Главная тема

Почему бензин в России не дешевеет, хотя цена на нефть упала уже ниже плинтуса?

Фото: ria.ru, drivenn.ru

Этим вопросом не задавался еще, наверное, только ленивый. В марте цены на нефть в мире обрушились и до сих пор никак не могут стабилизироваться, а бензин в нефтедобывающей России сколько стоил, столько и стоит. И это при том, что из-за нерабочих дней спрос на топливо снизился, как говорят, на 30-50%. Казалось бы, нет спроса — должны упасть и цены, но парадокс в том, что они не падают, а закон спроса и предложения в России словно сломался и больше не работает.

Везде дешевеет, а у нас нет

Вот, например, в Германии из-за самоизоляции цены на бензин E10 упали с 1,37 до 1,1 евро. Та же картина — в Соединенных Штатах, где цена бензина снизилась до 1,81 доллара за галлон (3,79 л), хотя год назад этот же галлон стоил на 1,03 доллара дороже. Но и это не предел.

В некоторых штатах бензин подешевел вообще до 99 центов за галлон — 18 рублей за литр! Цены упали до исторических минимумов и в ряде других стран. А вот что рассказывают о наших ценах россияне:

— Заправляюсь на «Газпромнефти». 95-й как был 45.50 [рубля], так и остался. Снижение цены — 0.

— 47 [рублей] за литр 95. Голицыно, Московская область. Это прорыв или все еще рывок?

— 0. Как были, так и остались.

— Сегодня заправился 92-м за 55 р/л. Как и 3 дня назад.

— АИ-95 — 45.90 за литр.

— 48,15 рублей за литр 95-го на «ЛУКОЙЛе». Калининград.

— На ближайшей к дому [заправке] цена снизилась на 1 копейку. АИ-92 на «Нефтьмагистрали» — 42.49.

— Выросли на 30 копеек. Екатеринбург.

Нефть бензину не указ

Почему же Россия выбивается из общемировых тенденций, хотя цены на нефть упали с февральских 50 долларов за баррель до 25 долларов в конце марта, а фьючерсы (контракты на будущие поставки) 20 апреля рухнули на торгах вообще почти до -40 долларов? При этом все нефтехранилища оказались заполнены под завязку на несколько месяцев вперед, и нефть практически перестала пользоваться спросом.

Оказывается, что в России ценам на топливо не дают снижаться два фактора. Во-первых, огромная налоговая нагрузка, заложенная в цену каждого литра. Говорят, что она достигает сейчас 60%. В нее входят НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, налоги с фонда оплаты труда и так далее, тогда как доля стоимости нефти в литре бензина составляет примерно 4-6%. Грубо говоря, это означает, что падение цен на нефть могло бы привести к удешевлению бензина на внутреннем рынке России всего на 2-3%. Но и этого почему-то не происходит.

А все потому, что колебания цен внутри страны сдерживает так называемый демпферный механизм, который государство и нефтяные компании договорились использовать после скачка цен на бензин в 2018 году. Демпфер предусматривает, что, несмотря на реальный рост стоимости топлива, цена на него остается на прежнем уровне (точнее, не будет подниматься выше уровня инфляции), а разницу нефтяникам компенсирует государство. При падении же стоимости бензина всё произойдет наоборот — цена на него останется на прежнем уровне, а полученную разницу нефтяники отдадут государству.

Из-за высоких налогов и демпфера цена, к примеру, одной тонны 92-го бензина сейчас складывается следующим образом: сама тонна бензина стоит 35 тысяч рублей, НДС и акцизы — 20 тысяч и сверху еще 17 тысяч отчислений по демпферу, что, мягко говоря, делает вообще невыгодным производство бензина в России.

Латание дыр вместо стимула для экономики

Напоследок — самое интересное. Отказываться от демпфера и дать хоть немного снизиться ценам на топливо государство не намерено, потому что таким образом сейчас компенсирует потери бюджета от падения цен на нефть. Компенсирует за счет населения, рядовых граждан, то есть нас с вами, многим из которых приказало сидеть дома, не работать и жить неизвестно на что.

Об этом прямым текстом недавно сказал министр энергетики Александр Новак. Он даже прикинул, что при цене на нефть в 20 долларов за баррель российский бюджет сможет получить за счет демпфера 1 трлн рублей: «Это очень хороший принцип, — без стеснения сказал глава Минэнерго, — который позволяет нам нивелировать в том числе ситуацию, связанную с колебаниями мировых цен, а также формировать доходы бюджета».

Правда, возникшую дыру всё равно не смогут залатать за счет граждан. Эксперты считают, что она составит около 5,5 трлн рублей. Половину этой суммы возьмут из Фонда национального благосостояния, куда откладывались деньги на черный день. Еще один триллион, как было сказано, принесет демпфер, а остальное придется где-то занять.

Хотя более дальновидно, наверное, было бы занять и тот самый триллион, который будет собран с народа за счет сохранения цен на топливо, потому что обнищавшие из-за самоизоляции граждане после выхода из нее не смогут платить по прежним ценам. А это неизбежно потянет за собой другие проблемы — еще большее падение спроса на бензин и дизтопливо, кризис в нефтепереработке и в результате во всей экономике, которая просто не может восстановиться и развиваться без снижения цен на топливо.

Но чиновники в нашем государстве, как правило, не мыслят столь далекими категориями. Для них важнее наличные деньги в бюджете, а не развитие экономики.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram