Худилайнену лучше водить дружбу с чертом, чем признать связь с Сабадашем
На днях правительство Карелии распространило пресс-релиз, сообщавший, что Министерство по природопользованию и экологии расторгло договор аренды с ЗАО «Запкареллес» (http://gov.karelia.ru/gov/News/2014/05/0519_18.html). Официальная причина – долги по арендным платежам (32,4 миллиона рублей) и невыполнение лесохозяйственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов. «Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия по-прежнему намерено занимать жесткую позицию в отношении арендаторов», — сказано в пресс-релизе. Что ж, подобная принципиальность вызывает уважение. Наверное, это просто так совпало, что карельское правительство разорвало все отношения с «Запкареллесом» спустя пару недель после ареста человека, контролировавшего предприятие, – питерского миллиардера Александра Сабадаша. Человека, которого в кулуарах называют «теневым куратором Карелии». Или все же совпадения нет?
Напомним, скандально известного бизнесмена Александра Сабадаша арестовали 8 мая в Москве. Его обвиняют в мошенничестве с налогами аж на 2 миллиарда рублей. В спецоперации по задержанию Сабадаша были задействованы оперативники центральных аппаратов ФСБ и МВД. Московские следователи и сотрудники управления «К» провели несколько обысков, в том числе по месту жительства фигуранта. Какие документы они изъяли, можно только догадываться. Ясно только одно: сейчас мало кто пожелал бы, чтобы его назвали другом Сабадаша. Однако так сложилось, что карельский губернатор Александр Худилайнен и его первый заместитель Олег Громов тесно связаны с Сабадашем.
Главные активы Сабадаша: петербургский ликеро-водочный завод «Ливиз» и комбинат «Выборгская целлюлоза», крупный производитель бумаги и упаковочных материалов. Поскольку в Ленинградской области нет свободного лесного фонда, местные лесоперерабатывающие компании в последние годы двинулись в северо-западные регионы. В Карелии Александр Сабадаш при помощи ряда фирм и своих ставленников подмял под себя ключевых лесных арендаторов республики: ЗАО «Запкареллес», созданное на базе Суоярвского леспромхоза, и «Кареллеспром» в Пудожском районе. Поучаствовал он и в судьбе Кондопожского ЦБК. На наш взгляд, взять под контроль таких гигантов, как «Запкареллес» и «Кареллеспром», без помощи карельской власти просто невозможно.
Деловая интернет-газета «Вести Карелии» провела собственное расследование, пытаясь выяснить, кто помогал арестованному миллиардеру делать деньги в Карелии. Процитируем любопытный абзац:
«Что касается «теневого куратора» Карелии, бизнесмена Александра Сабадаша, то в нашей республике он бывал довольно часто. По имеющейся информации, только в этом году он больше десяти раз прилетал в карельскую столицу (обычно в субботу) на арендуемом им самолете бизнес-класса «Гольфстрим», зарегистрированном на островах Мэн в Ирландском море. По словам сотрудников аэропорта «Петрозаводск» в Бесовце, где приземлялся вылетавший из аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге «Гольфстрим», Александра Сабадаша нередко встречал первый заместитель главы Карелии Олег Громов, которого во властных структурах республики считают «человеком Сабадаша». А поздно вечером, иногда следующего дня, обычно провожали тот же Олег Громов и порой сам Александр Худилайнен. Последний раз Александр Сабадаш прилетал в Петрозаводск 24 апреля. А 7 мая он уже был задержан и на следующий день арестован».
У нас есть все основания предполагать, что именно Сабадаш – один из тех «надежных инвесторов», о которых так любит напоминать Александр Худилайнен, говоря о работе правительства по привлечению средств и партнеров в республику. Однако сейчас карельскому губернатору лучше водить дружбу с чертом, чем признать связь с Сабадашем. Возможно, именно поэтому наше Министерство по природопользованию и экологии расторгло договор аренды с ЗАО «Запкареллес», давно копившему долги. Допускаем, что если бы Сабадаш не был арестован, дело в Арбитражном суде могло закончиться бы мировым соглашением.
Признаться, нам очень любопытно, какие новые нюансы всплывут во время процесса над «водочным королем». Многое зависит от того, что найдут в документах, изъятых у Сабадаша.