Главная тема

Карельский бизнес невысокого мнения о помощи со стороны чиновников: слишком много бумажек, слишком мало денег

С начала 2020 года безработица в Карелии увеличилась почти в три раза, а оборот ресторанов и кафе обвалился на 20%. В Министерстве экономического развития и промышленности говорят, что на поддержку предприятий было выделено 566 миллионов рублей, но владельцы бизнеса уверены, что эту поддержку получить практически невозможно.

В официальном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку от государства, числится 1 523 организации. В этом реестре есть индивидуальные предприниматели, которым выделили по 800 рублей в качестве единовременной финансовой помощи на государственную регистрацию, и общества с ограниченной ответственностью, получившие миллионы.

Одним из таких является ООО «Онега Премиум», получившее более 5 миллионов рублей компенсации на покупку оборудования, предназначенного для производства дезинфицирующих средств. Руководит предприятием Анатолий Белых, директор петрозаводского ликеро-водочного завода, в свое время, как писали СМИ, фигурировавший в уголовном деле по подозрению в даче взятки.

О производстве антисептиков в Карелии на предприятии А. Белых активно рассказывает пресс-служба правительства региона. Фото: пресс-служба

В Минэкономразвития подчеркивают, что в первую очередь поддержка была оказана предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.

С целью оказания помощи данным предпринимателям были разработаны новые меры поддержки, — комментируют в ведомстве, — на приобретение и производство антисептических средств и оборудования.

Согласно отчетам Карелиястата, наибольшие экономические потери понесли рестораторы. Оборот этой сферы экономики в 2020 году сократился почти на 20 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Владельцы кафе также могли обращаться за помощью. Но поддержку получили далеко не все.

Ресторатор Василий Урликов рассказывает, что документы на субсидии переделывал по 5 раз. Вопреки данным статистики, Василий утверждает, что продажи упали на 70 процентов, а новые ограничения на корпоративные праздники окончательно убьют бизнес.

В магазинах больше людей, чем в ресторанах, — говорит Урликов, — Торговый дом «Ярмарка» же не закрывался. Они как работали, так и продолжают работать. Но субсидии получили. У нас в Карелии есть привилегированные предприятия, которым выделяется больше средств, чем другим. Им субсидируют оплату электричества, а нам — нет. Им оплачивают оборудование, а нам — нет.

В ресторанах Василия работает 36 человек, и во время локдауна он никого не уволил, а наоборот, пытался развиваться. Но ремонт в новом заведении приходится делать своими руками, потому что строителям нечем платить.

Многие думают, что доставка — это прибыльно, — говорит Василий. — Но сервисы, которые осуществляют заказы, забирают комиссию. Например, Delivery club берет себе 21 процент от заказа. То есть из 1000 рублей я должен отдать посреднику 210 рублей.

Фото из архива Василия Урликова

По данным Министерства экономического развития, с начала года в Карелии было зарегистрировано 2 476 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них почти 2 000 — ИП.

Большая часть зарегистрирована как раз в период пандемии, — комментирует пресс-секретарь ведомства. — С марта текущего года зарегистрировано 1 896 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данных по количеству закрывшихся предприятий у чиновников нет, хотя они уверяют, что ведется постоянный мониторинг деловой активности. На грани закрытия оказались не только рестораны, но и маленькие бизнесы сферы услуг.

Мария Анхимова 9 лет назад открыла свою «Студию красоты для всей семьи».

Льготный кредит под 2% мне не дели, — рассказывает Мария. — Пришел отказ без объяснения причин. Я уверена, что документы были в полном порядке, потому что мы их готовили вместе с сотрудником банка. А я исправно выплачивала налоги и платила аренду.

В возмещении аренды за предыдущий год Минэкономразвития тоже отказало Марии, сославшись на наличие задолженности по налогам. Но, как говорит предприниматель, в личном кабинете на сайте ФНС у нее числилась переплата в 15 тысяч рублей. Мария не сдалась и повторно подала на компенсацию, уже со справкой из налоговой службы. Тогда ей компенсировали часть расходов.

Фото из архива Марии Анхимовой

Бизнесмены рассказывают, что добиться компенсации средств за маски, санитайзеры и обеззараживатели воздуха практически невозможно.

Чека и даже товарного недостаточно, — комментирует Мария. — Необходимо, чтобы все оплаты производились через расчетный счет. А так как нам разрешили работать с 14 мая, все приобретения делались впопыхах. Мы покупали всё за наличные деньги. На подготовку к открытию у меня ушло около 50 тысяч.

Большие убытки понес бизнес и из-за ограничения числа работников в зале. Выручка в ноябре прошлого года, по словам Марии, была 170 тысяч рублей, а в этом — 68. На традиционные предновогодние услуги практически никто не записывается. А все сбережения «съели» два месяца карантина.

Вместо двух парикмахеров работает один, — рассказывает Мария. — Это значит, что доход у салона сократился в два раза. Также мы возводили перегородки, чтобы разграничить мастеров. А в Роспотребнадзоре нам даже не могут сказать, как нужно работать. Клиенты напуганы. Некоторые научились за время пандемии стричься машинками самостоятельно. Спрос на наши услуги упал.

Кроме региональных программ поддержки, существуют и муниципальные. В Петрозаводске на помощь бизнесу всего было выделено 11 миллионов 700 тысяч. Как отмечают в городской администрации, помимо финансовой, специалисты управления оказывают консультативную и информационную поддержку предпринимателям. Однако в управлении экономики и инвестиционной политики комитета экономического развития мэрии отмечают, что на субсидирование подалось только 27 предпринимателей по итогам двух заявочных компаний.

В этом году субсидирование получило уже 21 предприятие, — говорит Кристина Пашкова, специалист управления. — В прошлом году поддержка оказывалась только трем бизнесменам. Бюджет субсидирования увеличился с 831 тысячи почти до 12 миллионов рублей.

О том, что город оказывает поддержку предпринимателям, к окончанию приема заявок, согласно счетчику просмотров на сайте «Мой бизнес», узнали всего 279 человек.

Если бы я увидел этих разгильдяев, я бы сказал им: «Да пошли вы жопу все!» — грубо комментирует деятельность ведомства один из бизнесменов.

Однако есть предприниматели, которые получили реальную помощь. Например, в компании «Софтмак» говорят, что все субсидии, на которые они подавали заявки, им одобрили.

С тем протоколом, по которому действовали сотрудники, всё в порядке, — говорит финансовый директор компании. — А вот как составлены эти документы, почему именно такие суммы и условия… Кто разрабатывал эти критерии, я уже не знаю.

Предприниматели надеются выжить в следующем году, чиновники говорят, что меры поддержки будут продолжены, но какие — будет зависеть от бюджета региона. А он, увы, дефицитный.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram