Главная тема

Котельная на крыше может не выдержать? Жильцы дома в Петрозаводске опасаются за свои жизни

Фото: Губерния Daily

Мать двоих детей Алена Полькина раскладывает передо мной конверты с отписками: это из мэрии, это из ЖИ, это из прокуратуры. Всего у нее собрано около 2000 документов, среди которых экспертизы, ответы чиновников, обращения жильцов, переписка строительной и управляющих компаний. Привычный для журналиста набор бумаг, когда речь идет об аварийном жилье. Но вот только дому, о котором пойдет речь, еще даже 5 лет не исполнилось. А он уже рискует взлететь на воздух.

Дом на Беломорской, 28 был введен в эксплуатацию в конце 2016 года — сюда переехали люди из деревянных развалюх на Мелентьевой.

— Мы эту квартиру добивались больше 10 лет — каждые две недели (у нас с соседями был специальный график) ходили писать жалобы в мэрию. Подавали в суд, даже писали президенту. Ну и добились, — рассказывает Алена.

Но и теперь их преследуют проблемы. Котельное газовое оборудование из-за ошибок эксплуатации находится в аварийном состоянии. Перебои с горячей водой и теплом стали нормой. Как вы уже догадываетесь, ремонтировать это предлагают самим жильцам.

Пропавшая зарплата

Люди заселились в дом в январе 2017 года. Мэрия приняла дом у «КСМ», он был передан МУП «ПетроГИЦ» на управление. Уже в феврале жильцы заметили, что горячая вода не всегда такая горячая, как должна быть. А еще на каждой батарее был установлен индивидуальный счетчик — по задумке, люди должны были бы платить за потраченное. Но красивая идея столкнулась с реальностью — плата почему-то начислялась по общедомовому счетчику.

— Сначала в «ПетроГИЦ» нам говорили, что у них нет какой-то там формулы. Потом она ненадолго появилась — в итоге с индивидуальными счетчиками у нас есть всего лишь одна квитанция. Им, видимо, было это невыгодно, и они обратно нас на общедомовой счетчик перевели, — рассказывает Алена.

Вторая интересная история — о пропаже средств —  касается представителя дома Галины Перваковой. Совместно жители дома решили, что Галина будет получать зарплату, на которую они будут скидываться через «ПетроГИЦ» — по 120 рублей в месяц с каждой квартиры. И вот уже три года Галина пытается эти деньги безуспешно получить (по скромным подсчетам, сумма близится к 400 тысячам рублей). В отчетах управляющей компании этих денег вообще нет, а в квитанции есть.

Котельная в аварийном состоянии

Но вышеперечисленные проблемы — это даже мелочи. В доме начались серьезные перебои с горячей водой, батареи были иногда чуть теплыми. По нормам вода должна быть 60 градусов тепла, но порой не поднималась выше 30 градусов. Хуже всего пришлось зимой 2021 года, когда у людей несколько недель не было горячей воды и тепла. Алена рассказывает, что жаловалась на «ПетроГИЦ», просила приехать и сделать замеры. Отреагировали через полгода — в 35-градусную жару приехали специалисты управляющей компании и замерили температуру. Но даже тогда она до установленных норм в 60 градусов не дотягивала.

Газовое оборудование рядом с домом № 28 на улице Беломорской

Индивидуальная газовая котельная в доме в идеальном мире — это удобное и экономичное решение. Но оборудованием нужно правильно пользоваться. В Петрозаводске нехватка специалистов в этой области, поэтому «ПетроГИЦ» искал компании субподряда, коих за эти годы сменилось немало. Неизвестно, что пошло не так, но, судя по оживленной переписке застройщика и управляющей компании, проблемы возникали регулярно. А через три года истекла гарантия на инженерное оборудование — и «КСМ» смог больше в ремонте оборудования не участвовать. Теперь, оказывается, на ремонт должны скидываться всем двором.

Представитель строительной компании «КСМ» нашему изданию пояснила, что оборудование для котельной было куплено у ответственного поставщика, установлено по его требованиям. Все надзорные органы приняли дом в эксплуатацию. В «КСМ» сказали, что, по их информации, последние 8-9 месяцев котельное оборудование не обслуживается вообще, а до этого обслуживалось со значительными нарушениями, что подтверждает обширная переписка с «ПетроГИЦ». По истечении гарантийных обязательств строительная компания поддержкой котельного оборудования не занимается. В «КСМ» нам также пояснили, что такое же оборудование использовалось в микрорайоне Древлянка-7 и там никаких проблем нет. Но и управляющая компания там не «ПетроГИЦ».

Этот небольшой домик на крыше — и есть та самая котельная

— Они периодически меняли какие-то насосы, какое-то оборудование, судя по актам. С директором одной из газовых компаний мы общались, и он нам сказал, что они находили поломки, но «ПетроГИЦ» не выделял денег, чтобы неисправности устранить. В квитанциях у нас есть четко зафиксированная сумма на обслуживание котельной — 300 тысяч в год. Сколько мы просили акты о том, на что пошли эти деньги и как они были израсходованы, ничего они нам так и не предоставили.

Люди, добившиеся нового жилья взамен аварийного, знают, как общаться с чиновниками. Отсюда и собранные ответы от мэрии, жилищной инспекции, прокуратуры. Особенно интересным нам показался ответ мэрии. Алена утверждает, что мэр Петрозаводска Владимир Любарский во время встречи сказал жильцам, что, мол, «ПетроГИЦ» — компания частная, повлиять он на нее не может, с ними вопросы и решайте. В суд обращайтесь, скидывайтесь — разбирайтесь как-нибудь сами. По мнению мэрии, ситуация еще пристального внимания не заслуживает. Но «ПетроГИЦ» на самом деле компания муниципальная и к мэрии относится напрямую. Так что ответ Любарского кажется нам странным. Неужели ничего не будем делать, пока гром не грянет?!

Угроза

По словам Алены, котельная представляет опасность.

— Директор компании по обслуживанию газового оборудования, с которым мы общались ранее, говорил, что это может быть опасно для жизни и здоровья. Котельная находится в аварийном состоянии. Особенно страшно, что неисправны охлаждающие приборы, то есть всё может взорваться. На полный ремонт котельной нужно 4-5 миллионов рублей. Нас принуждают заплатить 300 тысяч, а это реанимация. Эту сумму уже даже включили в квитанции, решив, что мы должны за это платить, — рассказывает Алена.

Куда ушли деньги, которые жильцы платили «ПетроГИЦ» на эксплуатацию газового оборудования, никто не знает. Может, на другие дома. Жильцы дома на Беломорской надеются, что эта публикация поможет решить им проблему без суда («Выборы же скоро!»), и морально готовятся к тому, чтобы сидеть осень и зиму без тепла и по-настоящему горячей воды. А если нет, то пойдут в суд — другого выхода попросту нет.

P.S. В «ПетроГИЦ» нам пообещали, что начальница перезвонит и даст комментарий, но этого не произошло. В администрации города также не спешат комментировать ситуацию. Мы добавим их ответы в этот материал, как только получим. 

Яркая Карелия в нашем Instagram