«Я каждый день в слезах»: в Петрозаводске роженица четыре дня пролежала в палате с кашляющей от туберкулеза соседкой


В перинатальном центре Карелии произошла крайне неприятная ситуация. В редакцию Daily с жалобой обратилась жительница Петрозаводска Валерия М., которая несколько дней назад выписалась после родов домой. Только радости от выписки она не испытывает и очень переживает теперь за новорожденную дочь и своих близких.
Странная соседка
Валерия поступила в перинатальный центр 6 февраля на 36-й неделе беременности, начали подтекать воды. Девушку сразу отправили в родовой блок. На свет появилась здоровая малышка — четвертый долгожданный ребенок в семье.
— На следующий день меня вместе с ребенком перевели в послеродовое отделение, в двухместную палату. Через сутки к нам подселили женщину, вид которой у меня сразу вызвал подозрение. Выглядела она неопрятно, очень громко и практически беспрерывно кашляла на всю палату. Она была в очень плохом состоянии, практически все время спала, ее дочь постоянно плакала от голода, мне приходилось будить соседку, чтобы та покормила ребенка, — вспоминает Валерия. — Столбиком ребенка она не ставила, на руки не брала, чтобы произошла отрыжка. Младенец практически захлебывался, я будила мать постоянно в эти моменты.
На все вопросы девушки, почему ее положили в палату с кашляющим человеком, сотрудники перинатального центра отвечали, что у той просто... синдром курильщика.
— Мы толком с ней не общались. Единственно, по ее телефонным разговорам я поняла, что она родила пятого ребенка. Остальных детей оставила с соседкой на время родов. У нее ребенок просился в магазин и погулять, но она не отпускала, говорила, что будут проблемы с органами опеки, у которых семья стоит на учете. Перинатальный центр сделал в опеку запрос, чтобы выяснить, можно ли младенца выписывать с матерью домой. И ей сразу позвонили из опеки, сообщили о проверке. Ее девочка очень сильно потеряла в весе, поэтому ребенка с ней бы точно не выписали. Соседка на вопросы врача стала плакать: мол, боится, что заберут старших детей, ведь еще не доделала комнату, нет кроватки. Она и опеке это рассказывала, и ей отвечали по телефону, что она постоянно обещает, но до сих пор ничего не сделала.
Все дни соседка очень сильно кашляла. Валерию это напрягало, но она решила отпустить ситуацию: раз врачи подселили ее, значит, проверили. По итогу у соседки только на четвертые сутки взяли анализы, сделали флюорографию. И она уехала домой.
Пугающая новость

— Нас сразу переселили в отдельную палату с ребенком, одиночную. Несмотря на то, что меня уже выписали, я оставалась в центре, потому что недоношенной дочке нужно было еще наблюдаться у врачей. В итоге на шестой день узнала, что у моей бывшей уже соседки... открытая форма туберкулеза. Врачи сообщили, что проглядели ситуацию, так как у нее в карточке ничего не написано о заболевании, и сама женщина сказала, что здорова. У меня случилась истерика. Ладно я, взрослый человек с иммунитетом после прививки. А как же мой недоношенный ребенок? Кто за это будет отвечать? Я каждый день в слезах, на нервах. Как вообще такое могли допустить?! — не может сдержать эмоции Валерия.
Девушка не понимает, почему, когда были времена ковида, каждую поступавшую в роддом держали в карантинной зоне, пока не перепроверят 100 раз, не пускали к остальным, а тут вдруг такая халатность.
— Меня убеждали, что это надо прям очень много времени контактировать, чтобы заразиться этой болезнью. Что мы, мол, тоже вот с ней же контактировали. Но на минуточку! Вы просто заходили на пару минут, а я с ней четыре дня лежала в одной палате. Правда, по итогу мне все же принесли извинения с формулировкой, что «уже что случилось, то случилось». На мой вопрос, почему они не подселили ее хотя бы в отдельную палату сразу, ответили, что в перинатальном центре нет мест. При этом по статистике у нас рождаемость падает в Карелии.
На следующий день Валерию выписали домой, ей позвонили из тубдиспансера, сказали приехать сдать анализы 24 февраля. Дома муж и трое детей, каждый день семья живет как на иголках. Остается только ожидать: пронесло или нет.
Ответ главного врача
На запрос редакции Daily в перинатальном центре ответили, что у кашляющей пациентки стоял диагноз «хронический обструктивный бронхит курильщика» и это не заразно.
— Очень много курящих беременных с таким диагнозом, всех не изолировать. Одна из пациенток РПЦ долгое время не обращалась за медицинской помощью, встала на учет по беременности очень поздно. ФЛГ ближайшего окружения не предоставила. Врач после родов обратила внимание на кашель. Несмотря на то, что контакт с туберкулезными больными женщина отрицала, жалоб не озвучивала, ей было предложено обследование. Выявлен двусторонний инфильтративный туберкулез легких. Назначено лечение, - рассказал главный врач РПЦ Михаил Ястребов.

Он подчеркнул, что специалистами определен круг всех контактных лиц. Что все контакты были кратковременные, вероятность заражения низкая, такая же, как при кратковременных контактах с больным туберкулезом в общественном транспорте, местах общего пользования, на лестничных площадках.
— Риск развития активного туберкулеза значительно возрастает при длительных и регулярных контактах с туберкулезным больным (совместное проживание, регулярное общение на работе или в свободное время). Все контактные лица будут взяты под наблюдение и обследование противотуберкулезной службой, — сообщил он. — Очень важно еще, чтобы женщины не скрывали свое ближайшее окружение и по требованию медицинских работников предоставляли данные ФЛГ тех, с кем живут в одной квартире или доме, особенно если это люди, освободившиеся из учреждений пенитенциарной системы. При скрытом течении болезни люди, зараженные микобактерией туберкулеза, могут даже не подозревать, что уже болеют и являются источником заражения для других. Постоянный кашель длительностью более трех недель, высокая температура, потливость, утомляемость и слабость, потеря аппетита и веса – вот симптомы, на которые стоит обратить внимание.
При этом редакции так и не дали ответ на вопрос, есть ли в перинатальном центре красная зона, куда можно поместить таких подозрительных пациентов, насколько сегодня загружен центр, что не нашлось отдельной палаты, чтобы не селить рожениц вместе.