Праздник каждый день. Почему жители известной карельской деревни не радуются туристам
Мы много раз ездили на праздники в знаменитую деревню Киндасово Пряжинского района. Искренне радовались, когда видели в афишах развлекательные программы с указанием этого места. Честно говоря, даже представить не могли, насколько всё неоднозначно для местных жителей, сколько напряжения, переживаний и скрытого недовольства накопилось в любимом туристами населенном пункте.
Минуя статую деревенского мужика, которая приветствует всех въезжающих в Киндасово, мы практически сразу же оказываемся в центре культурной жизни населенного пункта — на территории, где установлен памятник рукавице и построен небольшой Дом культуры. С появлением последнего, говорят местные жители, и потянулись в деревню бесконечные вереницы туристов.
Ду-ду-ду
— За счет грантов они (предприниматели — прим. авт.) несколько лет назад построили этот общественно-досуговый центр и потихонечку начали привлекать туристические группы, — рассказывают женщины. К нам на встречу пришли около десяти человек. В Киндасово они родились, тут прошли их детство и юность, жили родные, стоят их дома. И нетрудно понять, почему их глаз не радует новое симпатичное здание.
— Раньше здесь была наша школа. Мы здесь учились. Потом тут был клуб с библиотекой, культурный центр деревни. Здесь проводила свое время молодежь, — рассказывает Клавдия Дмитриева. — Никто ведь нас даже не спросил, надо ли сносить это здание, хотим ли мы, чтобы на его месте появилось другое.
Люди прекрасно понимают, что здание было старым и что, возможно, не подлежало восстановлению, но именно с ним были связаны светлые воспоминания. Новое же строение, говорят наши собеседницы, доставляет одни неудобства.
— Когда они привозят туристов, проводят в нем музыкальные мероприятия: поют, демонстрируют карельские музыкальные инструменты, — рассказывает Вероника Науменко.
— И это очень хорошо, — замечает Ольга Васильева. — Когда это один раз.
— Да. Задумка интересная, — подтверждают и другие женщины, добавляя, — Они талантливые люди и хорошо поют. Но если бы всё это происходило за пределами деревни. Нас не устраивает то, что они, используя это здание, мешают всем нам. Когда целый день под боком ду-ду-ду, это тяжело.
— И как часто происходит это ду-ду-ду? — спрашиваю.
— Каждый день, — хором отвечают женщины. — В летний день у них здесь одновременно стоит по восемь больших автобусов. Огромных.
— Помимо туристических, они проводят здесь еще и корпоративные мероприятия, — рассказывает Вероника, вспоминая, как в один из июньских дней в деревне появились 300-400 железнодорожников, которых несколько часов подряд развлекали громкими песнями и забавами.
Спрашиваю у женщин, знают ли организаторы мероприятий про их мучения.
— Знают. Мы пытались с ними договориться. У нас было много собраний. Мы просили изолировать клуб, и они его изолировали. Правда, поставили кондиционер, который стал шуметь громче, чем они поют.
— Мы просили увести туристов от домов. Это наша основная просьба, — говорит Ольга Васильева. — Вы развиваете свой бизнес? Ради бога, никто не против. Никто не против туристов в принципе. Но когда люди постоянно ходят около домов… Этот праздник каждый день надоедает. Мы не хотим праздновать ежедневно.
— Вот они выходят из этого здания и всё подходят к моему дому, заглядывают во двор, все фотографируют, что-то спрашивают. Страшно порой в огород выйти… — говорит Вероника.
Ее дом находится в нескольких метрах от Дома культуры и еще от одного здания, которое местные жители называют филармонией. И сомневаться в словах женщины не приходится. У туристов просто нет шанса, оказавшись там, не поглазеть на ее хозяйство.
Впрочем, некомфортно не только ей.
— У нас ведь туалет на улице, а дети ходят на горшок в доме. Выходишь все это выносить, а здесь туристы. И все смотрят, — делится переживаниями хозяйка другого дома.
Совсем другие ароматы
Территория, на которой развлекают туристов и раз в год проводят праздник юмора для жителей Карелии, ухоженная. Видно, что за ней следят. Скамеечки, магазин, скульптуры, туалеты. Всё в одном стиле. Всё радует глаз.
Кстати, о туалетах. Глаз они, может, и радуют, а вот людей, проживающих рядом, похоже, не очень.
— Когда туалетами пользовались один раз в году, во время праздника юмора (их в свое время построили именно под это мероприятие, — прим. авт.), это было незаметно, — говорит Надежда Фокина. Кабинки расположены прямо за забором ее дома.
— После нашествия туристов здесь порой невозможно находиться, — рассказывает женщина. — У нас рядом стоит дровяник. Раньше мы в него заходили и пахло дровами, а теперь здесь совсем другие ароматы. Это безобразие, что здесь творится. Да и устроены эти туалеты с нарушением СанПиН. Расстояние от жилого дома должно быть более 50 метров. Где они?
Нет там, конечно, никаких 50 метров. Впрочем, в наш приезд и запаха не было, как не было и туристов.
— Сейчас холодно, а летом здесь просто невозможно, — объясняют жители.
И у нас нет причин им не верить.
— Туалеты там испокон веков стоят. 35 лет фестивалю юмора. Нами они вычищены. Мы за ними тщательно следим. У нас лучшие общественные туалеты в Карелии, — говорит Светлана Хребтова. Это она и ее напарница Юлия Толмачева активно развивают в Киндасово туризм, от которого так устали местные жители.
Их словам мы тоже охотно верим, как и своим глазам: чисто, аккуратно, светло. Но и лучшие сортиры республики могут напрягать во времена, когда ими ежедневно пользуются сотни человек.
«Это не для нас»
Мы гуляем с женщинами по деревне, и идти приходится в основном по дороге. Для пешеходов в Киндасово инфраструктуры не предусмотрено. И это одна из претензий местных к предпринимателям.
— Это же небезопасно, — говорят женщины. — Да и машинам мешают толпы людей, постоянно прогуливающиеся по проезжей части.
Эти опасения, кстати, разделяют и стражи порядка. После проведенной проверки, ОГИБДД района объявило предостережение «Управлению автомобильных дорог Республики Карелия» о недопустимости нарушения законодательства и указало на необходимость в том числе установления тротуаров и пешеходных дорожек в деревне Киндасово. Правда, от «объявлений» и «указаний» до исполнения и исправления недочетов у нас обычно проходит столько времени… Ясное дело, никто там ничего устанавливать не начал.
Ближе к озеру, недалеко от Дома культуры обустроена небольшая площадка для игр и отдыха местных жителей. Это один из проектов ТОС «Киндасово», созданного в 2019 году Светланой и Юлией. К общественной площадке прилегает частная территория их глэмпинга.
— Мы являемся предпринимателями, любящими и развивающими свою территорию. За пять лет на территорию деревни мы привлекли более 15 миллионов рублей. Провели свет, вычистили кладбище, старикам поставили заборы, мы бесконечно следим за порядком в деревне, — говорит Светлана.
— Конечно, когда в деревню приходят деньги, это неплохо, — признают люди. — Но всё ведь нужно делать цивилизованно, согласовывая с жителями, чтобы не уничтожать интересы других.
— Всё это благо, весь этот антураж, это не для нас, — вздыхают женщины. — Они (предприниматели - прим. авт.) используют это пространство для проведения своих программ.
— Вот, посмотрите, как они построили лестницу, — обращает мое внимание Ольга Васильева, когда мы пытаемся спуститься к площадке. — Она неудобная. А прохода для тачек и тележек вообще не стало.
Я даже не пытаюсь спорить. Лестница и в самом деле больно крутая. Не знаю, можно ли было сделать иначе.
— Они нам компенсировали неудобства — сделали понтонный плот, — показывают на пластиковый объект в воде люди и тут же переносят свое внимание в сторону глэмпинга:
— Там должен был быть пляж. И плот должен был стоять там. Мы поверили. В итоге плот поставили сюда, а пляжа там нет.
У предпринимателей, правда, иная точка зрения.
— Вот они попросили пирс, я сделала пирс, — говорит Светлана. — Они говорят, что им негде купаться, я летом отсыпала пляж. Приходите не пляж. Нет, нам надо…
Диалог, которого нет
— Они не хотят нас слышать. Они прекрасно знают, что у нас есть участок за мостом в собственности. У нас там будет выставочное пространство. Мы восстанавливаем историческую деревню и восстанавливаем мельницу. И там вот будет как раз концертный зал, в стороне от всех, — рассказывает Светлана.
— Вы знаете, что люди против и этого пространства? — спрашиваю.
Новая территория, которую предприниматели обустраивают для развития своей деятельности, тоже не устраивает местных жителей. Так или иначе, это всё равно самый центр деревни, а им бы хотелось, чтобы всё происходило за пределами населенного пункта.
- Ну, а что сделать? Вы же не задавите экономику. Вы не можете лишить деревню развития. Надо договариваться. Мы не против диалога. Нужно идти им навстречу, но и нас нельзя давить, — размышляет Светлана. — Я делаю тысячи людей счастливыми. На мои деньги содержится пгт Пряжа. ТОС наш гремит по всей Карелии. Ну, давайте в угоду пяти жителям… Я им искренне сочувствую, правда. Но мы не можем наступить на горло предприятию мощнейшему, которое ратует за сохранение национальной культуры, за развитие территории… Федеральный закон не прописывает: «Я хочу жить тихо». По-человечески я их понимаю. Но если мы так будем относиться к своей родине и уходить с территории из-за людей, которые там даже не прописаны и сами за всю жизнь добра своей деревне не сделали, ну, наверное, это неправильный путь развития.
Люди, которые к нам обратились, действительно не прописаны в Киндасово (из прописанных в деревне всего 8 человек), поэтому Светлана называет их просто дачниками.
Но, конечно, они не просто дачники. Одна из скульптур, установленная предпринимателями на территории деревни олицетворяет образ известного коренного киндасовца Кузьмы Егоровича Трифонова, и несколько наших собеседниц — его правнучки, их дома — это не просто дачные домики, это родовые гнезда.
То, что их прадеда вырезали из дерева, усадили на берег реки и начали водить к нему экскурсии, родственникам не нравится.
— Кто им разрешил это делать? Они должны были у нас спросить, надо ли нам это. Уже дед лежит там (на кладбище, — прим. авт.) и пусть лежит спокойно, — говорят женщины. — Это не мелочи, когда пользуются предками, именем, и делают на этом рекламу для обеспечения своих корыстных целей. Это неэтично. Нельзя так делать.
— Мы, рискуя своими жизнями, попали в семейный дом Кузьмы Трифонова, спасли фотографии близких, высушили, отдали на реставрацию, — рассказывает Светлана Хретова. — Мы написали проект, грант. Мы собрали всех родственников. Они кричали нам браво. Они все участвовали в этом проекте. Они благодарили за то, что мы подняли память деда. И на сегодняшний момент случилась такая история, что вдруг они решили, что дед-то их, и не перестать ли нам вообще ворошить историю. Мы сказали: «Очень жаль, что и вы этого не делаете, и нам не даете». На сегодняшний день мы поставили для себя точку в изучении удивительнейшего человека, который своими руками построил единственную в Карелии и в России мельницу на воде. Она была на плоту. И мы поменяли свое направление. И теперь изучаем мельницы, и будем готовить экскурсию по мельницам Олонецкой губернии.
История, конечно, непростая. И очевидно одно: менять можно направление деятельности, а можно подход к людям.