В Карелии накануне 75-летия Победы 91-летняя ветеран, которая не видит и не слышит, живет в ужасных условиях
Несмотря на бравые отчеты карельских чиновников о ходе программы расселения из аварийного жилья, в регионе масса доказательств обратного. Дом 1940 года постройки в Медвежьегорске по улице Санаторной, 11 прекрасно иллюстрирует безразличие властей. Пятнадцать лет руководство района и республики не может предоставить новое жилье нескольким ветеранам, которые обитают в деревянном бараке с износом более 80%. Одному из жителей – Владимиру Ибрагимову – пришлось обратиться в Европейский суд по правам человека, другого способа заставить чиновников работать он больше не видит.
Здание, где живет Ибрагимов, перед войной возвели для работников НКВД. До лета 2004 года восьмиквартирный дом простоял без единого капремонта. Затем тогдашний глава Медвежьегорского района включил его в список для программы под расселение, но в январе 2005-го это решение отменяют. Спустя десять лет уже городские власти решили, что здание все-таки небезопасно для людей, и распорядились снести его до конца 2014 года, а вдобавок провели муниципальную комиссию. Но на этом беды жильцов не закончились. Осенью 2015-го ветер переменился: та же городская администрация вдруг исключила разваливающуюся деревяшку из программы переселения и поставила в очередь на капитальный ремонт до 2044 года.
– Мы пережили страшный шок. Дом может рухнуть в любой момент – полы качаются, стропила крыши прогнили, стены – труха, фундамент просел, электрика — не ровен час — закоротит, печи в трещинах, повсюду грибок и плесень, — цитирует Владимира Ибрагимова паблик «Отражение. Карелия». — Пришлось обращаться в суд, где выяснилось, что сотрудники делавшей экспертизу компании «Карелия-Кронос» подтасовали документы: они оценили состояние дома на улице Санаторной по сборнику о сооружениях совхозов и колхозов, а не жилых помещений.
Суд обязал расселить медвежьегорцев, но время было утеряно и в программу до 2019 года дом не попал.
Начиная с 2016 года мною через суд отменено три незаконных постановления городской администрации, в двух из которых ранее признанный аварийным дом волшебным образом превращался в пригодный для проживания, и третье постановление, которым срок расселения был перенесен на 2023 год. За весь этот период никаких мер со стороны администрации по расселению дома не принималось, судебные приставы также регулярно выносили предписания, которые не выполнялись, выписывались штрафы и предупреждения об уголовной ответственности, — рассказывает Владимир Ибрагимов.
До сих пор власти Медвежьегорска бездействуют и игнорируют судебные решения. В 2018 году администрацию обязали расселить аварийный дом на Санаторной в течение трех месяцев. Независимая экспертиза показала, что стены в нем изношены на 80%, фундамент – на 75%, кровля – на 60%, система отопления – на 50%, стропильная система – на 75%.
– Я обращался за помощью к губернатору Парфенчикову, в Минстрой Карелии, в Общественную палату, в Законодательное собрание РК — все безуспешно, эта тема никому не интересна. Есть только отписки, горы отписок, и планы на будущее, ничем конкретным не подтвержденные, — негодует Ибрагимов. — Исчерпав все возможности найти защиту своих прав в России, я решил обратиться в Европейский суд по правам человека, куда отправил 123 листа документов, включая все решения судов и экспертиз по дому, заявление принято к рассмотрению.
Администрация Медвежьегорская уже дважды выплачивала крупные штрафы за неисполнение судебного решения: в 70 и 60 тысяч рублей, но ситуация никак не меняется. В прошлом году Ибрагимов обратился к депутату Заксобрания от ЛДПР Евгению Беседному с просьбой о помощи. Как пояснил парламентарий, он направил к правительство региона, в Минстрой, администрацию района и другие ведомства несколько запросов, но также получил по сути одни отписки.
— В этом доме правда ужас что творится. Мы этим делом не один год занимаемся. Куда только не обращались! Районные власти отвечают, что нет маневренного фонда, а на рынке «вторички» квартиры такие, что через два-три года они тоже станут аварийными, — пояснил депутат.
Особенно ужасно эта история звучит в преддверии празднования очередной юбилейной даты Дня Победы, тогда как в аварийном доме на Санаторной живет 91-летняя бывшая медсестра Анжелика Петровна Анашкина, которая в Великую Отечественную работала в тылу. Она почти не видит и не слышит, с мучениями переносит холод и сырость, а карельские чиновники прекрасно чувствуют себя в обустроенных квартирах Петрозаводска.
Складывается впечатление, что мы живем в другой России – не в той, которую в зомбоящике показывают. Если государство не исполняет своих прямых обязанностей перед гражданами, его нельзя назвать правовым, — считает Владимир Ибрагимов. — Вот такая у нас беспросветная ситуация, а послушать губернатора, так мы впереди планеты всей. Почему это преступное бездействие никем не пресекается?
Глава Медвежьегорского района Сергей Яляев знает о сложной ситуации с бывшим домом энкавэдэшников. В подобном положении оказались более 150 человек, но пока на решение всех проблем у района нет средств. Часть домов, в том числе тот, где живет Владимир Ибрагимов, попала в программу расселения до 2024 года, то есть бюджетных денег на новые жилые ждать еще три года. Средств на покупку «вторички» на данный момент в казне района тоже нет, как нет и маневренного фонда. Такое наследство районная администрация получила от бывшего руководства Медвежьегорска, не так давно муниципальных чиновников сократили, и управлять городом стали районные власти.
То, что мы платим за неисполнение судебных решений, и то, что предыдущая администрация их не выполнила – это очень плохо. Я также, безусловно, не могу дать положительной оценки действиям бывшего руководства города. На сегодня у нас более 15 миллионов рублей судебных решений. Это не только по аварийному жилью, но и, например, по строительству очистных сооружений. Да, согласен, работой предыдущей администрации могли бы заинтересоваться правоохранители, но, думаю, они этого делать не будут, — заключил Сергей Яляев.