Главная тема

Мужчина пытается отсудить ребенка у известной учительницы из Сегежи: жители Карелии в шоке и пытаются ей помочь

фото из личного архива Александры М.

«Вы слышали, что у нас произошло в Сегеже?» — спрашивают у нас обеспокоенные читатели. Оказывается, уже второй месяц жители этого карельского города переживают за учителя и тренера из Сегежи Александру М., у которой по решению суда хотят забрать ребенка. Мальчика под опеку в свою семью она взяла два с половиной года назад. Люди уверены — он должен остаться с ней: любящей, заботливой, сильной женщиной, подарившей ребенку шанс на счастливое детство и хорошую жизнь.

— Александра увидела эти огромные карие глаза, в которых было столько боли и печали. Сердце у нее дрогнуло, когда он протянул к ней свои маленькие ручонки. Она забрала его к себе. И мальчик понял, что такое семья, любовь, забота и что значит слово «мама». Научился радоваться каждому дню, плакать так, что слышала вся округа. Потому что теперь он точно знал, что мама придет и успокоит, обнимет. Маму эту знает весь наш город. Она воспитала не одного спортсмена. Неужели люди допустят, чтобы этот малыш, который только-только узнал, что такое семья, опять должен познать горе, боль и слезы? — пишут в шоке жители Сегежи.

Мы связались  с Александрой, которая сейчас ждет решения уже Верховного суда, ведь сегежский суд встал не на ее сторону, и узнали, как же так вышло, что ей теперь приходится бороться за ставшего уже родным ребенка.

Сын подруги

В детстве у Александры жила по соседству подруга Ольга. Судьба у Оли не складывалась, всему виной был алкоголь. Но было и затишье — женщина перестала пить на полгода, когда уже в достаточно позднем возрасте родила мальчика Михаила (имя по закону изменено — прим. ред.). Когда ребенку исполнилось полгода, зависимость от алкоголя вернулась, и всё стало только хуже.

Затяжные запои происходили в компании сожителя — отца мальчика. В конечном итоге мужчина скончался прямо в квартире. Именно ребенок обнаружил в свои два года, что папа перестал разговаривать и реагировать на происходившее. Сложно даже представить, какая это психотравма.

— Ольга сначала попыталась взять себя в руки, но затем сдалась. В квартире всё чаще стали появляться маргинальные личности, в том числе без определенного места жительства. Моя мама оставалась ее соседкой (я переехала в другую квартиру). Каждые выходные я навещала маму и заглядывала к Ольге. А там драки, ребенок голодный. В один из дней я не выдержала и вызвала сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних. Они с ней сначала переговорили, но лучше не стало. После третьего вызова Мишу у матери забрали, потому что Ольга не предпринимала никаких действий, чтобы исправить ситуацию, подвергая жизнь и здоровье сына опасности, — рассказывает Александра.

Когда Мишу забирали в больницу, у него была пробита голова, обнаружены вши и аскариды. Александра спросила у сотрудников органов опеки, куда они направят мальчика, и те сообщили, что так как в Сегеже центр только для детей постарше, то мальчика после осмотра врачом отправят в Беломорск.

— Я поехала с ними и сразу сказала, что готова взять малыша под опеку. Надеялась, что Оля, потеряв его на какое-то время, всё же одумается и придет в норму. В понедельник, 26 августа 2022 года, органы опеки выдали мне официальный документ о назначении меня временным опекуном. С тех пор ребенок живет со мной, — вспоминает женщина.

Внезапное сообщение

Забегая вперед, скажем, что Ольга не смогла вернуться к нормальной жизни, ее забрали в психиатрическую лечебницу в Матросы. Врач сказал, что она недееспособна до конца своих дней. А в августе того же 2022 года женщине написал дядя мальчика по отцу — Александр, сообщив, что хочет забрать Мишу к себе.

— Я впервые слышала об этом человеке. Спросила, где он был ранее, почему не интересовался жизнью своего двухлетнего племянника, тем более что он знал, какую жизнь ведет его брат. Он ответил, что у него не было времени, у него, мол, своя семья. А я ответила, что, извините, у ребенка теперь тоже своя семья. Он пережил огромнейший стресс после потери родной матери. Он привык уже ко мне, он знает меня с рождения. Я в любом случае Ольгу всегда навещала: то продукты, то денег принесу, с сыном посижу, пока она в магазин сбегает. Поэтому Миша спокойно сразу пошел ко мне на руки.

Выяснилось, что мужчина сам из Сегежи, но сейчас живет в Санкт-Петербурге. Общение с ним после этого прекратилось. Ровно на год.

— После этих СМС прошел ровно год, и вдруг мне приходит повестка в суд, летом 2023 года. Так я узнала, что Александр хочет усыновить мальчика. На первое заседание пришла одна, без адвоката. Абсурдность этой ситуации никак не укладывалась у меня в голове. Я опять же спрашивала, почему от него год ничего не было слышно, ответ всегда в целом один — был занят. То есть его не смущает, что ребенок целый год живет в новой семье, привык к новой маме и брату, у него своя счастливая жизнь. И он теперь хочет его забрать просто потому, что так захотелось, и у него есть преимущество — третья степень родства, — говорит Александра, всё еще не веря в происходящее.

Никаких компромиссов

Про мужчину известно, что он относит себя к пятидесятникам (это евангельские христиане). Александра отмечает, что во время всех слушаний он очень много говорит про Бога. У него трое своих детей возраста младше Миши. Она предложила мужчине компромисс — просто остаться для мальчика родственником, дядей, которого он сможет навещать в любое время. Но такой вариант ему не понравился.

— Я очень часто езжу в Санкт-Петербург, где они живут, и могу привозить ребенка в гости, можно ведь общаться как родственники — как дядя и племянник. Я приезжала в Питер и разрешила им встретиться, он приезжал в Сегежу, привез ему подарок, мы неоднократно встречались, — говорит женщина.

На суде вторая сторона запросила прохождение психолого-педагогической экспертизы: ребенку, Александре и самому дяде. Эксперты подтвердили, что для ребенка на сегодня есть только одна семья — Александры и ее старшего сына. Другой семьи он не знает, дядю не воспринимает как родственника.

— Он также добился в суде проведения эксгумации тела своего родного брата, чтобы провести тест ДНК, меня заставили присутствовать при этом. Он сам делал забор материала. Я спросила, зачем вы это делаете, вы же верующий человек. На что он просто посмеялся мне в лицо и сказал: «А ты не знаешь, что такое Бог». Я не знаю, какой он на самом деле человек. Единственное, что знаю, и он этого не скрывает, озвучивая в суде, что в Питере проходил лечение от зависимости, когда работал могильщиком на кладбище, эта информация есть и у него на странице в соцсети в открытом доступе, — говорит женщина.

Дядю мальчика в каком-то смысле понять можно — он хочет сам воспитывать родного племянника. Эта история была бы счастливой, если бы он просто забирал его из детского дома, но никак не от семьи и мамы, к которой ребенок уже привык.

Решение суда

Судебные заседания длились полтора года, и 10 декабря 2024 года суд встал на сторону дяди. Веские причины две — родство и желание дяди именно усыновить ребенка, тогда как у Александры он просто под опекой. А еще одним из аргументов, считает женщина, стала ситуация, когда в квартиру к Александре ломились пьяные соседи.

— Они напугали детей. Я вышла на лестничную площадку, сосед ударил меня в грудь, ну а я ударила его в ответ (силы не занимать, женщина — кандидат в мастера спорта по боксу). Сама же вызвала полицию и дала показания. Но органы опеки решили наказать меня за это по статье, сообщив, что дети не должны видеть применение силы. Но я как раз защищала своих детей, и дверь во время этого инцидента в квартиру была закрыта, дети ничего не видели. Получила административное наказание сроком на один год. На суде было не очень приятно слушать про этот случай, но я ничего не скрываю, — говорит Александра. — Меня и мою историю знает весь город.

Сейчас дело направлено в Верховный суд. Уполномоченный по правам детей в Карелии Геннадий Сараев сам связался с Александрой. Он рассказал редакции Daily, что его к судебным заседаниям пока не привлекали. Самостоятельно в суд уполномоченный войти не может. Единственный вариант — это ходатайство от одной из сторон по привлечению уполномоченного по правам ребенка, чтобы он высказал свою позицию, либо уполномоченного можно указать как третье лицо, и суд уже примет решение.

— Обычно я хожу в суды в ситуациях, когда самые близкие люди для ребенка ссорятся, делят его, решают иные вопросы, преследуя свои интересы, а не интересы ребенка. Интересы ребенка, как правило, пытаются сформулировать органы опеки, но, на мой взгляд, не всегда могут объективно подойти именно к перспективному анализу ситуации: что для ребенка хорошо будет сегодня, завтра и через пять лет. Нужно понимать детскую и возрастную психологию, особенности воспитания. Именно уполномоченный может представлять интересы ребенка, сформулировав их с помощью специалиста (и той же психолого-педагогической экспертизы). В ситуации с Мишей будет обжалование решения сегежского суда в Верховном. Я готов помочь защитить права этого ребенка в суде, сформулировать его интересы, — сообщил Геннадий Александрович.

Сейчас жители Сегежи собирают подписи под петицией (уже более трех тысяч человек подписали) и говорят, что очень страшно читать посты с этой историей в интернете, зная, сколько любви и нежности Александра дарит Мише. Она не заменила ему маму — она просто ею стала. Он так и зовет ее — мама. Мы очень надеемся, что финал этой истории для нашего маленького земляка будет счастливым.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram