«Три министра — доверчивые простачки, которых обводит вокруг пальца матерый преступник». В Карелии судят известного фермера Ираиду Шалак
Честно говоря, то, что это дело дошло до суда, уже шокирует. Ровно три года прошло с того позорного момента, когда рано утром в дом к уважаемому фермеру Олонецкого района Ираиде Шалак ворвались сотрудники ОМОНа. Тогда ее на три недели закрыли в СИЗО и выпустили под громкие аплодисменты в зале суда. Но... оказывается, перед фермером не то что не извинились, но даже не оставили идеи ее посадить.
Напомним, о задержании Ираиды Шалак стало известно 13 июня 2019 года. «Сотрудниками МВД по Республике Карелия выявлен факт хищения бюджетных денежных средств при реализации федерального проекта по развитию агропромышленного комплекса», — так в МВД Карелии объяснили произошедшее.
На защиту Шалак тогда встали многие уважаемые в республике люди. Уголовное дело в отношении фермера, в порядочности которой, к слову, не сомневался даже региональный Минсельхоз (сотрудников которого она якобы обманула), вызвало огромный общественный резонанс. Из-под стражи обвиняемую в конце концов выпустили. После этого к ней даже Парфенчиков со свитой приезжал, переживал за хозяйство Ираиды и ее коллег (следователи выбрали такое «удачное» время для задержания, что едва не нанесли непоправимый урон сельскому хозяйству всего района). Тогда реально казалось, что всё, это безумие закончилось.
— Всем же уже очевидно, что следователем совершена ошибка, — заметила тогда Ираида Шалак. — Но надо уметь признавать ошибки.
И вот это дело дошло до суда.
***
Ираида Вяйновна три года назад не теряла оптимизма, умудрялась шутить и ни на кого не злиться. И сейчас так же. Она всё такая же — скромная, приветливая, с чувством юмора. И с неподдельной усталостью в глазах: шутка ли — три года под следствием по обвинению в преступлении, за которое можно получить до 10 лет лишения свободы.
Ей вменяют несколько эпизодов мошенничества. Все они похожи как две капли воды: «Имея единый преступный умысел, направленный на хищение путем обмана бюджетных денежных средств в особо крупном размере, действуя из личной корыстной заинтересованности, выражающейся в желании незаконно получить бюджетные денежные средства для развития своей предпринимательской деятельности», «обратилась к своим знакомым» «с просьбой зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей – глав КФХ с целью получения грантов и передачи ей (Шалак И.В.) денежных средств либо предоставления возможности распорядится полученными денежными средствами по её личному усмотрению, а она (Шалак И.В.), в свою очередь, обеспечит им трудоустройство и получение стабильного дохода в процессе развития собственной предпринимательской деятельности».
При этом «Шалак И.В., умышленно вводила приисканных ею лиц, находящихся с ней в доверительных отношениях, в заблуждение относительно своих истинных преступных намерений».
За несколько лет, по версии следствия, Ираида Шалак целых 13 человек вынудила получить и отдать в ее распоряжение свои гранты, чем причинила правительству Карелии многомиллионный ущерб. Изначально от правоохранительных органов звучала цифра около 15 миллионов рублей. Сейчас в обвинительном заключении можно насчитать более 22 миллионов рублей, растраченных Шалак «по личному усмотрению».
Как бы то ни было, чиновники ущерб не признают. Вообще. От сотрудницы регионального Минсельхоза, представляющей в суде потерпевшую сторону, поступило ходатайство с просьбой прекратить уголовное преследование Ираиды Шалак ввиду отсутствия события преступления. К документу приложили информацию о расходовании средств членами кооператива и показатели их деятельности.
Это ходатайство пока осталось не разрешенным.
***
Впереди лето, отпуск у представителей всех сторон, и уже сейчас очевидно, что скоро этот процесс не закончится. И хотя до показаний обвиняемой еще далеко, в самом начале судебного следствия Ираида Шалак не могла не высказать свое отношение к обвинительному заключению. Есть в нем несколько фраз, которые ее особенно задели.
«Из личных корыстных побуждений»
— В материалах дела нет ни одного доказательства моей корысти. Потому что корысти в моих действиях не было и нет. Всё имущество, которое приобреталось, оно приобреталось не для личного моего пользования, а для удовлетворения потребностей членов кооператива. И распределялось не по моему усмотрению, а согласно утвержденному министерством плану расходования грантов. Ни я, ни мои родственники не являемся владельцами каких-то роскошных домов. Мы живем как обычные люди среднего достатка. У нас с мужем есть дом, который мы строили с 1992 по 1997 год. Сын живет в обычной квартире, в хрущевке, за которую мы платили ипотеку 10 лет. И за это время вырастили еще и сдали на мясо, чтобы было легче платить ипотеку, 50 голов крупного рогатого скота. Дочь живет в такой же обычной квартире, за которую ежемесячно платит ипотечный кредит… Ездим мы на обычных подержанных автомобилях. У нас с мужем одна машина на двоих — «Жигули». Накоплений на банковских счетах не имеется. За границу не ездим. В отпуске последний раз были в 2013 году. Имущество, которое фермеры купили на средства гранта, мне не принадлежит. Никаких ни устных, ни тем более письменных договоренностей ни с кем из них, что оно принадлежит мне, нет… Мне непонятно, в чем заключается моя корысть. У меня была всего одна цель — помочь фермерам получить гранты, чтобы как-то облегчить их труд, и помочь им подняться из бедной сельской жизни.
«Соискивала лиц»
— Не соискивала, а привлекала к сельскохозяйственной деятельности, за что в 2018 году наряду с другими достойными гражданами Карелии была удостоена звания «Лауреат года».
Это вообще очень интересный момент.
— Как можно за один и тот же глагол-синоним в одном случае получить звание, а в другом, со стороны сотрудников МВД, — обвинение? — задавалась вопросом Ираида Шалак, находясь три года назад за решеткой по этому делу. — Путин говорил, что государство готово подставить нам, фермерам, плечо. И мы это ощутили со стороны государства, получив субсидию, но со стороны МВД такой последовал удар в лоб, вот прямо синяк во всё лицо.
«Путем обмана»
— Я никого не обманывала. Ни фермеров, ни тем более министерство. Как можно обмануть человека, который сам идет в налоговую инспекцию регистрировать свою деятельность, сам, один, без меня защищает свой бизнес-план перед комиссией в 13 человек, ведет с ними беседу, отвечает на профессиональные сельскохозяйственные вопросы? Каждый фермер сам произвел впечатление на членов комиссии и получил при собеседовании определенные баллы. Каждый фермер в стенах министерства сам, без меня, в присутствии работников министерства подписывал соглашение на получение гранта. Где тут обман?
Ираида Шалак напомнила, что за те годы, когда она помогала фермерам в получении грантов и привлекала их в кооператив, в Карелии сменилось аж три министра сельского хозяйства:
— По обвинению получается, что три министра со своими командами — доверчивые простачки, которых то и дело обводит вокруг пальца матерый преступник Шалак.
«Похитила бюджетные средства»
— В материалах дела много раз повторяется, что на средства грантов было приобретено имущество… Бухгалтерская экспертиза в материалах дела дает заключение, что нарушений в освоении бюджетных средств не установлено. Результаты проверок, проведенных потерпевшей стороной — министерством, отраженные в актах, четко говорят, что нарушений не выявлено. И непонятно: вот были деньги, на них купили имущество, имущество всё в целости и сохранности, тогда, как можно было похитить средства, если на них купили имущество? Абсурд какой-то.
«Причинила ущерб»
— Потерпевшая сторона сумму ущерба не выставляет. Наоборот, она говорит о том, что ущерба нет, в качестве истца не выступает. О какой преступной деятельности здесь может идти речь? Я себя виновной не считаю. Вину свою не признаю. Преступной деятельности я не вела.
В конце своего выступления Ираида Шалак выразила надежду на то, что по итогу судебного следствия будет принято разумное решение:
— И всё это безумие, это театрализованное представление, которое длится уже три года, будет окончено. Я думаю, что здравый смысл победит. И найдется мужество признать свою ошибку у тех, кто когда-то решил, что это преступление.
Примечательно, что сельскохозяйственный потребительский кооператив «Олонец-Агро», из членов которого, по версии следствия, Шалак вытянула на свои цели деньги их грантов, работает и развивается по сей день, а «липовые» фермеры-предприниматели не вылазят со своих участков.
Мы будем держать вас в курсе событий.