Главная тема

Парфенчиков хочет забрать у мэрии автобусные перевозки в Петрозаводске: это обойдется в миллиарды рублей

Фото: Артем Геодакян / ТАСС, fotobus.msk.ru

Правительство Карелии с подачи Артура Парфенчикова в очередной раз выступило с предложением передать пассажирские перевозки в Петрозаводске на региональный уровень. Однако если раньше это были инициативы в духе «тупо отдайте их нам», то теперь республиканские чиновники подготовились основательно.

Для этого 28 октября в здании петрозаводской мэрии прошло совещание с участием депутатов Петросовета, Заксобрания и руководителей Минтранса Карелии, на котором представители правительства рассказали, как они предполагают кардинально улучшить работу пассажирского транспорта в городе. Непосредственным поводом для совещания стало совместное обращение главы Карелии Артура Парфенчикова и спикера Заксобрания Элиссана Шандаловича, в котором они фактически предложили мэрии Петрозаводска передать перевозки республике для модернизации и улучшения работы транспорта.

Действительно, все последние годы частные перевозчики в Петрозаводске массово нарушают расписание, заставляя горожан по 40-50 минут ждать автобусы. В вечернее время и особенно в выходные ряд маршрутов словно вымирает и перестает выходить на линию. Состояние автобусов, их грязный непрезентабельный вид, хамство водителей, гонки или стояние на остановках по 5-7 минут тоже вызывают недовольство и жалобы граждан. Довершает картину бардака регулярное повышение тарифа, который перевозчики ни с кем не обязаны согласовывать. Мэрия же все время разводит руками, говоря, что ничего не может сделать, разве что выписать пустяковые для перевозчиков штрафы.

Фото: news.nashbryansk.ru

Чтобы избавиться от этих пороков, Минтранс Карелии предложил реализовать схему, когда перевозчики через госкорпорацию ВЭБ.РФ берут в лизинг новые автобусы и возят пассажиров по фиксированному и обоснованному тарифу, который устанавливают региональные власти, а также принимают единый для всех маршрутов проездной — транспортную карту. Взамен автопредприятия получают из бюджета деньги на осуществление перевозок и должны строго соблюдать расписание. Собранные с граждан за проезд средства в такой схеме идут не перевозчикам, а в бюджет. Получается, что фактически автопредприятия выполняют госзадание и должны следить за интервалами движения, числом машин на линии и их состоянием, а не за тем, чтобы ездить как можно реже, но с забитыми до отказа салонами.

Несмотря на всю заманчивость, осуществление подобных планов обойдется недешево. Бюджету придется платить перевозчикам такие суммы, каких у Петрозаводска, естественно, нет. Поэтому осуществить такую идею способно только правительство Карелии при передаче полномочий по перевозкам на республиканский уровень, без обиняков заявила замглавы Минтранса Карелии Юлия Мизинкова. Предполагается, что передача полномочий произойдет с 1 января 2022 года.

Юлия Мизинкова. Фото: karelia-zs.ru

О каких же средствах идет речь? — задалась вопросом чиновница. — Министерством проведен предварительный расчет начальной максимальной цены контрактов по всем существующим городским маршрутам. Получается сумма 2,2 млрд рублей.

Предложенная Минтрансом схема организации перевозок в полном объеме уже реализована в Твери и Перми и частично — в Москве, Московской области, Петербурге и Казани. Однако, по словам Мизинковой, собранные с граждан деньги в той же Твери в итоге не покрыли размер выделенных перевозчикам средств. По всей видимости, то же самое произойдет и в Карелии. И причина этого будет крыться явно не в каких-либо экономических просчетах, а в том, что нормально организованный транспорт, который соблюдает все требования и график движения, по определению не может быть прибыльным и будет нуждаться в субсидировании.

Это определенные риски, — призналась Мизинкова. — По опыту Твери, понесенные затраты покрываются выручкой примерно на треть.

Как при этом изменится цена на проезд для пассажиров, пока неизвестно. Как неизвестна до конца и судьба троллейбусного управления, которое может не вписаться в новую систему перевозок — для этого достаточно вспомнить о негативном отношении к троллейбусам губернатора Артура Парфенчикова. Тем не менее Юлия Мизинкова попыталась заверить, что муниципальное предприятие тоже сможет заключить контракт на перевозки, обновить парк троллейбусов и продолжить работу. Однако судя по настороженным вопросам депутатов Петросовета, эти уверения не вызвали у них полного доверия.

Лишь усилил скептические чувства глава Минтранса Карелии Сергей Щебекин, признавшийся, что республика пока не знает, где взять деньги для осуществления всей этой затеи.

Сергей Щебекин. Фото: Антонина Кябелева / ptzgovorit.ru

Мы не знаем, где предусмотреть в региональном бюджете 2,2 млрд рублей. Вот на сегодняшний момент мы этого не знаем, — сказал министр. — Мы говорим про концепцию: «Ребята, давайте мы посмотрим ее хотя бы, вам покажем с одной стороны, с другой». Это первое совещание. Не понравится — ну это же ваша власть, ваша воля. Если скажете: «Да, мы готовы думать, двигаться в этом направлении», мы начнем искать эти деньги.

Внезапно возникшее желание правительства Карелии навести порядок в городских перевозках Сергей Щебекин объяснил многочисленными жалобами населения. Но действительно ли чиновники руководствуются благими намерениями или прячут за ними чьи-то бизнес-интересы, сейчас неясно.

Вполне возможно, что за этим стоят именно коммерческие интересы структур, рассчитывающих на крупные государственные деньги. Но нельзя исключать и того, что в преддверии выборов депутатов Петросовета в 2021 году в правительстве Карелии озадачились не менее важным вопросом, как выбить экономическую базу из-под бизнеса, который был близок арестованному по обвинению во взятке председателю Петросовета Геннадию Боднарчуку. Ведь ослабив его, можно поставить во главе города свою команду и, соответственно, контролировать всю городскую экономику.

Ирина Мирошник и Геннадий Боднарчук. Фото: Сергей Мятухин / «‎Губернiя Daily»‎

Как бы там ни было, пока насчет передачи перевозок в ведение республики не принято никакого решения. Обсудив эту идею, депутаты Петросовета предложили создать рабочую группу для разработки концепции развития общественного транспорта и собраться 11 ноября снова. Так что выльется ли инициатива Минтранса и Артура Парфенчикова во что-то конкретное, загадывать еще рано. Если городские власти предпочтут оставить перевозки за собой, то вполне смогут «заболтать» эту тему. Подобного опыта у них предостаточно.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram