту работу было уплачено 370 с лишним тысяч рублей (в такую сумму Петрозаводску вылился проект генерального плана города, а тут какой-то дом).
— А как же они проект делали? — спрашиваю.
— Ну, типовые дома. Они исходят из типологии дома.
— Что значит типовой? Вот вы сунулись, а там ничего типичного. Ничего не соответствует.
— Просто в процессе строительства происходят какие-то изменения, пересогласования. Какие-то сети перенесли.
— А проектировщики об этом не знают?
— Естественно. Нигде нет документации по данному дому. Где на самом деле проходят сети, не знает никто. Чтобы это узнать, мне нужно вскрыть у жильцов полы. А как вы думаете, они дадут мне сломать полы, учитывая, что восстанавливать я им ничего не буду? Я восстановлю только черновые полы, а они в большинстве квартир вообще уже отсутствуют. Люди сделали себе новые.
— И сколько полов нужно вскрыть, чтобы найти?
— Ситуации разные бывают, — даже не пытался обнадежить подрядчик. — Розлив проходит по всему дому. И какой объем по итогу будет вскрыт, мы изначально не знаем. И это самое сложное. Допустим, я договорюсь с жильцами, что вскрою пол в одной из комнат. Они мне ее освободят, а там не окажется трубы.
— И вам придется идти в другую комнату…
— Да. Работы потому и не представляется возможным провести. Чтобы заменить здесь нижний розлив отопления, мне нужно разобрать полы у жильцов по всему периметру. А здесь планировка дома такая, что полы у них останутся только в коридоре. Соответственно, провести эти работы без расселения жильцов вообще не представляю как.

***
Когда жильцы уговаривали представителя подрядчика сделать на объекте еще хоть что-нибудь (хотя бы стояки да унитазы поменять), мужчина откровенно отвечал: «У меня нет никакого желания. У меня закончился договор». Поэтому я совершенно не удивилась, когда пару месяцев спустя получила от Ольги, которая к тому моменту уже была избрана старшей по дому, сообщение: «Унитазы не поменяли. Ремонт не закончен. Подрядчик пропал. Краска на фасаде уже клоками отходит от дома».