Главная тема

Как зоозащитники попросили Парфенчикова запретить цирки (читай: «концлагеря для животных») в Карелии и что из этого вышло

В конце 2019 года в Олонце: во время выступления цирка медведь набросился на дрессировщика.

Данное сообщение создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

Когда в декабре 2019 года карельский губернатор Артур Парфенчиков разместил у себя на странице во «ВКонтакте» опрос для жителей республики об их отношении к передвижным циркам — казалось, сейчас всё будет. Тем более, что жители Карелии абсолютным большинством проголосовали против шапито — закрыть въезд передвижных цирков в Карелию губернатора попросили более 13 тысяч опрошенных.

Парфенчиков принял от зоозащитников 6 тысяч подписей и попросил время на размышление. А потом съездил за консультацией к главе Большого московского цирка Эдгарду Запашному и... отказал активистам. Игнорировать общественный запрос, считают зоозащитники, для политика очень недальновидно: поэтому они предложили Парфенчикову удобную альтернативу. И тот снова призадумался.

«Пока никакого решения не принято» — отвечают в пресс-службе губернатора на вопрос, услышал ли Парфенчиков, что жители возглавляемой им республики против того, чтобы дрессировщики зарабатывали в Карелии деньги. Всё началось, напомним, в октябре 2019 года в Олонце: во время выступления цирка «Аншлаг» из Пензенской области медведь набросился на своего дрессировщика. Как не пострадали зрители — загадка, ведь у сцены не было ограждений. Совсем.

«Аншлаг» той же ночью уехал из Олонца, а начавший проверку Следственный комитет Карелии выяснил, что владелица цирка Мухлиса Исоева была исключена из реестра предпринимателей еще в феврале 2019 года. Получается, цирк гастролировал незаконно. Однако уголовное дело так и не возбудили.

Жители Карелии тогда активно подписывали петицию, созданную депутатом Петросовета Елизаветой Васильевой. Она же с помощниками собирала подписи в районах республики. Елизавета объясняет, как можно ввести запрет цирков на территории отдельного субъекта страны: собрать подписи, передать их региональным властям и, заручившись их поддержкой, внести запрет и объявить о своем решении федералам. Всё.

Елизавета Васильева, депутат
Елизавета Васильева, личный архив

Но Артур Парфенчиков в своем ответе зоозащитникам назвал инициативу преждевременной, отметив, что использование животных в культурно-зрелищных целях не противоречит Закону «Об ответственном обращении с животными». Примерно то же самое ответили и из Законодательного собрания республики.

ответ, Парфенчиков
Фрагмент ответа ЗС Карелии зоозащитникам

Закон «Об ответственном обращении с животными», на который так охотно ссылаются представители власти, зоозащитники называют бесполезным. Во-первых, этот закон не принимали 20 лет (впервые проект внесли в Госдуму в далеком 1999 году, однако тогда его отклонили «по причине отсутствия правового регулирования»). Во-вторых, в ходе работы над последней его редакцией зоозащитников не услышали: те предлагали пойти на компромисс (увеличить размеры клеток в цирках, например), но ни одну просьбу активистов депутаты не выполнили.

У нас сложилось впечатление, что приглашение зоозащитных организаций в обсуждение было фиктивным — для создания видимости учета общественного мнения, — говорит активистка «Голосов за животных» Оксана Данилова. — В итоге без учета поправок от зоозащитных организаций были приняты чудовищные нормы содержания животных, с площадью клеток чуть больше размера самого животного. Зато представители цирковых династий активно выступали на круглых столах в Госдуме: Запашные, Корниловы... Дрессировщики бурно противились предложениям ввести общественную инспекцию за исполнением закона в части содержания и дрессуры животных, внесению поправок о недопустимости насилия при дрессуре и так далее.

Оксана Данилова, Голоса за животных

Оксана Данилова в 2012 году, будучи активисткой Центра защиты прав животных «Вита», устроилась на работу уборщицей в Большой Санкт-Петербургский государственный цирк. Проработав там полтора года, она сняла на скрытую камеру часы тренировок, во время которых дрессировщики жестоко избивали своих подопечных. Ролик под названием «За кулисами цирка» зоозащитники выложили в Интернет, потребовав провести расследование по фактам жестокого обращения с животными. Дрессировщики Мурад Абдуллаев и Рауф Расулов после скандала уволились, но сейчас, судя по афишам, работают в Гомельском цирке. Их так и не наказали за жестокое обращение с животными.

Карельские активисты выступают за полный запрет въезда передвижных цирков на территорию Карелии по тем же причинам: использовать зверей на потеху людям пошло и жестоко. Следующий визит такого цирка в республику может закончиться трагедией, предупреждает Елизавета Васильева:

Что победит — здравый смысл или очередное ЧП? — размышляет она. — Давайте подождем еще одного нападения? Тем временем уже более полусотни государств в мире полностью или частично запретили использование животных. Причин тому множество: жестокость методов дрессировки, невозможность создать подобающие условия содержания и высокая смертность при перевозке, короткий срок жизни «артистов», пагубное влияние таких зрелищ на психику подрастающего поколения и многое другое.

против цирков, Петрозаводск
Акция против цирков в 2016 году, Петрозаводск

К слову, в России уже есть примеры успешных локальных запретов. Так, в ингушской столице Магасе в мае 2019 года мэр города Беслан Цечоев запретил цирковое представление на главной площади города.

Убивая и эксплуатируя животных, человек пользуется правом сильного, которое не имеет ничего общего с этическими нормами, присущими разумному существу, — появилось обращение Цечоева к жителям Магаса на сайте администрации. — Цирк — это самая жестокая форма эксплуатации животных, где они лишены всех нормальных условий. Более того, когда мы приводим своих детей в цирк, то показываем именно то отношение, которое категорически запрещено к животным, а именно жестокость и бесчеловечность. В детях прежде всего нужно воспитывать чувство любви, сострадания и доброго отношения к животным.

В феврале 2020 года депутаты Владимирского округа Санкт-Петербурга отказались от билетов в Цирк на Фонтанке. Раньше такие билеты бесплатно выдавали жителям муниципалитета. В бюджете округа только на походы в этот цирк было заложено 1,5 миллиона рублей, говорит автор инициативы, депутат Ирина Гайсина.

Я отношусь к циркам, дельфинариям и прочим заведениям, эксплуатирующих животных, резко отрицательно, — продолжает она. — К инициативе о запрете передвижных зоопарков я отношусь положительно, это настоящие концлагеря для животных! Хорошо бы по всей России запретили передвижные зоопарки! Кстати, после отмены закупки билетов нашу инициативу поддержал еще один муниципальный округ Санкт-Петербурга. Надеюсь, эта тенденция продолжится.

Десятки публичных личностей в России высказываются против цирков и призывают их отменить.

Карельские зоозащитники направили в Законодательное собрание Карелии и Артуру Парфенчикову повторные запросы: активисты предлагают организовать круглый стол с участием зоозащитников и представителей министерств. В частности, инициаторы запрета цирков предлагают подключить к обсуждению министерства природных ресурсов и образования Карелии.

Мы уверены, что отношение к животным формируется в школе, и хотели бы обсудить возможность проведения специальных уроков в карельских образовательных учреждениях, — говорит Васильева. — Минприроды, надеемся, также сможет высказаться о своем видении проблемы. Очень хотим, что власти к нам прислушаются, потому что мы предлагаем и предлагаем им варианты, а в ответ — полный игнор. Искренне не понимаем, почему так.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram