Главная тема

Когда большие синие автобусы уедут из Петрозаводска? Верховный суд поставил точку в транспортной реформе

новые автобусы Инна Колыхматова
Фото: Сергей Юдин / ИА «Республика»; Инна Колыхматова / «ВКонтакте»

Верховный суд Карелии сегодня оставил в силе решение Петрозаводского горсуда, который в феврале этого года удовлетворил иск семи транспортных автобусных компаний — «АТП», «АТП 2», «АТП 3», «Автосити», «Транспортная компания», «АТП № 4 Тосноавто», «ТК Паллада» — к мэрии и фактически отменил транспортную реформу в Петрозаводске.

Эта реформа в последний год проводится сити-менеджером Инной Колыхматовой, но была начата ее предшественником Владимиром Любарским. Именно за его подписью в декабре 2022 года мэрия Петрозаводска утвердила документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, который предусматривал перевод всех автобусов в 2023—2025 годах с нерегулируемого тарифа, когда цену на проезд устанавливают перевозчики, на регулируемый, когда это делает мэрия, которая должна в этом случае получать и оплату с горожан, и оплачивать работу транспортников.

Кроме того, документ планирования предусматривал отмену маршрутов № 1, 4, 8, 12, 15, 20, 22 и 26, изменение маршрутов № 2, 3, 5, 9, 10, 14, 17, 19, 21, 25, 27 и 29, а также введение сезонного 23-го маршрута с Зимника до Древлянки.

Верховный суд Карелии
Фото: «Губернiя Daily»

Через полгода после разработки документа планирования — в июне 2023-го — в рамках первого этапа реформы последовали три приказа мэрии об отмене свидетельств о праве на перевозки для «АТП», «АТП 2» и «АТП № 4 «Тосноавто» на 5-й, 14-й и 29-й маршруты, хотя эти свидетельства были выданы им на пять лет и действуют до августа 2026 года. Параллельно с этим мэрия разыграла аукцион на 283 млн рублей на эти же маршруты — его выиграла гатчинская компания «Транс-Балт», которая обязалась возить горожан на больших синих автобусах до конца 2023 года (в этом году отношения с «Транс-Балтом» были продлены).

Однако не смирившиеся с потерей трех маршрутов перевозчики объединили усилия с остальными компаниями, которые должны были лишиться своих маршрутов в ближайшие годы, и сообща подали иск к мэрии еще летом 2023 года. В суде они смогли доказать противозаконность транспортной реформы — закон дает им право осуществлять перевозки до конца действия свидетельств и не позволяет без их согласия менять или отменять маршруты, как и переходить на регулируемый тариф. Тем не менее чисто по процедурным основаниям мэрии удалось в декабре 2023 года отменить первоначальное решение суда, после чего перевозчики подали иск повторно, выиграли его в феврале этого года и «засилили» сейчас в Верховном суде.

Владимир Любарский автобусы
Фото: Владимир Любарский / «ВКонтакте»

Это решение апелляционной инстанции хотя и может быть дальше обжаловано, но вступает в силу с момента его принятия. А это значит, что с сегодняшнего дня отстранение прежних компаний от работы на 5-м, 14-м и 29-м маршрутах считается незаконным и что они могут вновь вернуться на них. Это также означает, что эти компании ООО «АТП» (5-й маршрут), ООО «АТП 2» (14-й) и ООО «АТП № 4 «Тосноавто» (29-й), вероятно, вскоре смогут взыскать не одну сотню миллионов рублей, которую они потеряли в результате того, что их вынудили покинуть свои маршруты. Также это, по всей видимости, создает уголовные перспективы для чиновников мэрии, и прежде всего Владимира Любарского, действия которых в свете устоявшего судебного решения можно рассматривать как превышение полномочий и нанесение городу значительного ущерба.

Ну, а что же будет с большими синими автобусами, которые с прошлого года курсировали по Петрозаводску? Как и предполагала Daily, они скоро уедут из города — когда кончится новый контракт с перевозчиком, действующий до конца июня, на который в бюджете этого года были заложены еще 258,9 млн рублей.

автобус Петрозаводск
Фото: Роман Вершинин / «ВКонтакте»

Однако в мэрии Петрозаводска пока предпочитают об этом не говорить. В своем комментарии чиновники признали лишь то, что отстраненные перевозчики могут вернуться на свои маршруты, но умалчивают, что лазурным автобусам, по-видимому, осталось работать в городе считанные недели.

— Верховный суд Республики Карелия оставил в силе решение Петрозаводского городского суда об отмене документа планирования регулярных перевозок. Это дает возможность перевозчикам, опротестовавшим перевод ряда городских маршрутов с нерегулируемых на регулируемый тариф, вернуться на маршруты № 5, 14, 29. Вместе с тем сообщаем, что контракт с компанией «Транс-Балт» продолжает действовать, — умолчали в мэрии о самом важном, а именно, как долго он еще продолжит действовать.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram