«Никому не пожелаю везти ребенка на кладбище к отцу». 27-летнего велосипедиста Сашу насмерть сбили на перекрестке в Петрозаводске, но уголовное дело так и не возбудили
Александру Смирнову было 27 лет, когда он погиб. Поздним августовским вечером он ехал в Петрозаводске по улице Мелентьевой и на перекрестке столкнулся с «Мерседесом». От сильного удара он несколько раз перевернулся в воздухе и упал на асфальт. Неделю мужчина пролежал в коме, а потом умер. У Александра осталась восьмилетняя дочь Соня и бывшая жена Дарья, которая не согласна с тем, что дело об аварии даже не дошло до суда.
Саша, Даша и Соня
Саша и Даша познакомились еще подростками. Александр был сиротой и воспитывался в детском доме, родителей потерял в результате несчастного случая. Других родственников у него не было. Об этом он своей жене особо не рассказывал. Пара сначала дружила, потом начала встречаться и достаточно рано Саша и Даша стали родителями. Родилась дочка Соня. Позже брак распался, но Александр обожал дочку и старался дать ей все самое лучшее. Да и с бывшей женой он поддерживал хорошие отношения: регулярно созванивались, делились личными переживаниями и поддерживали друг друга.
— Он был прекрасным отцом своему ребенку, все то, что не получил сам от родителей, пытался дать Соне. Все лишние деньги отдавал нам, помимо официальных алиментов. Покупал подарки, старался ее радовать. Он работал по графику два через два, поэтому постоянно возил дочку в школу, к репетитору, гулял. Был огромной мне поддержкой. Дай Бог каждому такого отца, который будет так сильно любить своего ребенка. А для девочки это особенно важно, - говорит Даша. — Человек он был хороший. Понятно, что со своими «тараканами», но в целом он был замечательный. Я знала, что могу ему позвонить в любой момент и он мне поможет.
У Саши не было родственников, но было много друзей, для которых эта трагедия стала шоком. Даша вспоминает, что удивилась огромному количеству людей на похоронах Саши. Больше половины она даже не знала.
— Саша был очень общительным человеком, у него было много друзей и приятелей, на работе он тоже поддерживал хорошие отношения, — рассказывает девушка.
Работал Саша в Прионежской горной компании на железной дороге, подготавливал составы. Тяжелая рабочая специальность, к которой он подходил ответственно. На работе мужчину ценили, да и работал он там давно, с 2015 года.
У Саши дома жили две кошки, одна из которых родила котенка. После его смерти пришлось животных пристраивать, сейчас они в надежных руках. Помимо работы и семьи, Саша увлекался компьютерами. Даша вспоминает, что он часто покупал дешевые сломанные ноутбуки и чинил их. А еще любил спорт и в последний год начал кататься на велосипеде — купил и себе, и дочке.
— Закусила его это тема с велосипедами, даже не знаю почему. Ударился в спорт. А до этого футболом занимался, любил активный образ жизни. На улице тепло — все, с друзьями в футбол идет играть. На природу любил выходить, в детстве в походы ходил, — рассказывает Даша.
19 августа 2023 года
19 августа 2023 года в Петрозаводске на перекрестке Мелентьевой и Октябрьского водитель «Мерседеса» проскочил на перекресток на красный сигнал светофора на огромной скорости и сбил велосипедиста. За рулем был 20-летний водитель. Сашу забрали в больницу в тяжелом состоянии и ввели в медикаментозную кому.
Даша узнала о трагедии не сразу. Ей начали звонить с работы Саши, так как он был человеком ответственным и никогда работу не пропускал. А тут пропал.
— Я начала ему звонить, а он трубку не берет. А это для него нетипично, потому что он каждый день дочке звонил. Я стала обзванивать больницы. Дозвонилась, нашла. Мне сказали: «Крепитесь, он может умереть в любую минуту. Попал в ДТП». Я не поняла сначала, какое ДТП, какой велосипед? Осознание пришло на следующий день, когда я поехала в больницу за его вещами, — вспоминает Даша.
Через неделю Саши не стало. Даша прекрасно помнит то ужасное утро.
— Я не знала, как сказать обо всем дочке. А она переживала, потому что папа перестал звонить. Я обещала ей, что все будет хорошо, папа поправится. Мы были на даче, спали вместе с дочкой и рано утром у меня зазвонил телефон. Я поняла, что так рано из нейрохирургии БСМП могут звонить только с очень плохими новостями. Я поняла, что это конец. Тихо спустилась на кухню, перезвонила. Первая мысль была — как я расскажу об этом Соне? — говорит Даша.
Позже с Дашей связывался водитель и даже его мама. Она переживала, что молодой человек, водитель «Мерседеса», окажется за решеткой. Второй участник аварии предлагал помощь, но Даша даже не знала, чем в такой ситуации можно помочь.
После смерти папы
Год спустя, 8 апреля, было отказано в возбуждении уголовного дела. Даша рассказывает, что добиться от Следственного комитета информации было очень сложно, но в итоге копию постановления ей все-таки прислали (документ есть в распоряжении редакции — прим.).
«В данной дорожной ситуации при движении со скоростью 60 км/ч, водитель автомобиля „Мерседес“, при своевременном принятии мер к снижению скорости, имел возможность предотвратить наезд на велосипедиста».
«В данной дорожной ситуации действия водителя автомобиля „Мерседес“ по выбору скорости движения не соответствовали требованиям п.10.1 ПДД РФ и данное несоответствие с экспертной точки зрения находится в причинной связи с наступившими последствиями (фактом ДТП) и являются причиной происшествия».
Эксперт установил, что водитель ехал со скоростью в 97 км/час, то есть значительно превысил скорость. Даша считает, что этой экспертизы и проверки недостаточно, чтобы установить вину или невиновность водителя.
— Все семь месяцев, со слов следователя, проводились экспертизы в рамках доследственной проверки. Хочу отметить, что в рамках доследственной проверки, вторая сторона (потерпевшие) даже не была опрошена, о ходе проверки не сообщалось, какие экспертизы назначались, не уведомляли. Следователь не пыталась связаться со мной, хотя имела все мои контактные данные. Мне неизвестно, чем занимался следователь все это время. Была экспертиза только по видео, и все. На мой взгляд, автомобиль является несоразмерно большим источником опасности на дороге, чем велосипед, и по степени тяжести, последствия при ДТП будут намного больше, что накладывает на автомобилистов дополнительную ответственность, при учете соблюдения ПДД, не говоря уже про их нарушения, — говорит Даша.
Даша уверена, что дело должно быть пересмотрено. Она написала обращения в прокуратуру и пожаловалась во все инстанции.
— Для моей дочки это был удар, она страдает. Ладно, я — взрослый человек, приму и переживу. Соня у нас сильный ребенок, но ей тяжело и очень не хватает папы. У нее начались проблемы со здоровьем на фоне сильного стресса, начала болеть. Мы не вылезаем с больничных. Я хочу добиться справедливости ради нее, ради ее папы. Я хочу, чтобы она знала, что мама сделала все, что могла. Везти своего ребенка на кладбище к отцу — я такого вообще никому не пожелаю. Я надеюсь, что дело направят на пересмотр и рассмотрят в судебном порядке, — говорит Даша, — В результате нарушений ПДД водителем — погиб человек, а отвечать за это никто не будет. Возможно, по мнению следователя, в этом страшном ДТП и может усматриваться вина обоих, однако человеческая жизнь является высшей ценностью в этом мире. Для одного цена ошибки — царапины на автомобиле, для другого — жизнь.
Где-то за неделю до смерти Соня вместе с Сашей ходили в «Парк культуры и отдыха», это была их последняя встреча. Он подарил дочке кулончик в виде медвежонка из эпоксидной смолы. Раньше Соня не очень любила украшения, но с этим кулоном теперь не расстается: моется с ним, спит, гуляет. «Мама, это мой амулет силы, я разговариваю через него с папой».