«Сносить нельзя помиловать». Попробуйте угадать, что появится на месте бывшей школы № 8: детсад или многоэтажка?
Здание многострадальной бывшей школы № 8 в Петрозаводске на улице Волховской закрыли на ремонт в 2004 году, 16 лет назад. С тех времен что только о ней не писали! Сначала регулярно рассказывали о том, какой там будет сделан ремонт, потом стали обсуждать продажу земельного участка. Бывшие выпускники даже пробовали спасти родную школу с помощью петиции, но она как-то прошла незамеченной.
Совсем недавно школу решили снести и построить там садик. Но спустя какое-то время оказалось, что уже и не садик, а многоквартирный дом. Как так получилось? Давайте изучим историю школы с самого начала и посмотрим, к чему всё пришло. Ведь это не частная история, видна тенденция.
Хронология событий
1938 — 2004 годы
Школа открывается, но выпустить успевает всего лишь два класса. Начинается война, в это время здание используется в качестве госпиталя. На войне погибают 3 преподавателя и 26 учащихся школы. После войны школа восстанавливает свою работу и вскоре становится образцово-показательной. К 50-летнему юбилею школы в 1988 году был открыт музей, в 90-е годы внедрялись новые технологии. После 2000-х годов было принято решение, что здание пора ремонтировать. Основные проблемы связаны с перекрытиями.
2004 год — школа закрывается на ремонт
Школа закрывается на ремонт, а коллектив и ученики переезжают в здание неподалеку, объединившись с школой № 4.
2007 год — первый этап ремонта завершен
К 2007 году первый этап ремонтных работ завершен — сделаны все основные работы по несущим конструкциям, была заменена крыша. Но денег закончить ремонт не хватило, и всё забросили. Почему? Никто до сих пор не дает точного ответа.
2015 год — первые разговоры об использовании здания
В 2015 году мэр Петрозаводска Галина Ширшина рассказывала: «Хотели мы использовать это здание в нескольких направлениях. Во-первых, мы хотели, чтобы там были школа и детский сад. Это можно было бы сделать при условии поступления федеральных средств по программе развития школьного образования. Не получилось у нас ничего. Этот проект не прошел».
2017 год — будущее всё еще туманно
Школа пустует уже 13 лет. Здание приходит в негодность: стараются и вандалы, и время. На восстановление необходимы огромные средства. В здании всё это время дежурят охранники (сейчас они там, кстати, тоже есть).
Ноябрь 2018 года: здание выставляют на продажу
В ноябре 2018 года начальник отдела распоряжения, управления и аренды муниципального имущества Наталья Пескова заявляет, что здание никто не хочет покупать. Объект выставляют на конкурс, который не состоялся из-за отсутствия участников. Здание признают аварийным: его технический износ составляет 92%. Тогда начинаются разговоры о том, что школу можно снести, а участок отдать под социально значимое учреждение (например, садик).
При этом официальная позиция: здание сносить нельзя. Вот что пишет издание «Руна»: «Тому, кто купит здание, придется целиком его использовать под социальный объект. Снести строение новый собственник не сможет, так же, как и построить еще что-то рядом. Вероятно, ему разрешат что-то к школе пристроить».
Февраль 2020 года: решают снести и построить садик
Еще два года здание продолжает стоять и разрушаться. В какой-то момент здание школы решают все-таки снести. В администрации города снимают вопрос с повестки Петросовета. Пресс-служба администрации Петрозаводска сообщает, что в этом месте построят садик и сделают парк.
Сентябрь 2020 года: всё еще планируют садик
Коронавирус, конечно, замедляет все процессы, но в сентябре этого года здание всё еще хотят снести. И возвести садик. Всё для детей!
Октябрь 2020 года: вместо садика возникает многоквартирный жилой дом
В октябре, однако, речь про садик уже не идет. Несмотря на то, что здание всё еще находится в муниципальной собственности, руководитель Минимущества Карелии Янина Свидская говорит в интервью изданию Карелinform о том, что на месте школы планируется построить многоквартирный жилой дом. Как говорится, вот это поворот.
«Мы планируем сейчас снести здание, и построить дом, в том числе для расселения детей-сирот, в рамках инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома», — пояснила министр.
При этом в мэрии нас уверили, что окончательная судьба здания до сих пор неизвестна. Варианты того, что будет на этом месте, тоже обсуждаются. Минимум конкретики.
Вопрос решат в ближайшее время. Когда точно — неизвестно. Наверное, по этому вопросу будет собираться комиссия, — прокомментировали нам ситуацию со школой.
Важный момент — в здании есть объект гражданской обороны (убежище). Общественные активисты считают, что здание так долго не могут ни снести, ни продать именно поэтому. В администрации города нам пояснили, что сейчас убежище в школе переведено в другой статус — укрытие. Это значит, что манипуляции с ним можно проводить — как возводить новый объект, так и сносить.
Ноябрь 2020 года: Парфенчиков сокрушается
Пока в мэрии не могут определиться, глава республики Артур Парфенчиков на одном из заседаний правительства сокрушается о том, что не все здания можно реконструировать из-за новых строительных нормативов:
Это отдельная проблема, что мы даже где-то и школы теряем, которые, по идее, сегодня можно реконструировать, но мы не можем обеспечить нормативы, которые имеются к этим заведениям… Очень жаль, что мы теряем старые такие школы с большой историей, потому что мы не можем в рамках реконструкции вернуть их образованию. Это проблема, которую, наверное, надо ставить и на федеральном уровне, — отмечает Парфенчиков.
Садику на этом участке, судя по словам Парфенчикова, тоже не суждено быть. И опять-таки во всем виноваты новые нормативы?
Сейчас, к сожалению, с учетом новых нормативов нам очень тяжело втискивать образовательные учреждения в городские пространства… Если так дело пойдет, мы скоро школы будем иметь только по окраинам города. И детские сады, — пояснил глава республики.
Что за строительные нормативы, о которых упоминал Парфенчиков? Вероятно, речь идет о пожарной безопасности и путях эвакуации в старых зданиях. Чаще всего именно с этими моментами возникают проблемы. Это распространенная проблема, особенно в условиях стесненной застройки, но в большинстве случаев (если есть деньги) можно что-то придумать. Видимо, в данном случае ни денег, ни желания нет.
Депутат от партии КПРФ Галина Васильева считает, что здание надо попытаться отстоять. По ее мнению, у школы очень крепкие стены, оно было построено на совесть. И эти стены выдержат еще ни одно десятилетие. При этом школ в центре Петрозаводска не хватает. Хорошим решением было бы проведение независимой экспертизы по зданию. Может, ремонт выйдет гораздо дешевле, чем кажется.
Конфликт интересов или выгодная сделка?
Важный момент, который вызывает опасения у городских активистов — это то, в чьей собственности находится здание. В 2015 году Законодательное собрание приняло постановление на 5 лет о том, что республика может брать земли у города в пользование. Сроки поджимают. Пока что здание школы принадлежит городу, а значит распоряжаться муниципальным имуществом может только администрация. А как поступит с ним Министерство имущественных отношений? Никто не знает. Вполне вероятно, что выгодно продаст.
Телеграм-канал «Глубокая Карелия» указывает на имеющийся конфликт интересов. Недавно министром имущественных отношений Карелии была назначена Янина Свидская (которую мы цитировали выше). А строительной компанией «САНА» руководит Андрей Свидский. Однофамилец? Совпадение? Общественники переживают за судьбу земельных участков.
И вот что мы имеем в итоге. Вместо ремонта и приведения добротного здания в порядок еще в десятых годах, на здание школы почему-то махнули рукой. Потом еще одно десятилетие не могли придумать, что с ним сделать. Сейчас же историческое здание скорей всего снесут (а дешевые коммуникации останутся), а бизнесмены заработают неплохие деньги, построив там очередную высотку. Справедливо ли это?