Главная тема

Почему новый закон об обслуживании газового оборудования привел к повышению тарифов для граждан и монополизации этого рынка?

Фото: Губернiя Daily

Недавно мы писали о том, что в Карелии компания «Газпром» увеличила стоимость обслуживания газового оборудования в три раза. С редакцией связался руководитель другой газораспределительной компании Константин Сергеев. Вместе мы попробовали разобраться в новом законе и сложившейся ситуации.

Естественная карельская монополия

“Карельский ресурс” появился в 2013 году и, как отмечает Константин, тогда разбил монополию “Карелгаза” на обслуживание жилых домов в Карелии. ООО по документам является газораспределительной компанией, но после принятия нового закона компания оказалась в трудной ситуации.

— Оказалось, что этот факт нам надо доказывать. На совещании ГЖИ 30 августа в Петрозаводске главный инспектор Александр Темнышев сообщил мне, что нашей компании нет в реестре естественных монополий. В октябре 2023 года я написал письмо, где отметил, что не обязательно состоять в этом реестре, что мы и так по умолчанию является газораспределительной компанией. Этот подкрепляется судебными решениями с подобных процессов, которые уже были в России. Но ответов на свои вопросы мы не получаем, лишь слышим Александра Темнышева, который говорит управляющим компаниям, что они должны заключать договоры с “Газпромом”. Хотя мы весь этот год заявляли, что будем продолжать обслуживать жилые дома и оставаться на рынке, — рассказывает Константин.

Отметим, что “Карелгаз” с принятием нового закона теперь не является газораспределительной компанией, а работает на субподряде у АО "Газпром”. То есть тариф на обслуживание вырастает, а обслуживание при этом не улучшается, как мы и писали ранее.

— В августе мы подали документы, чтобы попасть в этот реестр. Документы проходят несколько этапов и рассмотрений, и пока мы ждем включения нас в реестр. Ожидаем, что это произойдет до Нового года. Отмечу также, что на обслуживании сетей у нас работают собственные квалифицированные специалисты, мы не передаем эти полномочия подрядчику.

Предприниматель отмечает, что цены в рекомендациях Минстроя, от которых и отталкивается “Газпром” при расчете, являются “рекомендуемыми, а не обязательными”.

— Я понимаю, если бы АО “Газпром” пришло с новыми людьми и технологиями для проверки оборудования, но они же используют субподряд, а значит, ничего ровным счетом не поменяется. Где совесть?! — недоумевает Константин.

Новый газовый закон

Константин рассказал, что проект нового закона начали рассматривать еще в 2017 году после резонансных взрывов бытового газа. Суть закона первоначально заключалась в составлении единого договора ВДГО-ВКГО: проще говоря, чтобы за каждый дом отвечала конкретная компания, а не было несколько организаций с сомнительным качеством услуг. После множества обсуждений на заседаниях комитетов закон изменился. Были внесены поправки, изменившие термин “газораспределительная организация”, на которую возлагаются исключительные права на осуществление деятельности по техническому обслуживанию. Получается, от благого намерения всё пришло к монополизации и перераспределению финансовых потоков?

— Внесение вышеуказанных изменений в текст законопроекта перед вторым чтением, предусматривающий полную монополизацию деятельности по ТО ВДГО/ВКГО, произведено без каких-либо обсуждений со стороны профессионального сообщества, без общественных слушаний, без должной оценки ФАС России, Минюста РФ и администрации президента, — считает Константин.

В новом принятом законе нет тарифного регулирования технического обслуживания газового оборудования, компания может устанавливать его в произвольном размере. А это дает компаниям широкие полномочия по установлению собственных цен.

— Методические рекомендации устанавливают порядок расчета цен лишь для обслуживания ВКГО и ВДГО в домовладениях. Стоимость работ по ремонту не регулируется совсем, — отмечает Константин.

Константин также видит противоречия нового закону 6-й статье “О защите прав потребителей” и даже противоречие Конституции (статья о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности). Сергеев ссылается на решение суда о недопустимости монополизации обслуживания газового оборудования.

— В 2013 году Верховный суд России рассмотрел гражданское дело о техническом обслуживании ВДГО/ВКГО. В ходе рассмотрения того дела были представлены заключения ФАС и Генеральной прокуратуры России о недопустимости монополизации обслуживания газового оборудования. Однако и после принятия решения ВС РФ попытки обратной монополизации рынка оказания услуг по ТО ВДГО/ВКГО неоднократно предпринимались. Необходимо отметить, что вышесказанные инициативы поддерживались исключительно представителями группы “Газпром” и получали отрицательные отзывы от экспертных сообществ, — говорит Сергеев.

Карельская компания ждет решения о включении ее в реестр, а пока ими были направлены жалобы в УФАС и прокуратуру на недобросовестную конкуренцию (копии есть в редакции — прим. авт.). Мы будем следить за развитием ситуации. 

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram