Главная тема

Ошибка перевозчиков и бессилие чиновников: что происходит с маршрутками в Петрозаводске и к чему нам всем готовиться

Фото: Губернiя Daily

Маршруточники уже столько раз преподносили жителям Карелии сюрпризы, что их недавнему заявлению о рекордном повышении цен никто особо не удивился. Удивление вызвали только аппетиты. С чем был связан такой шокирующий порыв и что их ждет в будущем, выяснилось на недавнем совещании в администрации города.  

«Есть троллейбусы с устаревшим физически и морально подвижным составом, более или менее придерживающиеся расписания движения с низкой стоимостью проезда, которая не менялась уже несколько лет подряд, и есть автобусы, также порядком поизносившиеся, гораздо менее предсказуемые в части расписания, особенно в вечернее время, с большой и регулярно увеличивающейся стоимостью проезда», — так на минувшей планерке в администрации города обрисовала картину общественного транспорта Петрозаводска председатель комитета ЖКХ города Юлия Мизинкова.

Троллейбус

Юлия Ивановна напомнила, что в троллейбусах цена намного ниже, чем в маршрутках, только потому, что платятся дотации из бюджета:

— Экономически обоснованный тариф одной перевозки составляет 47 рублей 82 копейки. При этом стоимость для граждан установлена 25 рублей. Разница в 23 рубля с каждого проданного билета оплачивается из бюджета города. В год получается порядка 130 миллионов рублей. То есть  если бы деятельность троллейбусного управления осуществлялась по нерегулируемому тарифу, то стоимость проезда для граждан составляла бы почти 48 рублей.

Все автобусы, курсирующие по городу, работают как раз по таким тарифам (петрозаводчан возят девять частных транспортных компаний).

Маршрутка

— Единственным плюсом перевозок по нерегулируемым тарифам является отсутствие на них бюджетных расходов, — отметила Мизинкова. — Никаких средств из бюджета коммерческие перевозчики не получают.

Поэтому и цены они устанавливают такие, какие им хочется:

— Никаких правовых оснований влиять на стоимость проезда, согласовывать ее повышение у администрации Петрозаводска нет. За исключением случаев, когда несколько компаний одномоментно уведомляют о повышении стоимости на одну и ту же величину. В этом случае Управление Федеральной антимонопольной службы РК по обращению администрации вправе возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и выдать предписание по устранению нарушений. Но и это, к сожалению, не повлечет за собой уменьшения стоимости проезда.

Качество предоставляемых услуг, по словам чиновницы, закон тоже контролировать не позволяет.

Юлия Мизинкова отметила, что в Петрозаводске нередко звучат требования отозвать действующие свидетельства об осуществлении перевозок у одних компаний и передать их другим, которые будут и без контроля соблюдать расписание, и при этом не увеличивать стоимость проезда.

— Что мешает это сделать? Опять же 220-й федеральный закон, который предоставляет такую возможность в случае либо аннулирования лицензии перевозчиком на основании судебного решения, либо невыполнения по маршруту ни одного рейса в течение более трех дней подряд, а также в случае перехода с нерегулируемого на регулируемый тариф. Возможно применимым является только третье условие, — пояснила Юлия Ивановна.

Транспортная реформа

Федеральная поддержка по обновлению подвижного состава по проекту «Безопасные и качественные дороги» через механизм льготного лизинга оказывается только для муниципальных образований, где перевозки организованы по регулируемым тарифам по всей маршрутной сети. Чтобы иметь возможность получать федеральные средства и решить существующие проблемы, в Петрозаводске и задумали транспортную реформу, о которой столько рассказывают нам в последнее время.

Что она из себя представляет?

Во-первых, переход на регулируемый тариф по всем видам транспорта (это позволит исключить необоснованный и резкий рост стоимости проезда). Во-вторых, заключение муниципальных контрактов на осуществление транспортной работы.

— Отношения «заказчик-подрядчик» позволят предусмотреть соглашениями все необходимые требования, включая качество подвижного состава, жесткое соблюдение расписания маршрутов движения, профессиональные качества, внешний вид водителей и многое другое, — говорит Мизенкова. — Оплата работ по контракту, исходя из стоимости «километр транспортной работы» исключит нарушение водителями правил дорожного движения, так как им не нужно будет беспокоиться о пассажиропотоке как гарантии объема выручки с рейса. За нарушение условий перевозок будут предусмотрены штрафные санкции. И предъявлять претензии чиновники смогут напрямую, а не через механизм контрольно-надзорной деятельности.

Звучит неплохо! Но пока только звучит.

Первый этап реализации транспортной реформы — разработка новой оптимальной маршрутной сети уже идет.

— Нем предстоит еще изыскать необходимое финансирование на дальнейшую реализацию данных мероприятий, — отметила председатель комитета ЖКХ города.

Ориентировочный срок реализации внедрения новой транспортной модели — январь 2023 года. А пока у нас есть то, что есть.

Бесконечные проблемы

О чем будет говорить представитель нескольких автотранспортных предприятий города Николай Тараканов, было понятно еще до того, как он дошел до трибуны. Мы бывали на заседаниях карельского УФАС с участием перевозчиков и много раз слышали про их тяжелую жизнь (это без иронии, вероятно, так оно и есть).

Николай Тараканов
Фото: «Вести Карелии»

— На протяжении последних 15 лет положение с пассажирскими перевозками в Петрозаводске претерпевают изменения в худшую сторону, — сразу заявил предприниматель.

С его точки зрения, это связано с тем, что отсутствовала политика муниципалитета в отношении пассажирских перевозок. Правда, как-то внятно объяснить, что он под этим подразумевал, Николай Владимирович не смог.

Прежде всего перевозчику, конечно, пришлось оправдываться за недавнюю выходку с уведомлениями о беспрецедентном повышении цен на проезд в маршрутных автобусах. Напомним, что одним прекрасным вечером перевозчики просто уведомили администрацию Петрозаводска, что проезд повышается до 48-50 рублей, но, увидев реакцию мэра и жителей города на такое безумие, уже на следующий день передумали.

Понимая, что подобные поступки сложно назвать адекватными, Николай Тараканов попытался объяснить, что же произошло:

— Кризисные явления, в которых находятся пассажирские перевозки, наблюдаются не первый год. Возвращаясь к событиям двухлетней давности, к началу пандемии, могу сказать, что, когда закрыли полностью экономику и был объявлен локдаун, в принципе можно было всё закрыть на ключ и уходить, и больше никогда не возвращаться. Слава богу, что государством были приняты своевременные решения. В частности, особо пострадавшие отрасли, к которым относились и пассажирские перевозки, получили возможность работать с бюджетными кредитами. Поддержали реально, когда всё упало и провалилось.

Но ситуация за эти два года сильно не изменилась. От доковидных показателей мы потеряли до 30 процентов кадрового состава. Водители ушли в силу разных причин и обратно к нам работать не вернулись. Примерно столько же мы потеряли по пассажиропотоку в силу разных причин.

Более 90 процентов денег, поступающих за оплату услуг, являются безналичными и полностью высвечены в налоговой. То есть цифры, которые я называю в виде убытков, они абсолютно объективные, подтверждены бухгалтерией и бухгалтерским учетом.

(Возможно. Проблема только в том, что когда все уже готовы были их услышать, Тараканов сказал: «Цифры называть не буду, но они значительные» — прим. авт.).

Были наращены значительные долги перед контрагентами, и вопрос поднятия стоимости проезда стал актуален задолго до того, как были поданы эти уведомления.

Во время последней волны пандемии в некоторые дни бывало, что водители до 10 человек разом не могли выйти на маршруты. Заболевали. И была большая просадка по пассажиропотоку. Это привело нас к тому, что и так достаточно сложные месяцы январь и февраль стали просто критическими.

У нас огромнейший кадровый голод. На сегодняшний день мы имеем возможность плюсом выпускать порядка 40 автобусов ежедневно, но у нас нет для этого водительского состава. Вторая позиция, что за последние два года мы получили такой финансовый удар под дых, что нужно достаточно много времени, чтобы из всего этого выйти.

Когда началась спецоперация, по ряду позиций нам вообще отказывались называть цены на необходимые нам материалы или товары. Ряд контрагентов одномоментно подняли на 30-40-50 процентов стоимость своих услуг и товаров. В такой ситуации было принято это решение. Считаю, что оно было ошибочным.

Убыток за прошедшие два года по транспортным предприятиям, которые я представляю сегодня, более 50 миллионов рублей. Могу вам сказать последнее, что случилось в пятницу: поставщики тосолов, масел и необходимого для нашей работы жидкостей информировали нас о том, что будет одномоментно изменение цены от 30 до 50 процентов разом. Мы находимся в тяжелейших долгах перед поставщиками по всем позициям.

Интуитивное решение

То решение было ошибочным, но вообще без повышения стоимости проезда не получится, сообщил Тараканов.

Маршрутка

— Поднятие цены нам необходимо. Потому что в ином случае (я сейчас говорю про 230 человек трудового коллектива) работа без минимально необходимого поднятия стоимости проезда приведет нас в короткое время к тому, что мы не сможем выполнять свои обязательства по всем вопросам и аспектам нашей хозяйственной деятельности. Поэтому вопрос для нас крайне актуальный, перезревший уже, — отметил представитель нескольких автотранспортных предприятий города Николай Тараканов. — Если говорить о минимальной стоимости, которая просчитана, то она сейчас для нас составляет 38 — 41 рубль. Для разных предприятий по-разному.

Вот Тараканов всё это нам рассказал, и через три дня глава города сообщил, что пришли новые уведомления: с 31 марта проезд в маршрутках № 14, 2, 5, 8, 10, 19 увеличивается до 40 рублей, а в маршрутах № 21, 22 и 12 — до 38 рублей.

Кстати, обосновать конкретно эти цифры перевозчики не могут. По словам Тараканова, это «такое интуитивное решение», «минимальная планка, где должны остановиться».

— По некоторым предприятиям себестоимость перевозки 55-57 рублей, — пояснил предприниматель. Важно! На качестве услуг новые цены никак не отразятся. Да и не могли отразиться, уверен Николай Тараканов.

— Любое поднятие цены должно подразумевать улучшение качества услуг, — напомнила предпринимателю депутат Петросовета Наталья Захарчук.

— Разве от того, что хлеб сегодня стоил 10 рублей, а завтра стал стоить 20, его качество как-то изменилось? Нет. Не изменилось. Почему вырос в цене? Да потому что выросли все составляющие этого хлеба, — парировал Тараканов.

При этом предприниматель не имеет ничего против улучшений. Но на них, говорит, нужны совсем другие деньги.

Маршрутка

— Если говорить о повышении качества услуг, понимая под этим более современную технику, изменение в работе маршрутов, улучшение этой работы, всё это требует денег. Стоимость самых обычных новых автобусов сейчас уже 5-6 миллионов рублей. Поделите на 60 месяцев 6 миллионов и получите 100 тысяч рублей в месяц стоимость одного автобуса без обслуживания, -  перечислял Тараканов. — Современные автобусы стоят 10-15 миллионов рублей. Если мы готовы, это всё считается. Стоимость проезда тогда должна быть на уровне 60-65 рублей.

Николаю Владимировичу тут же напомнили, что и до пандемии, и до ситуации с Украиной претензий к работе маршруток было выше крыши.

— Вы, наверное, знаете, как частенько ваши автобусы называют горожане? – поинтересовался один из петрозаводчан. — Скотовозами.

В целом по речи предпринимателя получается, что всё может стать только хуже. Но нам же обещают транспортную реформу. Подождем!

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram