Главная тема

Как найти управу на марушруточников: что ждет петрозаводчан в 2023-м после транспортной реформы

Фото: Губернiя Daily

Петрозаводчане давно и сильно возмущаются работой общественного транспорта в городе, поэтому новость о будущем повышении стоимости проезда не просто повергла всех в шок. Она вызвала бурю негодования. Всё, что при этом могут сделать чиновники, — обещать! Обещать, что уже в следующем году ситуация изменится.

Выступая на одной из последних планерок в администрации города, заместитель мэра Петрозаводска Юлия Мизинкова признала, что общественный транспорт в городе ненадежный, что не соблюдаются расписание и маршруты движения, что подвижной состав изношен и неэстетичен, а водители допускают некорректное поведение. И при всем при этом цены на проезд продолжают расти.

Юлия Ивановна напомнила, что в Петрозаводске работают девять автотранспортных компаний, и все они осуществляют перевозки по нерегулируемому тарифу. Плюс такого положения вещей в том, что администрация города не несет никаких расходов. Минус — она вообще не может ни на что повлиять: ни на цены, ни на сервис. Единственное, что чиновники могут, — писать жалобы в УФАС Карелии, если перевозчики решают повысить цены одновременно и на одну и ту же величину. Что, собственно, сейчас и произошло. Неделю назад в администрацию города друг за другом обратились шесть перевозчиков, которые сообщили о повышении стоимости проезда на обслуживаемых ими маршрутах до 48-50 рублей. Жалоба ушла, и, если в будущем в действиях маршруточников увидят сговор, их могут оштрафовать, как уже бывало ранее. Но на стоимости проезда это, к сожалению, не отразится при любом развитии событий.

Идеальная картинка

Фото: «Губернiя Daily»

Юлия Мизинкова поведала, что сейчас разрешения, на основании которых автотранспортные предприятия работают на территории города, автоматически продлеваются каждые пять лет.

— Мы нередко слышим предложения и даже требования отозвать действующие свидетельства и передать их другим перевозчикам, которые и без контроля будут соблюдать расписание и не будут увеличивать стоимость проезда, — говорит чиновница. — Что не позволяет это сделать? Федеральный закон, в соответствии с которым перечень обстоятельств для отзыва свидетельства закрыт и ограничен фактически недостижимыми условиями: аннулированием в судебном порядке лицензии на перевозки или невыполнением ни одного рейса на маршруте в течение трех дней подряд.

В результате транспортной реформы, о которой нам бесконечно рассказывают в администрации города, на регулируемый тариф должны перейти все виды общественного транспорта. Это значит, что с автоперевозчиками будут заключаться муниципальные контракты на работу.

— Отношения «подрядчик-заказчик» позволят предусмотреть все необходимые требования, включая качество и количество подвижного состава, жесткое исполнение расписания и маршрутов движения, профессиональные качества, внешний вид водителей, — уверена Юлия Мизинкова. — Оплата работ по контракту, исходя из стоимости километра транспортной работы, исключит нарушения водителями правил дорожного движения, так как им не нужно будет беспокоиться о пассажиропотоке как гарантии выручки с рейса.

Кроме того, говорит Юлия Ивановна, ответственность за перевозки будет предусмотрена штрафными санкциями.

Фото: «Губернiя Daily»

Итак, согласно финансовой модели общественного транспорта, созданной для Петрозаводска подрядной организацией «РОСДОРНИИ», контракты с автоперевозчиками администрация города сможет заключать по брутто-модели (когда перевозчик получает оплату работ по контракту, а вся выручка от реализации билетов перечисляется в бюджет заказчика) и нетто-модели (когда выручка остается у перевозчика и вычитается при расчете начальной максимальной цены контракта).

— На основании разработанной маршрутной сети и с учетом стопроцентного обновления подвижного состава на условиях коммерческого лизинга «РОСДОРНИИ» сделан расчет начальной максимальной цены контракта на 2023 год по брутто-модели. Получилось без малого 2,2 миллиарда рублей, — поведала Юлия Мизинкова. — Прогнозная выручка от реализации билетной продукции оценивается в 800 тысяч рублей. То есть для реализации транспортной реформы в 2023 году в бюджете должна быть предусмотрена сумма в размере 1,4 миллиарда рублей.

Чиновница уточнила, что новая схема может заработать и при иных системах бюджетного финансирования. Можно, например, изменить параметры для подвижного состава в части года выпуска или стоимость поездок.

Как бы то ни было, на реализацию транспортной реформы из республиканского бюджета на 2023 год выделено 330 миллионов рублей. Благодаря этим деньгам во втором квартале будущего года на регулируемый тариф с заключением брутто-контрактов собираются перевести три автобусных маршрута — № 5, 14 и 29.

Фото: «Губернiя Daily»

— Эти маршруты обеспечивают транспортное сообщение с самыми отдаленными районами города: Птицефабрика, СКЗ и Соломенное, где в существующей ситуации имеется наибольшее количество проблем, — пояснила выбор Юлия Мизинкова.

По словам заместителя мэра, на всех маршрутах планируется новый подвижной состав: на № 5 и № 29 — среднего класса, на № 14 — большого класса. Условиями контракта планируется предусмотреть все необходимые требования к профессиональным качествам водительского состава, наличию форменной одежды, обеспечению санитарного состояния транспортных средств, естественно, соблюдение расписания маршрутов и интервалов движения, ну и многие другие.

— Реформа будет в такой идеальной картине. Новый подвижной состав, соблюдение расписания, интервал движения, водители все в форме, брендированный транспорт с гербом Петрозаводска, — отметила Юлия Ивановна.

А на остановках, где этот транспорт будет проезжать, будут информационные стенды. Ездить, кстати, автобусы указанных маршрутов будут до 22:30

Конкурсные процедуры по определению перевозчика собираются провести уже в январе будущего года.

— По результатам анализа пилотной версии реформы будут сделаны выводы о ее дальнейшей реализации в последующие годы на всей маршрутной сети города, — пояснила Мизинкова.

За помощью к искусственному интеллекту

Фото: «Губернiя Daily»

Что же касается самой маршрутной сети города, то ее подрядчик подготовил с помощью методов математического моделирования на основе программного комплекса Visio.

По словам Юлии Мизинковой, в программу был загружен значительный массив данных: существующая улично-дорожная сеть со всеми элементами транспортной инфраструктуры, остановочными пунктами, разворотными площадками, контактной сетью электротранспорта, средства организации дорожного движения: светофорные объекты, дорожные знаки, точки притяжения, жилые комплексы, социальные учреждения, магазины и прочее. Также данные о существующих перемещениях граждан по городу, которые были получены на основании натурных исследований и геоаналитических отчетов сотовых операторов. Далее были введены параметры оптимальной маршрутной сети: средняя скорость движения, среднее время поездок (оно, кстати, составляет 23 минуты), минимальный и максимальный интервал движения, процент дублирования и приоритет электрического транспорта.

В результате программа нарисовала Петрозаводску маршрутную сеть, которая отличается от исходной процентов на 40. В частности, она предполагает:

  • возобновление троллейбусного маршрута ул. Корабелов — ул. Хейкконена, соединяющего район Ключевая через Кукковку, Центр, Перевалку с районом Древлянка;
  • запуск нового троллейбусного маршрута ул. Заводская — ул. Чистая, который соединит такие районы, как Древлянка, Кукковка, проспект Александра Невского, площадь Кирова, набережную Варкауса и промышленную зону на Заводской улице;
  • продление автобусного маршрута № 21 до проезда Дорожников по Шуйскому шоссе, что позволит без лишних пересадок добраться до ветеринарной клиники и садового центра;
  • продление автобусного маршрута № 14 до улицы Чистой, что соединит микрорайон Древлянка-8 через Центр с районом Октябрьский (у некоторых новых троллейбусов есть запас автономного хода, то есть они смогут некоторое расстояние проезжать без контактной сети);
  • заезд автобусного маршрута № 5 на Родниковый проезд (в существующей маршрутной сети с районом Сайнаволок нет транспортного сообщения);
  • автобусный маршрут № 2 будет начинать свой маршрут из Университетского городка (для увеличения беспересадочного выезда из района Университетский городок);
  • маршрут № 27 соединит район Южной Кукковки (с улицы Энтузиастов) через проспекты Александра Невского, Ленина и Первомайский с Соломенным;
  • новая конечная остановка появится у маршрута № 29 (после реформации маршрут будет следовать из СКЗ через Первомайский проспект, железнодорожный вокзал, улицы Чапаева, Ватутина и Пархоменко, по Лесному проспекту и до конечной остановки по улице Энтузиастов).

А что пока? 

Фото: «Губернiя Daily»

Новая маршрутная сеть и три идеальных маршрута во второй половине следующего года — это прекрасно, но жители города справедливо интересуются, как им быть сейчас. Особенно остро стоит проблема в отдаленных районах Петрозаводска.

На заседании комиссии Петросовета Юлия Мизинкова рассказала, что временные меры тоже будут приняты. Например, на маршруте № 29 до 1 апреля рейсы будут выполняться четырьмя автобусами.

— На остановочном пункте СКЗ перевозчик еженедельно будет размещать расписание в зависимости от меняющейся ситуации, чтобы люди знали, в какое время будет автобус, — пояснила чиновница.

Что касается Птицефабрики, то в этом районе города, по словам заместителя мэра, вопрос будет решен организацией отдельной диспетчерской линии.

— В том числе диспетчер будет постоянно на конечной остановке на Птицефабрике находиться, в машине будет сидеть, — уточнила Юлия Ивановна. — Люди смогут смогут напрямую уточнить о сроке прибытия муниципального транспорта. Будет и телефон отдельный для оперативной связи по наличию автобусов и местоположению в текущий момент автобусов на данном маршруте.

Как-то так. Ждем изменений к лучшему.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram