Главная тема

«Мне капец как стыдно перед ними». Поговорили с женщиной, выбросившей пять собак на трассе в Карелии, и с людьми, которые их спасли

фото Натальи Демидовой (слева) и Виктории Клепиковой (справа)

В последние дни на весь Северо-Запад прогремела история про пять престарелых ездовых собак, которых их заводчица из Мурманска выбросила в Карелии, проезжая мимо в Москву. Всех собак нашли — сейчас кто-то из них на передержке, а кто-то даже уже нашел себе дом. Женщина, от них избавившаяся, уверяет, что это был вынужденный поступок, «не было другого пути» и она «уезжала, рыдая в голос». Daily поговорила с ней, а также с людьми, которых она частично обвиняет в сложившейся ситуации — и выводы предлагает сделать вам самим.

Первые посты о выпущенных на трассе собаках появились 20 апреля: как сообщали мурманские зоозащитники, всего в Карелии оставили пять возрастных собак — два рыжих метиса Шуруп и Болт были выброшены в Лоухи, а три самца хаски — Тайсон, Вуди и Шах — в поселках Чупа, Лесозаводск и Тэдино. Узнать о выброшенных на трассе животных удалось благодаря водителю грузовика, который перевозил заводчицу Наталью Демидову и ее животных. Мужчина рассказал своему работодателю в Мурманске, что клиентка выбросила на трассе пятерых животных. Те сообщили местным зоозащитникам — начались поиски.

Тем временем два рыжих пса из пятерки выброшенных вышли на участок одной из местных жительниц в Лоухи — та написала об этом в местный паблик, спросив, чьи это животные.

— На следующий день я приехала и забрала собак себе, — рассказывает Daily местная жительница Алена Груздева. — Стали спрашивать в соцсетях, чьи это собаки — они же ухоженные, только в возрасте.

Она рассказывает, что найденные собаки выглядели уставшими и были явно голодными. Одного из псов то ли вырвало, то ли он сходил в туалет... сеном. «Был шматок сена и листья багульника, эти палочки колючие — похоже он их ел, — вздыхает Алена. — Сразу налетели на еду».

Позже Алена Груздева и ее подруга Татьяна Губанищева увидели посты мурманских зоозащитниц и отправились на поиски других собак. Так они нашли на трассе и одного из выброшенных хаски — Шаха. Женщины уверены, что пес ждал оставившую его хозяйку на месте, где она с ним распрощалась — возле стелы «Полярный круг».

— Видимо, она выкинула его возле стелы этой, он побежал за ее машиной — ну, как обычно собаки делают, когда их бросают, — говорит взявшая себе Шаха на передержку Татьяна Губанищева. — И, видимо, добежал до поселка Тэдино, до отворотки — потому что его там видели целые сутки. Но мы в Тэдино его не нашли, а увидели возле стелы — там, где она его выкинула. Видимо, думал, что она вернется. Он там в сугробе лежал. Когда вышли, я ему: «Шах, Шах!» А он даже хвостом не вилял — просто смотрел, подавленный такой пес. Я его покормила — он меня облизал, спокойно сел в машину и уснул.

Daily позвонила владелице собак Наталье Демидовой, которая выбросила животных на трассе. Свой поступок женщина не отрицает, но называет его вынужденным. Оправдываться женщине пришлось уже после того, как зоозащитники подняли шум — еще 20 апреля Демидова написала у себя в соцсетях, что центр «Улыбка Аляски-Отдых с хаски» под Мурманском — прошлое место размещения животных — вместе с ней покинули все ее собаки (правда, без уточнений о том, что пять из них пришлось выбросить на трассе).

Еще за несколько дней до этого Наталья просила подписчиков помочь найти ей вместительный автомобиль для срочного переезда — транспорт ей предоставили. Срочность поездки Демидова объясняла в постах путано: капслоком выделяла фразы про то, что собаки «в беде», говорила, что оставшиеся на базе животные «могут быть усыплены», а у нее «душа захлебывается от человеческой подлости».

Если коротко рассказывать эту историю со слов Натальи — она около 10 лет руководила проектом «Улыбка Аляски — Отдых с хаски» под Мурманском. Ухаживала за собаками и была каюром — управляла упряжками, которые возили гостей и туристов. Но несколько лет назад от Демидовой со скандалом ушел партнер, у питомника начались финансовые проблемы, «не было возможности развития», и пришлось продавать «технику и квартиру», чтобы прокормить животных. Наталья рассказывает об этом и плачет.

Как Демидова упомянула в разговоре с Daily, после очередной стычки с работником она поняла, что зависеть от людей больше не хочет, и позвонила знакомой владелице хаски-деревни в Подмосковье под названием «Рузская Аляска» — поговорить о переезде и новом месте работы.

— Позвонила и говорю: «Наташ, всё, не могу больше, возьмешь меня хоть с частью собак?» — говорит Демидова.  - Через какое-то время она перезвонила, говорит: «Слушай, около 20 животных мы готовы принять». В питомнике на тот момент было 118 животных. За период с ноября по 12 февраля я пристроила собак и в Архангельск, каких-то в Мурманск, часть собак у меня уехала в Ульяновск.

В итоге к началу марта на территории питомника остались 43 собаки — около десяти из них Наталья собиралась второй партией увезти в Москву. Оставшиеся, как предполагалось, должны были достаться новому владельцу проекта «Улыбка Аляски» — местному предпринимателю Дмитрию Антипину. Демидова уверяет, что тот соглашался стать арендатором территории только при ее условии оставить себе часть собак — около 30 животных. Но в последний момент якобы отказался — и женщине пришлось срочно решать, что делать с тремя десятками «незапланированных» животных. При этом, говорит она, Антипов и водитель, который должен был везти их в Москву с собаками, ее навязчиво поторапливали — поэтому и была такая спешка.

Пятерых собак из тех 43 животных Наталья и выбросила по пути через Карелию — с ее слов, в людных местах. На вопрос, по какому принципу она отбирала животных, которых решила выпустить в Карелии, Демидова повторяется, что изначально никого не хотела оставлять.

— Это был для меня жесткий выбор, но выбирались собаки, в первую очередь, стерилизованные и неконфликтные, те, которые не умеют жить дома, — перечисляет она, делая акцент, что возраст у собаки — понятие относительное. — Если говорить о возрасте как о немощности — то немощной собаки там не было ни одной. Тайсону 10 лет, Болту и Шурупу по 9 лет, а Шах достаточно молодой — ему 5-6 лет, и Вуди тоже около шести лет. Они все бодрячком, все в хорошей форме, все видят, все слышат.

Иногда в разговоре Наталья вновь начинает плакать и говорит, что ей «капец как стыдно перед этими животными».

— Только я знаю, что мне стоило это сделать! Столько лет жизни вложить в этих собак, продать технику, квартиру — все продать! — повышает голос она.

В Москву Демидова уехала работать в хаски-центр «Рузская Аляска», руководит которым Наталья Басина. С ней Daily тоже связалась — женщина рассказала, что узнала об истории с выпущенными собаками от других людей, а не от Демидовой, но, судя по всему, вошла в положение своей новой сотрудницы. Вот что Басина написала в разговоре с нашим корреспондентом:

Однако у Дмитрия Антипова — человека, который выкупил бизнес у Демидовой в Мурманске, совсем другая версия событий. Он подчеркивает, что их с Натальей сделку нельзя называть передачей бизнеса, потому что, по его словам, Демидова с самого начала стала нарушать договоренности — от организационных до финансовых.

Антипов не скрывает, что изначально готов был оставить у себя 30 ездовых собак Демидовой — отдельный договор о животных партнеры не подписывали, но по устной договоренности, Наталья должна была вместе с документами на землю передать ему животных, которые продолжили бы работать с новым хозяином.

— Но речь шла о молодом поголовье, из 30 собак должно было быть всего 3-4 ветерана, а по факту получилось, что все собаки были возрастные! — говорит Антипов. — Причем в списке, который она оставила, она искусственно занижала возраст животных — когда я стал сверять данные по их паспортам, выяснилось, что шесть собак были восьмилетние, а все остальные — от девяти лет и выше.

Вместо 30 собак на территории остались 43 — в том числе два щенка хаски, которых нужно было кормить каждые два часа, говорит Антипов. По его словам, корм для животных Демидова не оставила — она на тот момент уже перевозила вещи и первую партию зверей в Москву. Когда же Антипов стал возмущаться, Демидова его заблокировала и перестала отвечать на звонки.

 - Именно нарушение договоренностей стало причиной конфликта, а не животные, — говорит Антипов. — Я еще в феврале предупредил ее, что меня это не устраивает — либо забирай землю обратно с собаками, либо забирай собак. Когда я спросил ее про возраст животных, она удивилась: «Ну так сезон же они еще отработают!» Ну сезон, допустим, отработают — а дальше что? Дальше я бы их пожизненно просто содержал. Но я не хочу превращать питомник в приют!

Таким образом, Антипов утверждает, что он за полтора месяца до того самого дня, когда Демидова избавилась от животных на трассе, предупреждал ее о том, что собак она должна забрать. «Но я ее не торопил», — говорит он. Антипов говорит, что знает людей, которые в итоге помогли Демидовой с перевозкой животных — те, с его слов, утверждают, что женщина не в полном размере выплатила им ту сумму, на которую они изначально договорились.

Шуруп едет на передержку с волонтерами, фото Виктории Клепиковой

— Она очень сложный в общении человек, — продолжает он. — Знаю от ее бывших сотрудников, что с ней в последнее время мало кто хотел работать.

Если погуглить имя Демидовой, становится ясно: у ее питомника и правда были серьезные финансовые проблемы последние несколько лет. А осенью 2020 года владельцы соседней с ее питомником фермы даже обвинили Наталью в том, что она жестоко обращается с животными.

— Как только она [Наталия Демидова] стала нашей соседкой, начались проблемы: в межполевые траншеи она постоянно выкидывает умерших исхудавших до ребер собак и топит щенков, выгружает мусор и собачьи экскременты на поля, которые мы выкашиваем без какого-либо предварительного обезвреживания, вместе с бытовым мусором. Мы перекрыли въезд на наши поля шлагбаумом, так она ночью сверлила стойку шлагбаума. Постоянно строит козни, на дороге, по которой мы едем на ферму, устраивает стоянку для гостей, и ни техника, ни машины не могут проехать на ферму, а нам коров доить, кормить, убирать. На замечания наши кидается с лопатой и постоянно орет матом. Перекрывает дорогу и кидается на автомобили, которые едут к нам за сеном или продукцией, — жаловались тогда «Комсомольской правде» фермеры.

Впрочем, в разговоре с Daily Наталья подчеркивает, что до последнего надеялась восстановить финансовое положение и, вместо того чтобы постепенно уменьшать поголовье животных, продавала технику. Даже когда Антипов, как говорит Демидова, начал выгонять с территории ее животных, она не стала просить о помощи в соцсетях — якобы для того, чтобы его дополнительно не разозлить и не спровоцировать.

Но знакомая с Демидовой зоозащитница Виктория Клепикова не очень верит в эту версию. Она говорит, что пыталась помочь владелице питомника пристроить часть животных, однако Демидова не выслала ей необходимые данные о собаках.

— Я забрала у Натальи двух щенков, мы разговаривали о том, что некоторых ее животных можно пристроить, — говорит Клепикова. — Я говорила, что мне нужны от нее конкретные данные о животных: фото, клички, возраст, кастрат-не кастрат, какие условия подходят, но... Она могла обратиться к руководителям приютов или через отказную определить собак в Центр временного содержания Мурманска. Можно было обратиться к владельцам хаски — у нас довольно большое сообщество. То есть варианты были. Но она пошла даже не по пути наименьшего сопротивления.

Болт едет на передержку с волонтерами, фото Виктории Клепиковой

Другая зоозащитница, Виктория Быковская говорит, что лично предлагала Демидовой забрать двух из оставшихся собак — но Наталья их так ей и не отдала.

— Это были два кобелька с очень короткой шерстью, они жили в будках в морозы — мне стало безумно жалко, — вспоминает Виктория. — Это же не хаски, они с короткой шерстью, как у добермана, плюс немолодые — 2017 года рождения. На них не было документов, сама Наталья называет породу «Аляска», хотя такой не существует — в общем, у собак никакой племенной ценности. И я предложила Наталье их забрать — она меня «морозила» месяц, наверное. Я ей столько вариантов предлагала, но она шла в отказ. В итоге она этих двоих забрала, а те пять выкинула. Я ездила на выходных их забирать из Карелии.

Сейчас четыре из пяти выброшенных собак находятся на передержке в Мурманске и области. А хаски Тайсон остался в Карелии — люди, которые его приютили, решили оставить его себе. Поблагодарила ли Наталья Демидова зоозащитниц из Мурманска и Карелии за спасение ее собак — пока неизвестно.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram