Главная тема

Сегодня объявят приговор по делу бывших начальников ИК-9 Петрозаводска: вспоминаем, с чего началась эта история и как шел суд

фото Марии Смирновой

Сегодня городской суд Петрозаводска огласит приговор в отношении бывшего начальника колонии № 9 Ивана Савельева и его экс-заместителя Ивана Ковалева. Осенью 2019 года несколько осужденных обвинили их в пытках и избиениях, а в ютубе появилось видео, на котором похожие на сотрудников карельского УФСИН мужчины избивают человека в робе заключенного. На Савельева и Ковалева завели уголовное дело о превышении полномочий с применением насилия, а прокуратура запросила по 8 лет 6 месяцев колонии каждому. Daily вспоминает, как развивались события и что происходило на суде.

Дело о пытках в ИК-9 Петрозаводска прогремело осенью 2019 года, когда сразу несколько федеральных изданий выпустили материалы с рассказами бывших и нынешних осужденных. Заключенные рассказывали, что сотрудники колонии группой избивают их на «пересменках» в ШИЗО, обливают холодной водой и выставляют на мороз за «неисполнение требований администрации». По словам осужденных, руководили пыточными практиками в исправительном учреждении непосредственно его начальники — ставший руководителем колонии в 2019 году тогда еще 32-летний Иван Савельев и его заместитель, а по совместительству друг и ровесник Иван Ковалев.

Руководство карельского Управления ФСИН тогда организовало «экскурсию в колонию» для журналистов, на которой побывали и корреспонденты Daily. Несмотря на изначальные обещания, что корреспонденты смогут пообщаться со всеми пожаловавшимися на избиения осужденными, этого не случилось. Зато один из осужденных за убийство политика Бориса Немцова Анзор Губашев успел рассказать собравшимся, что в колонии людей все-таки избивают.

Но осужденные были не единственными, кто жаловался на методы Савельева: после появления публикаций о колонии к журналистам начали выходить на связь и ее сотрудники — как бывшие, так и нынешние. Новоиспеченного начальника колонии обвиняли в заносчивости и самодурстве.

- Он и к сотрудникам относился, как к рабам и быдлу, — рассказывал изданию «Карелия. news» один из сотрудников колонии. — Именно за это он и был на хорошем счету у руководства УФСИН. Он хам, разговаривает всегда свысока, с младшими инспекторами — вообще как со спецконтингентом. Разговор ведет постоянно на повышенных тонах и с презрением. Повадки у него не как у офицера. Знаю точно, что очень много сотрудников уволилась с колонии именно из-за него. Карьеру Савельев сделал стремительную. С инспектора до начальника колонии за несколько лет. Многие годами сидят в ожидании повышения, только не этот. Руководство таких любит, потому что само такое. Нормальные офицеры там надолго не задерживаются.

Тем не менее уголовное дело Следственный комитет против тюремщиков возбудил не после шквала жалоб, а только когда на анонимном ютуб-канале «Говори правду» опубликовали видео с камеры наблюдения, на котором похожие на Савельева и Ковалева сотрудники в форме избивают человека в робе заключенного. Они заводят его в помещение с оградительной решеткой, после чего первый мужчина в рубашке наносит ему несколько ударов рукой и коленом, а затем избивать заключенного принимается второй сотрудник. Он бьет его по очереди рукой и коленом, низко наклоняясь и что-то при этом говоря. Затем в помещение входит третий человек в форме (многие свидетели обвинения на суде узнали в нем оперуполномоченного Павла Дмитриева), что-то говорит на ухо Савельеву, и все покидают комнату. Мужчина в камуфляже, похожий на Ивана Ковалева, напоследок пинает его.

Обвинение в превышении должностных полномочий (часть 3 статьи 286 УК) Савельеву и Ковалеву предъявили в апреле 2020 года, спустя полгода после публикации видео. Савельева и Ковалева к тому моменту руководство карельского УФСИН перевело на новые должности — первый стал начальником тюремной больницы в Медвежьегорске, а второго отправили работать на аналогичную должность в ИК-7 Сегежи.

Петрозаводский городской суд сначала отправил Савельева под стражу, но спустя две недели Верховный суд Карелии изменил ему меру пресечения на запрет определенных действий. Второго обвиняемого Ивана Ковалева суд спустя несколько месяцев отпустил из-под домашнего ареста.

Фото Марии Смирновой

В начале марта 2021 года СК завершил расследование и направил дело в прокуратуру, но там сперва отказались утверждать дело, сославшись на низкое качество видео. Также зампрокурора Сергея Губина не устроило то, как потерпевший говорит на русском языке — гражданина Таджикистана, которого, как утверждает следствие, Савельев и Ковалев избивают на видео, следователям все-таки удалось найти. Сам Абдували Насруллоев узнал себя на видео (правда, со второго раза — говорит, сначала в прокуратуре ему показали видео низкого качества) и подтвердил по видеосвязи в суде, что Савельев и Ковалев его избивали, и не раз.

Как шел суд

Судебный процесс над Иваном Савельевым и Иваном Ковалевым начался в мае 2021 года и длился до февраля 2023-го. Вел его зампредседателя Петрозаводского городского суда Александр Мерков — на заседаниях во второй половине 2022 года он несколько раз делал адвокатам замечание о том, что те «нерационально используют процессуальное время».

За время процесса в суде выступили несколько десятков свидетелей с обеих сторон — среди них были коллеги подсудимых и бывшие заключенные. Некоторые бывшие коллеги фсиновцев говорили на суде, что люди на видео «похожи» на Савельева и Ковалева. Но были и те, кто уверенно опознал в мужчинах на записи начальника колонии и его заместителя. Так, бывший сотрудник ИК-9 Сергей Соколов сказал на суде, что работал с Савельевым семь лет и «верит своим глазам», поэтому у него нет сомнений в том, что на видео — его бывший коллега.

Свидетель Соколов в суде, фото Daily

Но среди выступивших в суде сотрудников системы было гораздо больше тех, кто вообще не увидел в опубликованном видео насилия. Например, сотрудник отдела безопасности Александр Филатов предположил, что людей на видео с избиением могли заменить на роботов. Заместитель дежурного помощника ИК-9 Максим Рекин на суде сказал, что «не готов назвать избиением» происходящее на видео.

— То есть так… потолкали… затрещина… так сказать… была, — неохотно говорил Рекин, пока судья вытягивал из него ответ. — Ну, удар, не удар… неполноценный удар. Прикосновение. Значительной силы не было применено.

Начальница одного из отделов карельского УФСИН Анжелика Афанасьева, описывая ролик, со смехом сказала, что не помнит деталей, потому что «не интересуется такими вещами». Судья сделал ей замечание: «Мы чем-то смешным здесь занимаемся?».

Дежурный помощник начальника колонии Артур Мошников в показаниях следователю рассказывал, что узнал на видеозаписи помещение медицинского кабинета ШИЗО ИК-9. Сотрудников, которые затолкали осужденного в кабинет и начали избивать, Мошников назвал «похожими на Савельева и Ковалева». Однако на суде Мошников уже стал говорить, что уже не уверен, не постановка ли то, что происходит на видеозаписи. Он считает, что Савельева и Ковалева могли подставить неведомые злопыхатели:

— Мое личное мнение, что это вообще может быть постановочный ролик, — сказал Мошников, путаясь в словах. — Вот такое помещение восстановить, воспроизвести не так сложно. Людей, похожих на Савельева и Ковалева [найти]. С таким качеством изображения можно что угодно сделать! И кого угодно туда [в кадр] поставить, сказать: «Вот это они». Там четыре стены… все эти атрибуты поставить… Похожих по телосложению [людей] примерно подобрать... А форму ФСИН и на «Авито» можно купить.

Все бывшие осужденные, выступавшие в суде, говорили о систематических избиениях в ИК-9.

— Включается очень громко музыка — чтобы криков не было слышно другим осужденным, по очереди камеры смотрят, — рассказывал в суде освободившийся в 2021 году осужденный Михаил Шашков. -[Осужденные] выбегают все на коридор… и все они [сотрудники колонии] уже смотрят, кого просто осмотреть, а кого оставить и начать бить, — рассказал он. — Сотрудники периодически менялись, но в основном одни и те же: Савельев, Ковалев, Ступов и еще другие опера, но мне их фамилии уже не вспомнить. <...> «Благодаря» Савельеву я заработал паховую грыжу: год с лишним я мучился — сделали операцию [в тюремной больнице Медвежьегорска], но всё равно периодически у меня эти боли проскакивают, операцию нехорошо сделали. Они заставляли… физические нагрузки… у них наказание такое было. Вы представляете бордюр себе такой тяжелый? Его надо было поднимать и с одного места в другое место нести. Там одно издевательство. <...> Это каторга настоящая. Я считаю, что это несправедливо, что администрация избивает. Им никто не давал на это право. Если человека посадили, это не значит, что к нему надо как к животному относиться. Он такой же человек, как и все остальные люди.

Отбывавший наказание в ИК-9 Петрозаводска свидетель Николай Ефимов в своих показаниях рассказал, что однажды подсудимые вместе с другими сотрудниками колонии избили его в душевой за «невыполнение требований администрации».

«Савельев, Ковалев и несколько других сотрудников завели меня в душевую, где Савельев объявил, что я не выполняю требований администрации, — рассказал Ефимов. — После чего они толпой набросились на меня, начали наносить удары ногами и черенком от метелки по различным частям тела».

Сергей Яблоновский, отвечая на вопросы прокурора, вспомнил, как в отряде ШИЗО проводились пересменки:

— Когда камера открывается, ты должен стоять у двери, — сказал он. — Кричат: «Положение — обыск!» Тебя растягивали: падаешь на колени, тебя всё равно поднимают, на шпагат тебя сажают. Там вся администрация колонии: и оперативники, и инспекторы. В основном не видишь, кто приходит: ты в полусогнутом [положении] в градусов 90, смотришь вниз.

По словам всех выступивших в суде осужденных — а их было около 10 человек, сообщать кому-то о применении силы со стороны сотрудников колонии было бесполезно: медики телесные повреждения не фиксировали, а жаловаться на побои себе было дороже — таких отправляли в ШИЗО.

Оба бывших сотрудника ИК-9 вину не признали и подчеркивали на суде, что видео — ненастоящее, а люди на нем — не они.

 - Все обстоятельства, заложенные следствием в обвинение, являются фальсифицированными, — говорил на суде Савельев. — Предполагаемых следствием событий никогда не было и не могло быть.

По словам Савельева, который в свою защиту также выступил с речью на прениях, у него «вызывает сомнения» привлечение бывших заключенных в качестве свидетелей со стороны обвинения на суд, ведь не все бывшие осужденные «будут лестно отзываться о людях, которые так или иначе принимали участие в их судьбе».

— Показания допрошенных в качестве свидетелей обвинения осужденных либо бывших осужденных, данные против сотрудников учреждения, где они отбывали наказание, сами по себе вызывают сомнения и не соответствуют действительности, — рассуждал он.

Иван Савельев и Иван Ковалев в суде

Савельев добавил, что во время процесса многие заключенные хотели выступить в суде на стороне обвиняемых сотрудников колонии, но адвокаты решили, что это «излишне затянет процесс» и якобы отказали им. Говоря об этом, Савельев упомянул, что в колониях «в десятки раз больше тех людей, которые стремятся на свободу нежели тех, что сидят, ничего не делают, сочиняют необоснованные жалобы и допускают нарушения».  Иван Ковалев с отдельной речью выступать в суде не стал.

В ходе прений прокурор Наталья Силкина запросила обоим обвиняемым по 8 лет и 6 месяцев колонии общего режима. Она добавила, что у нее «не вызывает сомнений, что Савельев и Ковалев совершали противоправные действия на видео» с избиением заключенного. «Насилие невозможно признать приемлемым», — так закончила свою речь она.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram