«Мечты разбиваются!» Врачу, которая хочет жить и работать в Карелии, отдали чужой участок земли по госпрограмме


Диана Апсетарова приехала из Мордовии в Карелию по программе «Земский доктор» в 2022 году. С тех пор она работает дерматовенерологом в Пряжинской ЦРБ и мечтает жить в поселке Пряжа, помогать людям, построить дом, обзавестись хозяйством и открыть свой бизнес. Государство обещало врачу множество льгот, в том числе землю. Однако недавно выяснилось, что участок, переданный в пользование врачу чиновниками, принадлежит гражданину Германии и кому-то еще.
Диана рассказала Daily, что за землей пришлось побегать: в феврале 2024 года врач обращалась к главе Пряжинского района Дмитрию Буевичу с просьбой выделить участок. Тогда земля не нашлась, а документы потеряли. Через год врачу предоставили список свободных участков… не в Пряже — в Матросах, Соддере, Койвусельге, Верхних Важинах, Эссойле. На вопрос, как добираться до работы из поселков к 8 утра на работу, чиновник пряжинской администрации предложил врачу купить машину. На свои, конечно же, деньги. Чем вовсе озадачил врача.
В итоге земский доктор снимает квартиру за собственные деньги, ей лишь компенсируют часть трат на коммунальные услуги.

Когда Диана нашла подходящий участок, ей сказали, что он зарезервирован под строительство многоквартирного дома. В открытых источниках информации о том, что участок занят, не было. В местной прокуратуре подтвердили, что земля занята. Оксана Гаврош из регионального Минэкономразвития тоже предположила, что участок занят. А в Роскадастре Диане сообщили, что участок свободен. Вот такие чудеса происходят в Карелии с участками.
Землю нашли!
В итоге зимой 2025 года врач подала документы на другой понравившийся участок — в урочище Шаньгимо. И — о, чудо — эти 15 соток оказались доступны. Землю было разрешено использовать только под огород, тогда Диана с мужем обратились в Управление земельными ресурсами с просьбой изменить вид использования на жилое строительство. В ведомстве перевод земель одобрили, выдали документы. Ответов ждали месяцами.

В мае 2025 года семья получила из Управления земельными ресурсами Карелии и Пряжинской администрации все необходимые документы, позволяющие начать строительство дома. Диана обрадовалась, нашла бригаду строителей, даже внесла задаток на строительство, чуть было не заплатила Россетям за проведение электричества на участке. И пригласила кадастрового инженера, чтобы установить границы участка. Инженер огорошил семью новостью о том, что у участка есть второй кадастровый номер. А, самое главное, у земли есть владелец.
Владелец из Германии
Диана сама разыскала собственника земли с помощью жителей Пряжи. Мужчина 22 года живет в Германии и на участок не претендует. Он сказал, что помнит: в 2003 году отказался от этой земли в письменной форме. Мужчина и сейчас готов отказаться от участка, но у него нет документов.

Диана решила разобраться с землей и обратилась в муниципальный Пряжинский архив. Там подтвердили, что мужчина с 1993 года является собственником этой земли. И либо он от нее не отказывался, либо отказ просто-напросто был потерян. Со слов Дианы, и ее первый пакет документов был утерян местной администрацией.
Ситуация кажется безвыходной: собственник не может приехать из Германии, письма туда не доходят. Местная администрация предложила, чтобы мужчина на листе А4 написал отказную, прислал в мессенджере, и это фото приложат к иску в суд. Юрист же возразил, мол, так нельзя делать. Кроме того, у участка два кадастровых номера, он поделен на две части, но на какие — неизвестно. Кто-то в 2014 году размежевал землю и присвоил ей кадастровый номер, и его отдали Диане. При этом на публичной кадастровой карте всё чисто: один участок.
— Все планы рушатся! Я теперь построиться не могу, а у меня по закону есть только шесть лет, чтобы дом и землю перевести в собственность. Я здесь хочу жить! Я сюда для этого приехала, хочу открывать мастерские. У меня очень много планов, а все мечты разбиваются, и никому до этого и нет дела, — рассказывает расстроенная врач.

Все разрешения у Дианы на руках… Как в ведомствах проверяли документы? Кадастровый инженер просто открыл архив, который есть в свободном доступе.
— Это шок. И мои коллеги тоже в шоке. Как быть теперь?! Люди боятся сюда ехать работать. Кто работает, боятся писать заявления на участки: выяснилось, что я не первая с подобными проблемами. Люди успевали дома построить, бани, а потом приезжал собственник и всё у них отнимал. Не приедет этот мужчина из Германии, так какие-нибудь его родственники могут объявиться через несколько лет… И первый собственник всегда выигрывает, — говорит Диана.
Каковы границы второй части участка? Кто им владеет? Как жителю Германии отказаться от ненужной ему земли? Как в целом льготникам получать обещанную государством землю, не боясь, что ее отнимут? Ответов на эти вопросы нет.
Программа «Земский доктор» сработала, привлекла специалиста в сельскую больницу. Пациенты ценят врача, просят, чтобы она осталась работать в больнице. Только почему-то приходится биться за каждую обещанную льготу.