«Срочно приезжайте, умираю». Семья в Карелии винит врачей в смерти бабушки: возбуждено уголовное дело
Несколько месяцев родственники 75-летней Марии Денисовой добиваются от Минздрава Карелии ответа на вопрос, кто виноват в смерти их бабушки. Летом у пенсионерки из села Маслозеро произошел инсульт и начались трудности с глотанием. 25 ноября ее привезли в Медвежьегорскую ЦРБ с показаниями на операцию по наложению гастростомы. Марии Антоновне должны были сделать отверстие в стенке желудка, поскольку с естественным питанием возникли непреодолимые трудности. Никто в семье пенсионерки и предположить не мог, что меньше чем через месяц ее не станет.
«Заботливые» врачи
Перед операцией пожилая женщина прошла плановое обследование. Врачи заверили: пациентка в удовлетворительном состоянии и хирургическое вмешательство перенесет. 26 ноября ей установили желудочный зонд, на следующий день Марии Антоновне стало плохо. Затем начались обильное слюноотделение и сильные рвотные позывы.
Бабушка испугалась за свою жизнь, почувствовав неладное, просила персонал позвонить нам. Она не могла говорить, поэтому общалась с окружающими через записки. В них она написала: «срочно», «телефон», «выезжай за мной», «мне плохо», «умираю». Мы при первой же возможности связались с лечащим врачом и попросили о помощи. Но она уверяла нас, что с пациенткой все хорошо и ее кормят с ложечки, — рассказывает внучка Марии Денисовой Евгения. — Но ведь при желудочном зонде бабушку просто не могли кормить таким образом. К тому же у нее был нарушен глотательный рефлекс.
Когда родственники указали на это лечащему врачу, реакция была более чем странная. Только после настоятельных просьб медик осмотрела пенсионерку, которой к тому времени стало тяжело дышать. Правда, реаниматологов никто почему-то не вызвал. Ночью за пациенткой присматривали кое-как, памперсы попросту не меняли. Утром у санитарки не получилось переодеть Марию Антоновну, поскольку пенсионерка не могла ни сидеть, ни стоять. И тут медперсонал как будто спохватился: женщину срочно отвезли на рентген, отправили в ИТАР, провели бронхоскопию и перевели на искусственную вентиляцию легких.
— После обследования у бабушки выявили аспирационную пневмонию со слизью и остатками пищи в легком. В момент поступления в больницу этого не было. Я считаю, что к такому ухудшению состояния могло привести ненадлежащее оказание медицинских услуг. Жизнь бабушки оказалась под угрозой, — говорит внучка Евгения.
Спасти не удалось
Родственникам Марии Денисовой в больнице заявили: реанимировать бабушку не имеет смысла и надо готовиться к смерти. У внучки Евгении сохранились записи разговора с медперсоналом, где ее настраивают на летальный исход и во всем обвиняют санитарку. По версии сотрудников ЦРБ, именно санитарка накормила пациентку кашей, не понимая, что делает. В этот момент семья не выдержала и обратилась с жалобами в адрес главного врача ЦРБ и министра здравоохранения Михаила Охлопкова. Лишь после этого пенсионерку перевезли в Республиканскую больницу им. Баранова в Петрозаводск, где снова провели обследование.
Спасти Марию Антоновну не получилось: 15 декабря 2020 года она скончалась. В свидетельстве о ее смерти указано: пневмонит, вызванный пищей и рвотным массами. Теперь родственники умершей пенсионерки пытаются разобраться, кто же допустил фатальную ошибку.
Отписки чиновников
С конца ноября прошлого года внучка пенсионерки Евгения вместе с юристом рассылает жалобы во всевозможные инстанции. Когда Мария Антоновна лежала в Медвежьегорской ЦРБ, они составили письменное согласие от имени бабушки на предоставление всех необходимых сведений о ходе лечения, в том числе документов, составляющих врачебную тайну. Но эту бумагу сотрудники больницы пожилой пациентке на подпись не передали и перекрыли родственникам доступ к сведениям о ходе лечения Денисовой, уверяет внучка. Объяснить письменно это решение, а по сути нарушение прав пациента, руководство ЦРБ отказалось.
Толкового ответа, что же произошло с Марией Антоновной, не дали и в Минздраве Карелии. Ведомство сначала рассказывало о выявленных признаках нарушений, правда, без каких-либо уточнений. Затем в своих официальных ответах в адрес Евгении чиновники стали приписывать в конце, что не обязаны сообщать заявителю о результатах проверки, но без ссылки на конкретный закон.
Обязанность министерства предоставлять результаты проверки авторам обращения, по результатам рассмотрения которого была инициирована такая проверка, законодательство не предусматривает. Вместе с тем министерство сообщает, что по результатам проверки ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» выявлены нарушения требований, установленных законодательством к качеству оказания медицинской помощи, которые не повлияли на исход заболевания вашей родственницы.
Как указано в письме Минздрава Карелии от 19 февраля 2021 года, проверка в Медвежьегорской ЦРБ завершена. В итоге выявлены нарушения приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Главному врачу больницы предписали устранить недочеты и потребовали определить дисциплинарное наказание медперсоналу, допустившему ошибки. По-прежнему ведомство скрывает от родственников умершей Денисовой, что конкретно пошло не так в карельской ЦРБ. До сих пор семье не принесли официальных извинений. Зато чиновники в каждом письме напоминают внучке пенсионерки, что лишь выявляют нарушения, но не причинно-следственную связь между действиями медперсонала и наступившими последствиями (все документы находятся в распоряжении редакции).
На пороге крупного скандала
На жалобы родственников умершей жительницы республики не стал реагировать Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, но ситуацией заинтересовались в страховой «Ингосстрах-М». Представители организации сообщили семье о найденных нарушениях и уже дважды продлевали сроки проведения проверки. Медвежьегорской ЦРБ, похоже, грозят крупные штрафы.
На произошедшее также обратили внимание в прокуратуре. После заявления внучки Евгении материалы передали в Следственный комитет Карелии, и в конце минувшей недели стало известно о возбуждении уголовного дела. Правоохранители усмотрели в действиях медицинских работников признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей».
Потеря родного человека — это ни с чем несравнимое горе. Мы даже не могли подумать, что за несколько дней наша любимая бабушка может пострадать в стенах медицинского учреждения. Сколько страха и боли, отчаяния и безнадежности она ощущала. Страшно и больно думать об этом. Бабушка обратилась за помощью в Медвежьегорскую ЦРБ, сейчас ее уже нет с нами, — говорит внучка Евгения. — Мы хотим разобраться в этой ситуации! Бабушка всегда нас учила признавать свои ошибки. Почему же врачи, из-за которых, возможно, наступила смерть нашей бабушки, не могут признать свои ошибки, если они есть?! Бабушку уже не вернуть, но в Медвежьегорском районе живут наши родные, близкие, друзья и просто люди, которые имеют право на оказание квалифицированной медицинской помощи. И мне бы очень хотелось верить, что мы сможем достучаться до врачей, которые давно окаменели.
Более конкретно о найденных нарушениях в Медвежьегорской ЦРБ указано лишь в документах прокуратуры. Как оказалось, Минздрав обнаружил недочеты в работе врача-невролога Кирилловой М.В. и санитарки-уборщицы Родиной Я.Г. «Врачом не выполнена консультация врача-кардиолога при наличии у пациентки Денисовой показаний, пациентка с ухудшением состояния не передана по дежурству для осмотра в выходные дни», — говорится в ответе надзорного ведомства. В середине декабря 2020 года обеим сотрудницам Медвежьегорской ЦРБ вынесли выговор.
Главный врач Галина Алупова отказалась комментировать нашему изданию и саму ситуацию, и факт возбуждения уголовного дела. Если бы не настойчивость родственников Марии Антоновны, этот случай так и остался бы лишь одним из многих в системе карельского здравоохранения.