Главная тема

«Прения — если позволит время». Что происходит с судом над экс-начальниками ИК-9 Петрозаводска и почему в этом году приговора не будет

Иван Савельев и Иван Ковалев в суде
фото: daily

Суд над бывшим начальником ИК-9 Петрозаводска Иваном Савельевым и его экс-заместителем Иваном Ковалевым перешел в режим «одно заседание в месяц», хотя длится уже полтора года. Прения, которые в конце сентября анонсировались на 7 октября, не состоялись ни в этот день, ни спустя месяц. Сторона обвинения продолжает неторопливо приводить на суд свидетелей, а окончание рассмотрения доказательств раз за разом откладывается.

На заседании 7 октября в суде выступили свидетели защиты: специалист технической экспертизы Александр Колодий и бывший сотрудник отдела инженерно-технической связи ИК-9 Константин Леонтьев. Колодий пытался доказать суду, что экспертиза видеофайла, который хранился на флеш-карте неопределенное время, проводиться не должна, потому что  "сохранность видеофайла, возможно, не была обеспечена". Речь идет, напомним, о скандальном видео с избиением заключенного, которое анонимный ютуб-канал опубликовал в октябре 2019 года.

— Есть возможность деградации, изменений, модификации файла, — повторял свидетель. Колодий также настаивал, что в атрибутах изученного им видео (повторную экспертизу, которую проводил Колодий, заказывала сторона защиты) есть данные от 2014 года. Но аппаратное время и физическое время записи, по словам Колодия, часто сбиваются и не синхронизируются. По словам свидетеля, любой неспециалист может поменять дату и время на компьютере — «для этого технические знания не нужны».

Колодий заявил в суде, что, по его мнению, все представленные экспертам и суду видеофайлы — это, по сути, разные изображения. «Потому что изображения кодируются другими... этими... как сказать... данными и вносятся свои артефакты», — сказал он.

— То есть вы хотите сказать, что если изначальный факт был с изображением рыб, то после кодирования на изображении будут птицы? — спросил его судья Мерков.

— Нет, птицы не будут, но часть какого-то изображения будет не видно... Так как изначально качество очень плохое, могут происходить определенные изменения, — не сдавался Колодий.

На вопрос прокурора, что же происходило на видео, которое Колодий исследовал, свидетель подробно назвал атрибуты кабинета: решетку черного цвета, стол, лист бумаги на нем. При этом происходящее на видео — избиение осужденного — Колодий в своем комментарии сперва не упомянул. На уточняющий вопрос прокурора эксперт ответил, что мужчины на видео «имитируют избиение», на его взгляд.

— Ну... я не помню точно, — замялся он. — Ну имитируют... якобы избиение, потому что все вот эти вот движения кажутся наигранными, как замедленные, происходит... ну, как игра. Создалось впечатление, что они играют, что это инсценировка.

Напомним, наигранными свидетелю Колодию кажутся вот эти движения сотрудников, попавшие на видео, опубликованное на анонимном ютуб-канале в октябре 2019 года.

Свидетель Константин Леонтьев, после того как описал свои должностные обязанности на посту техника отдела инженерно-технической связи, подчеркнул, что это он когда-то устанавливал камеру в ШИЗО, которая в 2014 году могла заснять момент избиения осужденного на видео. Леонтьев уверенно узнал медицинский кабинет ШИЗО и всех сотрудников, попавших на камеры. По его мнению, осужденного избивают Иван Савельев и Иван Ковалев, а на включенную в кабинете камеру указывает зашедший в помещение сотрудник Павел Дмитриев.

Однако на суде Леонтьев сказал не всё, что говорил на допросе следователю. На это обратил внимание адвокат потерпевшего Роман Масалев.

— Отвечая на вопросы следователя, вы указали следующее: "На видеорегистраторе, установленном в ШИЗО, имелся порт USB, с помощью которого на внешний носитель копировалась информация с архива видеозаписей, — согласился с защитником Мерков. — Данный порт формально был опечатан при помощи скотча отрезком бумаги, поскольку информацию с данного носителя копировать могли только сотрудники инженерного отдела. Однако сотрудники ШИЗО в целях оперативности эту печать аккуратно отклеивали и копировали нужную информацию при проведении служебных проверок и фиксации других правонарушений. Это делалось для того, чтобы каждый раз не вызывать сотрудника технического отдела, которые могли быть длительное время заняты. Сотрудники ШИЗО — кто уже, не помню — сами мне показывали, как обклеивался указанный фрагмент бумаги с печатью для доступа к порту USB. Таким образом, любой сотрудник ШИЗО ИК-9 технически мог скопировать файл с видеозаписью на флешку, а затем разместить ее в сети.

Подсудимый Иван Савельев задал вопрос свидетелю, по какой причине тот уволился из ИК-9 в 2015 году. Леонтьев ответил, что против него было возбуждено дело по статье «Хранение оружия». По словам свидетеля, оружие он хранил дома, но обыск проходил и по месту работы, в котором принимал участие и тогда еще начальник оперотдела Иван Савельев.

— Вы личную неприязнь к кому-либо из обвиняемых испытываете? — под конец своего вопроса уточнил Савельев.

— Нет, — ответил Леонтьев.

Для опроса третьего свидетеля адвокат Савельева Михаил Шогин в тот раз попросил отложить заседание.

— С нашим свидетелем... нам требуется... я забыл сказать... дополнительное оборудование — надо видеозапись показывать суду, — виновато сказал Шогин.

— В таком случае почему вы не предупредили суд? — спросил его Мерков.

— Я виноват, прошу меня извинить, — ответил Шогин, и, судя по всему, это объяснение суд устроило.

Однако на следующем заседании, которое состоялось еще через полтора месяца — 25 ноября — видеозапись суду предоставлена так и не была. Вместо этого Шогин попросил еще раз отложить заседание, чтобы изучить видеозапись из медкабинета ШИЗО, которую он, по его словам, еще 17 февраля 2021 года попросил руководство колонии сделать.

— Я просил сделать запись с камер видеонаблюдения в медицинском кабинете ШИЗО при естественном освещении за период времени с 17:40 до 18 часов 20 февраля 2021 года. Данная запись была сделана, мне будет предоставлен компакт-диск, нами обеспечена явка сотрудника — этом майор внутренней службы Филатов, в присутствии которого снималась запись с жесткого диска.

Экс-начальник ИК-9 в Карелии Иван Савельева
Фото Марии Смирновой

Сторона обвинения ожидаемо выступила против рассмотрения в качестве доказательств этой видеозаписи «ввиду нецелесообразности». Защита подсудимых же давила на то, что они хотели «восстановить» условия восьмилетней давности, сопоставив два видео — 2014 года, на котором избивают осужденного, и видео 2021 года.

— Суд не считает возможным для себе ограничивать сторону защиты в представлении доказательств, — подытожил судья Мерков, приобщив ходатайство адвокатов к делу. — Одновременно, защита, обращаю ваше внимание: сроки рассмотрения уголовного дела в судебном заседании уже достаточно длительные. Запрос, который вы представили, сделан 17 февраля 2021 года. Если мне память не изменяет, сегодня на дворе конец 2022 года. Я не усматриваю объективных причин, почему этот запрос не мог быть осуществлен судом ранее, а не по истечении более чем полутора лет после его направления. Обращаю на это внимание, поскольку впредь, если есть еще какие-либо доказательства с вашей стороны, [от того], как долго затянуто их представление — суд будет соответствующим образом исходить при принятии решении по ним.

Несмотря на предупреждение, Мерков перенес заседание на 23 декабря. Напомним, он уже не первый раз предупреждал сторону защиты о затягивании судебного процесса — однако, судя по всему, это не подействовало. Соответственно, когда случатся прения — судя по всему, пока не понимает даже сам Мерков.

— Правильно я понимаю, что со стороны защиты представления других доказательств не планируется? В таком случае попрошу сторону защиты быть готовой к прениям, если нам позволит время, — заключил Мерков, перенеся заседание еще на месяц, до 23 декабря.

Иван Савельев, избиения, ИК-9

______________

Напомним, в сентябре 2019 года сразу несколько СМИ опубликовали большой материал про петрозаводскую исправительную колонию № 9. Осужденные, которые там содержатся, массово жаловались на пытки и заявляли, что в учреждении скрывают преступления сотрудников. После этого СМИ со ссылкой на замдиректора ФСИН России Валерия Максименко сообщили о возможном увольнении начальника петрозаводской колонии ИК-9 Ивана Савельева, а Следком возбудил уголовное дело по признакам превышения должностных полномочий с применением насилия.

Однако обвинение обоим сотрудникам УФСИН Карелии предъявили только спустя полгода, в апреле 2020 года. Сначала Петрозаводский городской суд выбрал в качестве меры пресечения для Савельева заключение под стражу, а для Ковалева — домашний арест. Савельев спустя две недели оспорил данное решение в Верховном суде Карелии — меру пресечения в его отношении заменили на запрет определенных действий (запрет на посещение колонии, общение со свидетелями по делу и получение письменной корреспонденции). Ковалеву спустя несколько месяцев также сменили домашний арест на запрет определенных действий.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram