Главная тема

Раб или сказочник? Разобрались в истории мужчины, которого якобы держали против воли на лесопилке в карельском поселке

Михаил Шувалов — мужчина тихий, замкнутый и неразговорчивый. Так описывают его волонтеры движения «Альтернатива», которое борется с современным рабством. Они вызволили Шувалова с пилорамы в поселке Чална, где мужчина пробыл больше полугода. Однако бывшие «рабовладельцы» называют Михаила сказочником и добавляют ругательство из 5 букв. МВД проводит проверку.

Историю Михаила Шувалова активисты движения «Альтернатива» рассказали в середине октября во «ВКонтакте».

«Михаила Владимировича держали на пилораме в поселке Чална и не отпускали, периодически избивая. Когда мы его нашли, он был в очень подавленном состоянии и не верил, что выйдет оттуда живым».

В «Альтернативе» рассказали, что потерпевший в Петрозаводск приехал из Петербурга на заработки вместе со своей знакомой, и попросили связаться с его сыном Дмитрием, чтобы узнать детали.

Публикация истории Михаила движением «Альтернатива». Отчество в посте указано неверно.

Молодой человек с подозрением отнесся к звонку.

Отец очень переживает, — сказал Дмитрий. — Мы не знаем, как себя вести.

Дмитрий попросил не звонить отцу, но прислал фотографии рукописи Михаила с рассказом о произошедшем.

То, что потерпевшие отказываются общаться, вполне объяснимо, — комментирует ситуацию Артур, волонтер «Альтернативы», который приехал за Михаилом на лесопилку в Чалну. — После долгого нахождения в подобных ситуациях у человека начинает меняться психика, проявляется психология раба.

Фрагмент письма Шувалова, присланный его сыном

Мы разговариваем с Артуром в ресторанчике на Невском. На столе кофе. Артур – крепкий, плечистый молодой человек, чья работа связана с дежурствами и который часто говорит «совершенно верно».

Когда я за ним приехал, Михаил находился там уже полгода. — говорит Артур. — На лесопилке он встретил меня вместе со сторожем, который дал телефон.

В «Альтернативу» обратилась жена Шувалова. После проверки фактов волонтеры выехали из Петербурга в ночь. В 6:30 ребята уже были в Петрозаводске. Ориентируясь по Google-картам, Артур с коллегами отправился в Чалну.

На карте видно, что посреди поселка гигантская распилочная зона, я подумал, что это нужная лесопилка, — говорит Артур. — Но там местный житель пояснил, что в поселке три пилорамы.

Пилорама, на которой полгода бесплатно работал мужчина

На первом объекте «потерпевшего» не обнаружили, тогда волонтеры поехали на второй.

Михаил при встрече говорил, что его тут никто не держит, неудобно людей подставлять, зарплату никто уже год не платит. Но в этом никто не виноват, — рассказывает Артур, специально  растягивая слова и повышая тембр голоса.

Психология раба так и работает. Человек даже не понимает, в какой ситуации он находится, добавляет активист уже своим обычным тоном.

Михаил вышел на разговор только в машине по дороге в Петрозаводск.

Он стал рассказывать, что выехал год назад из Петербурга на заработки. Ему обещали денег, жилье. В общем, кучу всего…

Фотографию сделали волонтеры движения «Альтернатива» почти сразу после встречи с Михаилом

В конце августа 2019 года я познакомился с девушкой Татьяной, — рассказывает Михаил в своем письме, которое передал в редакцию его сын. — Она предложила поехать в Петрозаводск. Сказала, что там будет работа, я смогу переехать. Смогу продать однокомнатную квартиру в Петербурге и купить в Петрозаводске двухкомнатную. И еще останутся деньги на машину.

Михаил согласился на авантюру под воздействием обещаний. В Петрозаводске он с Татьяной поселились у знакомой женщины. Сожитель знакомой — «цыган» — как его называет Михаил, стал заниматься квартирным вопросом. Он познакомил потерпевшего мужчину с Шамилем, который должен был дать деньги на квартиру.

Предложили взять мне деньги под расписку — 850 тысяч рублей, — продолжает рассказ Михаил. — Но денег я не получал.

Живыми деньгами Шувалов увидел только 50 тысяч рублей, из которых 40 тысяч забрал «цыган».

На воротах лесопилки висят потрепанные объявления. В остальном на производстве порядок

«Надо деньги на питание, одежду», — так объясняли Михаилу отсутствие наличных. В это время куда-то исчезла Татьяна, с которой мужчина приехал в Петрозаводск. «Цыган» же стал вынуждать потерпевшего покупать ювелирные украшения:

Он попросил, чтобы я взял в кредит золото, а он бы отдавал деньги в рассрочку, — рассказывает Михаил. — Но кредит мне не дали.

Тогда Михаил открыл кредитку в Сбербанке, которая вскоре у него исчезла.

Глобальный индекс рабства готовится организацией Walk Free Foundation. На 2018 год расчетное число живущих в рабстве в России 794 000 человека

Все это время Михаил находился запертым в квартире без ключей. Уехать обратно в Петербург он тоже не мог: на билет не было денег. «Друзья» перевезли Михаила в другую квартиру и велели делать ремонт.

Денег я не получал. Еду, сигареты, иногда спиртное мне привозил Шамиль, — говорит Михаил. — Ключей у меня не было, жил взаперти. Уехать я не мог. А телефон у меня забрал Шамиль.

Вскоре «цыган» пропал с деньгами для приобретения квартиры Михаилу, взятыми у Шамиля под расписку. А самого Михаила перевезли в Чалну на пилораму Саида, где он стал работать.

Иногда приезжал Шамиль, давал мне телефон, — вспоминает Михаил, — чтобы я мог позвонить матери. Говорить правду не мог, рядом со мной находился Шамиль. Я боялся говорить.

Квартиру в Петербурге, которую собирались продать карельские «друзья» Михаила, потерпевший подарил сыну. Узнав об этом, Шамиль якобы вынудил его оформить доверенность на адвоката, чтобы подать в суд на оспаривание дарственной.

Результат рассмотрения дела о признании недействительной дарственной, которую оформил Михаил на своего сына. Всеволожский суд

Дело рассматривалось во Всеволожском городском суде Ленинградской области, который принял решение отказать в удовлетворении иска, поданного от имени Шувалова.

Всё это происходило под психическим воздействием, — комментирует свои нерациональные действия Михаил.

9 сентября Михаилу удалось позвонить сыну и сообщить свои координаты. Семья обратилась в «Альтернативу».

Еду давали, «хочешь — иди отсюда». Но денег-то у Михаила не было, куда он мог пойти. Вот и жил на пилораме, — рассказывает Артур. — Полубомжевал.

По мнению волонтера организации, вызволяющей людей из рабства, в замкнутом пространстве человек отрывается от предыдущего образа жизни. Происходит подмена ценностей: человек перестает понимать, что есть норма, а что не норма.

Он работает год бесплатно, за еду и он благодарен еде. Человек не понимает, что это полный беспредел.

По возвращении в Петербург Михаил с сыном подали заявление в 42-й отдел полиции. В полиции подтвердили получение заявления, а пресс-служба МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщила, что материалы переданы в органы внутренних дел Республики Карелия.

Ответ на запрос издания из Управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Пресс-служба карельского МВД сообщает, что проводится проверка. Старший помощник руководителя управления Следственного комитета по взаимодействию со СМИ Виталий Коновалов на протяжении 10 дней обещал дать информацию о результатах проверки, но ушел в отпуск. Ольга Голубенко, замещающая Коновалова, сначала предложила обратиться напрямую в отделение по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности), а потом заявила, что Следственный комитет этим делом не занимается.

Правоохранители обещали съездить на пилораму Саида вместе с нами, но потом их планы изменились. Наши — нет. Координаты лесопилки, где полгода находился Михаил, прислал Артур. Убитая грунтовка, лай собак на железных цепях у будок и запах дыма. Из окна последнего дома около леса выглянул голый по торс мужчина.

Вам Саид нужен? — спрашивает Виктор, вышедший из дома. — Следующий поворот. Если «Тойота» стоит — он там. Если что, у него там сторож есть постоянно.

Виктор говорит, что Саид хороший и лет 20 занимается лесопилкой: «Когда занимался строительством, то покупал на этой пилораме материал». Про Михаила из Петербурга Виктор ничего не слышал, но, отмечает, что на пилораме постоянно живут работники Саида.

Ямы на отвороте с трассы к пилораме засыпаны гравием. На самом производстве покупатель, грузит доски. У забора припаркована «Тойота».

Какой Михаил? — удивляется Саид. — Не знаю никакого Михаила. Был тут какой-то бичара, жил тут у нас. Вы про него?

Объясняю, что я журналист, хочу разобраться. «У меня нет желания с вами общаться. Извините», — говорит хозяин лесопилки. А при слове «рабство», Саид пытается уйти.

Я ему помог, ему жить было негде, приютил его, — возмущается владелец пилорамы. — А он — рабство...

После этого Саид закрывается в вагончике, мол, уезжайте отсюда, девушка.

Сторож оказался более разговорчивым.

Скажите своему Мише, пуская сказки другим читает, — говорит сторож Александр, затягиваясь сигаретой. — Если он там сам накомедил, пусть свою жопу не прикрывает. На других не скидывает. Вы просто этого Мишу не знаете. Когда человеку нужно было… Так что можете своему Мише сказать, что он сказочник.

По словам сторожа, Михаил действительно жил на лесопилке, но работал «от дела к делу».

Жил он тут нормально, — добавляет Александр. — Ни в каком рабстве он тут не был. А там уже родственники ему на уши дуют. Но это не мои дела. Это его секретные дела.

Но разговор прервал Саид.

 Саня, ничего ей не говори, — прокричал владелец пилорамы и закрылся снова в вагончике.

Daily продолжает следить за историей и обязательно расскажет, чем всё закончилось.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram