Главная тема

«Давайте не выносить сор из избы». Ученик школы Петрозаводска полгода издевался над детьми, а школа ничего не замечала

Изображение создано нейросетью (ИИ)

Мамы четырех учеников  школы №2 на Кукковке рассказали о систематических избиениях, издевательствах и сексуализированном насилии со стороны старшего ученика Демьяна Царевича* (имена всех несовершеннолетних героев и их родителей в тексте изменены — прим. ред.). Сейчас он осужден по двум статьям на девять лет с запретом заниматься преподавательской деятельностью на пять лет после колонии. С учетом пребывания в СИЗО во время ареста, в колонии он проведет шесть лет. Как вышло, что злодей смог полгода издеваться над младшими учениками прямо в школе, а взрослые этого не замечали?

Странные следы и замкнутое поведение

Сын Людмилы* Саша* учился в седьмом классе, в школу он перешел в 2022 году. Он попал в компанию парней, которых уже знал раньше, они вместе играли и гуляли с детства. Потом Людмила стала замечать, что с сыном творится что-то неладное: Саша начал прогуливать уроки, «стал замкнутым, пропал блеск в глазах». Маме он говорил, что находился в туалете, но не объяснял, что он так долго там делал. В школу подросток стал ходить неохотно. А еще Людмила начала замечать у него на теле странные отметины и синяки. Однажды увидела следы зубов на ухе — Саша сказал, что его укусила девочка.

Сын Анны* в этой школе учился дольше и, как выяснилось потом, терпел унижения и побои в течение всего 2022—2023 учебного года. Слава* тогда учился в восьмом классе. Мама тоже замечала за ним странности: подавленное настроение, нежелание общаться, замкнутость. Ребенок сильно похудел, стал запираться в своей комнате. А еще Слава жаловался маме на головные боли, с которыми они обращались к врачам: от педиатра до окулиста.

— Мы замечали следы побоев. Он либо отмалчивался, либо говорил, что «в футбол так поиграли». Синяки были на руках и ногах, на шее тоже видели, но он не объяснял, что это. Об избиениях впервые упомянул в конце февраля 2023 года, очень поверхностно. Он настолько вскользь об этом сказал, что я даже не придала этому особого значения. Как будто это все несерьезно. Мы посоветовали сыну обратиться к старшему двоюродному брату за помощью, так как тот его выручал несколько раз, —  рассказывает Анна.

У сына Юлии* — восьмиклассника Вани* — было похожее поведение. Он отказывался есть, замкнулся и стал хуже учиться. Мальчик занимался спортом, и все синяки на теле списывал на тренировки. «Укус у него был, но я не сразу заметила. Остался такой непонятный след», — вспоминает она.

Мамы думают, что их детей очень сильно запугали, поэтому они боялись рассказать взрослым о происходящем. Однако однажды Слава не выдержал и рассказал о побоях маме. Та позвонила другим родителям, они начали допытываться у сыновей — постепенно стал понятен масштаб катастрофы.

— «Мама, я не могу идти в школу, у меня трясутся ноги, я не могу сосредоточиться на уроках. Когда он (обидчик) ко мне подходил, у меня все тело тряслось от страха», — рассказывал мне сын. На уроках они сидели и думали, что впереди перемена, где их ждут побои и домогательства, — с ужасом вспоминает Анна.

Подросткам действительно бывает довольно сложно признаться в том, что в школе происходит что-то не то, отмечает клинический психолог и мама двух подростков Юлия Герасимова. И здесь очень важно создать дома доверительную атмосферу, в которой ребенку будет проще поделиться травмирующими событиями. И не осуждать.

— Нужно сказать ребенку о своих чувствах и эмоциях: «Я за тебя беспокоюсь, вижу, что происходит что-то тебе не свойственное, например, синяки или плохие отметки. Расскажи мне, пожалуйста, что случилось? Ты можешь мне доверять, я не буду тебя осуждать. Я буду на твоей стороне и постараюсь тебе помочь». Очень важно придерживаться именно такой позиции. Ребенок часто боится, что услышит в ответ, что он сам/сама виноват(а). Особенно часто про короткие юбки и плохую компанию слышат девочки. Здесь обязательно нужно быть на стороне ребенка: он не виноват. На этом нужно прямо стоять и держаться, всячески это ребенку демонстрировать, — отмечает Герасимова.

Изображение создано нейросетью (ИИ)

«Пропагандировал систему норм и ценностей криминального мира»

Мамам удалось выяснить, что в страхе их детей держит ученик старшей школы Демьян. Он учился в 9 классе, но ему было 17 лет, — парень остался на второй год из-за проваленного экзамена по математике. Сначала они дружили компанией, но потом все изменилось. Как-то раз один из подростков не поздоровался с Демьяном и тот дал ему пощечину, а потом начал избивать младших школьников. Создал некую иерархию. Юлия со слов сына рассказывает, что юноша пропагандировал систему «норм и ценностей уголовного мира» и выдавал ребятам «роли». Все происходило в мужском туалете, стены которого были изрисованы тюремной символикой.

— Если один из его «подчиненных» не делал то, что он просил, то наказывал он «смотрящего». Говорил «за косяки», но какие конкретно косяки и в чем они выражаются — не пояснял. Деньги не требовал. Он их обзывал на уголовном жаргоне «опущенные», «петухи», как будто они были в какой-то тюремной камере. Что они должны следить за порядком, выполнять его приказания, — рассказывает Юлия.

Другая мама рассказывает, что Демьян просил ребят называть его патриархом: «Он считал себя каким-то всевышним, заставлял называть его патриархом».

Своих «подданных» ученик регулярно избивал. Руками, ногами, ремнем. Кусал, больно хватал за половые органы. Ученики боялись его и не могли дать отпор: Демьян даже угрожал ученикам смертью, если они расскажут об этом взрослым. Отказаться приходить в этот туалет ребята не могли: он назначил ответственного, который следил, чтобы все были на месте. Если кто-то не приходил, то Демьян бил «смотрящего».

Мама Людмила рассказывает, что ее сын на протяжении двух месяцев подвергался унижениям и избиениям и был на грани. Например, один раз Демьян ударил Сашу ногой в живот, тот упал, потом он его перевернул, окунул головой в туалет и смыл воду. Позже Саша признался маме в сексуализированном насилии со стороны Демьяна. Выяснилось, что такие действия старший ученик совершал в отношении троих потерпевших.

Когда мамы начали разбираться в ситуации, то узнали об сексуализированном насилии над Федором* во время урока. Как рассказали мальчики своим мамам, он оставил одного из них с собой в туалете на целый урок под предлогом, что им надо поговорить. Когда на перемене ученики пришли в туалет, то нашли этого мальчика всего красного и трясущегося. Он сначала не признался и сообщил, что его просто избили. Но позже рассказал: сначала маме, потом во время следствия и даже прошел полиграф. Вина Демьяна была доказана в ходе судебного разбирательства. Мальчик замкнулся, перестал посещать школу, стали появляться суицидальные мысли.

— Когда это с сыном случилось, я ночами не спала, сидела у него в комнате. Я стояла перед ним на коленях, я умоляла: «Сынок, только не сделай ничего с собой». У него до сих пор тяжелое психологическое состояние, он не учится, — рассказывает мама Татьяна*.

Психолог Юлия Герасимова объясняет: детям признаться родителям в сексуализированном насилии порой просто невозможно. Даже если дома доверительные отношения. Она советует родителям, которые чувствуют, что с детьми происходит что-то не так, поговорить с другими взрослыми, которые могут знать или заметить странное: учителями, тренерами, другими родителями, наставниками и старшими товарищами. А если вы узнали страшную правду, то очень важно вести себя по-взрослому: контролировать свои чувства, не вываливать на ребенка всю свою злость и ярость.

— Нужно сказать ребенку, что вы ему сочувствуете: ведь то, что произошло с ним — это ужасно. «Ты в этом не виноват, тебя нужно защитить». Но не надо говорить ребенку, что вы сейчас пойдете кого-то убивать. Надо вести себя по-взрослому. Ребенок и без вас страдает, не надо ему сверху чувство вины перекладывать, что родителям из-за него плохо, — подчеркивает психолог.

Мамы подростков, когда узнали о сексуализированном насилии, объединились и обратились в полицию и следственный комитет. Царевича арестовали 24 марта 2023 года. Сначала суд хотел поместить его под домашний арест, но после возмущения родителей и апелляции его все-таки отправили в СИЗО.

Вину признал частично

Судебный процесс шел долго и в закрытом режиме (судебное решение есть в распоряжении редакции — прим.). Демьяну Царевичу на момент совершаемых преступлений было 17 лет, но сейчас ему уже 19. Вину за избиения он признал частично, за сексуализированное насилие — не признал. Он отрицает свой интерес к мужскому полу, а в суде заявил, что ученики его оговорили, так как боялись.

Свое поведение на суде Демьян объяснял тем, что считал себя взрослым, а подростки вели себя не мужественно, как «девчонки и плаксы». Также несколько раз его разозлила футболка бренда «Питерский щит», который считается националистическим. Именно из-за футболки он начал душить своих бывших приятелей.

В ходе опроса свидетелей на суде выяснилось, что Демьян избивал и унижал не только этих четверых учеников. Однажды он схватил за волосы и потащил в туалет девушку, и пригрозил ей изнасилованием за то, что она стала свидетельницей избиения и возмутилась.

— Затем Царевич сказал другому ученику плюнуть ей в лицо, что тот и сделал. Когда она выбежала из туалета и сообщила об инциденте учителю карельского языка, та выставила ее виноватой в произошедшем. Об инциденте она боялась рассказать родителям, так как Царевич пригрозил ей, что если она кому-то расскажет, то он ее порежет, — говорится в судебном решении.

Опрошенные учителя, классный руководитель и директор в судебном заседании характеризовали Демьяна положительно. Они рассказали, что не замечали ничего необычного и каких-то конфликтов между детьми.

«Могу охарактеризовать как вежливого, отзывчивого, общительного мальчика. Проявлял лидерские качества, но не пытался никого подмять под себя. <...> Вел себя спокойно, агрессии ни к кому не проявлял. Общался с девочками также. По отношению к взрослым вел себя уважительно», — приводятся в решении характеристики от учителей.

Один из педагогов на суде рассказал, что среди взрослых есть дежурство по школе, во время которого учитель может зайти в туалет, предварительно постучавшись. Туалет делится на две части, педагоги стучатся и заходят только во вторую часть. В туалете всегда было много детей, дежурные неоднократно видели Царевича. Но, видимо, из-за этого стука он вовремя мог остановиться, чтобы взрослые не увидели избиений. Камер наблюдения в туалетах нет. Однажды учительница финского языка видела одного мальчика, который вышел красный и мокрый из туалета, но не придала этому значения.

Изображение создано нейросетью (ИИ)

Не выносить сор из школы

В 2023 году пострадавшие ребята занимались с кризисными психологами, которых нашла мама Людмила через своих знакомых. Кроме Федора — он от помощи отказался, так как не захотел переживать всё снова. Школа психологическую помощь сначала предложила, но до дела так и не дошло, так как соцпедагог вышла на больничный и позвонила одной из мам только в конце апреля.

Людмила, например, считает, что ее сыну относительно повезло, потому что насилие над ним продолжалось не так долго. Но и у него были нервные срывы.

— Он обычно не плакал, а тут разрыдался: «Я хочу забыть этот день, хочу чтобы ничего этого не было». Сейчас он знает, что этот парень сидит, что справедливость восторжествовала и у него это отошло. Это огромная травма, которая может всплыть в будущем,  — считает Людмила.

Родителей поразило, что в школе ситуацию пытались замолчать. Когда они только узнали о насилии и пришли на разговор в школу к директору и педагогу, то услышали фразу: «Давайте не выносить сор из избы». Анна вспоминает, что директор Светлана Макаренко сказала на той встрече: «Может, мальчики, сами виноваты, Демьян у нас очень хороший». Людмила и Анна говорят, что за все время педагоги перед ними не извинились и не поддержали.

Татьяна говорит, что ее семье пришлось очень тяжело: «Первое время я думала, что рехнусь». Им пришлось поменять район, сын до сих пор редко выходит из дома. Он отказывается от помощи психолога и большую часть времени проводит за компьютером. Мать считает, что директор и соцпедагог должны понести наказание, ее удивляет, что они до сих пор работают в школе. Чуткого отношения к семье не было. Женщина рассказывает, что сына Федора пришлось перевести на домашнее обучение.

Мамы убеждены: взрослые не могли не замечать насилия, но решили не вмешиваться в эти конфликты. А еще родителей поразила положительная характеристика от школы, зачитанная на суде, которую адвокаты Царевича приводят в качестве аргумента в апелляционной жалобе на приговор (есть в распоряжении редакции — прим.). «Обладает особым чувством справедливости», — цитируют характеристику Юлия.

«Мы ночами не спали, представляя, какой ужас переживали наши дети. Насколько они были беспомощны. Почему взрослые ничего не замечали? Может быть не хотели? Директор, замдиркетора, даже классный руководитель с нами не связывался после этого всего и не спросили, как наши дети. Школа нас абсолютно не поддержала», — возмущается Анна.

Со стороны школы, по словам родителей, не была проведена никакая «работа над ошибками»: не было классных часов о буллинге, со школьниками не поговорили о том, как защититься от насилия, какие действия со стороны других учеников недопустимы. Не было предоставлено информации к кому можно обратиться в кризисной ситуации. Обо всем постарались забыть.

— В этой школе все красиво только в соцсетях. Я списывалась с другой мамой, у Демьяна есть последователи. Мы рассказали об этом директору, попросили обратить внимание. Мне кажется, что пока Макаренко возглавляет учреждение, ничего в школе не поменяется, — говорит Людмила.

В апреле 2025 года появилась новость о разборках в школе со стрельбой. Трое подростков выясняли отношения: дошло до выстрелов из пневматического пистолета. Одна из женщин в комментариях под постом написала: «В стенах школы покрываются серьезные проблемы. <...>Дети боятся ходить в туалет, так как. там во время уроков тусят «умные учащиеся». Но проблему замалчивают с чего-то молчаливого согласия. В этой школе учатся мои близкие». Мама Людмила поясняет, что связалась с этой женщиной и они решили совместно с другими родителями обратиться в прокуратуру и следственный комитет.

Родители пострадавших в 2022—2023 году написали жалобу в прокуратуру на отсутствие надлежащей профилактической работы, но получили ответ, что «принятие дополнительных мер прокурорского регулирование не имеется».

На официальный запрос нашего издания школа ответила, что профилактическая работа проводится в соответствии с законодательством, а психологическая помощь оказывается «в плановом порядке всем учащимся». Положительную характеристику для Демьяна директор объяснять не стала, сославшись на закрытый судебный процесс и персональные данные.

Министерство образования и спорта на наш запрос ответило, что не обладает информацией о произошедшем, учитывая закрытый судебный процесс. Однако омбудсмен по защите прав детей Геннадий Сараев позвонил одной из мам сразу же, как мы отправили запрос. Он не одобрил ее обращение в СМИ, что наводит на мысль, что о произошедшем в ведомстве все-таки знают. В разговоре с мамой Сараев настаивал на том, что рассказывать о таких ситуациях недопустимо.

Возможно, отчасти подобные ситуации продолжают происходить в российских школах из-за слабой профилактической работы. Психолог Юлия Герасимова считает, что разговоры о сексуализированном насилии должны начинаться уже в детском саду, когда ребенок понял разницу между мальчиком и девочкой. Очень важно говорить ребенку на протяжении всего его детства и взросления, что есть определенные участки тела, к которым никто не может прикасаться без его разрешения: ни другие дети, ни посторонние взрослые, только врач с разрешения родителя.

— В подростком возрасте важно объяснить, что секс — это добровольная история и больше никакая. Никто не вправе принуждать другого заниматься сексом, иначе он будет наказан, есть уголовный кодекс, — говорит Юлия.

Профилактические беседы нужны и в семье, и в школе: нужно проговаривать, что такое иногда бывает, и что делать в сложной ситуации. Психолог приводит в пример исследования, которые показывают, что половое воспитание и сексуальное просвещение предотвращают нежелательные беременности, ЗППП и сексуализрованное насилие.

— Если мы замалчиваем эти вопросы и не говорим об этом с детьми, то у них не формируется здоровая позиция по вопросу. Как показывает опыт других стран, дети с уроками полового просвещения позже начинают половую жизнь, реже подвергаются сексуализировнному насилию. Не надо рассказывать лишнего или читать лекции за столом, нужно планомерно давать ребенку необходимую информацию по мере взросления, — отмечает специалист.

Юлия считает, что пострадавшей семье действительно бывает трудно решиться обратиться в полицию, потому что ретравматизация ребенка неизбежна, ему придется много раз рассказать о случившемся. Чтобы как-то это компенсировать, психологи должны обязательно сопровождать следствие и суд. Замалчивание же зачастую не дает произойти правосудию, и пострадавший ребенок может решить, что подобное — норма в обществе. Обращение в полицию, следствие и другие инстанции покажут ребенку, что вы на его стороне и хотите наказать человека, который совершил плохое.

Мама Людмила высказывает похожую мысль и подкрепляет примером: среди пострадавших от действий Царевича был еще один мальчик, но его родители не решились идти в полицию и суд. «И ребенок сидит и думает: вот со мной такое сделали, а взрослые меня никак не защитили», — считает она.

10 февраля 2025 судья Татьяна Петина вынесла решение: Царевича приговорили к 9 годам колонии общего режима за систематическое нанесение побоев и насильственные действия сексуального характера. 12 мая Верховный суд оставил приговор без изменения. Когда Демьяну зачитали приговор и судья покинул зал, тот сказал: «Мне не страшно, это вашим детям было страшно».

Саша, Слава, Ваня и Федор окончили девятый класс и ушли из школы: кто-то учится дальше в другом городе, кто-то готовится к поступлению в колледж, а кто-то до сих пор восстанавливается после пережитого в школе опыта и ходит к психологу. Все они боятся дня, когда Царевич выйдет на свободу — из-за угроз и проклятий как самого осужденного, так и со стороны его родственников. 

* имена несовершеннолетних героев и их родителей в тексте изменены.

Наш сайт использует файлы cookies, Яндекс Метрику (включая РСЯ) и LiveInternet. Подробнее здесь.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram