Александр Худилайнен солгал? Эксперт нашел серьезные ошибки в отчете карельского губернатора
На прошлой неделе карельский губернатор отчитался за год работы перед депутатами карельского парламента. Послушать Александра Худилайнена, так в Карелии день ото дня становится только лучше. Так, с оптимизмом карельский губернатор смотрит на развитие лесной отрасли республики. И вообще на все остальные производства. А в Карелию вот-вот придут крупные инвесторы. Между тем, директор Института экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев нашел серьезные нестыковки в отчете губернатора. Эксперт уверен, что по многим показателям в Карелии полный провал. И ни о каком улучшении инвестиционного климата речи не идет. Читаем, что нашел эксперт в отчете Александра Худилайнена.
По всем показателям полный провал
Юрий Савельев, директор Института экономики КарНЦ РАН
17 апреля состоялся отчет Главы Республики Карелия Александра Худилайнена в Законодательном собрании республики об итогах работы в 2013 году. Бодренько так прошел, под одобряющие выступления депутатов. Только вот вопрос: насколько внимательно депутаты читали сам отчет, представленный на 170 страницах? Ведь нестыковок там столько, что только их описание займет, наверное, не меньший объем. Для примера разберем только один раздел «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Республики Карелия».
Нестыковки начинаются почти сразу же. К числу приоритетов инвестиционной политики правительства отнесены: улучшение инвестиционного климата, сокращение административных барьеров, совершенствование системы привлечения, поддержки и сопровождения инвестиционных проектов, развитие инвестиционной инфраструктуры, координация действий федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления. Ниже вердикт: «Комплекс мер по реализации установленных приоритетов, запланированный на 2011–2012 и 2013 годы, в основном (!) выполнен».
Все вроде бы логично. Но уже в следующем абзаце приведены цифры, фактически перечеркивающие все, что написано выше об эффективности работы Правительства Карелии по привлечению инвестиций. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 82,2% к уровню 2012 года, объем капиталовложений на душу населения снизился с 53,2 тыс. рублей до 47,1 тыс. рублей. Доля инвестиций в сферу производства сократилась с 52,6% до 39,6%. Объем инвестиций, привлеченных из внебюджетных источников, снизился с 77,9% до 64,4%, фактически заменяясь бюджетными инвестициями, которые в качестве инвестиций можно рассматривать с большой натяжкой. Возникает закономерный вопрос: о каком улучшении инвестиционного климата в Карелии можно говорить, если по всем показателям полный провал?
Так же неважно обстоят дела и с другими приоритетами инвестиционной политики. Сократились ли административные барьеры? Нет. До сих пор расхлебываем ситуацию, связанную с принятием закона «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», который поставил малый и средний бизнес на грань существования. Или другой пример, связанный с произволом проверок налоговой инспекции и служебным рвением таможенной службы, о котором эмоционально и горячо говорил карельский предприниматель Вадим Маркелов на заседании по подготовке к 100-летию Карелии, состоявшемся 14 апреля.
Что у нас с совершенствованием системы привлечения, поддержки и сопровождения инвестиционных проектов? Ответ – ничего. О результатах работы Корпорации развития Карелии мало что слышно (точнее, почти ничего). Помнится, в конце 2013 года чиновники рассказывали о том, что разработан Временный регламент сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна». Где он сейчас и почему не работает? На сайте «Карелия для инвестора» в разделе «Система сопровождения инвестиционных проектов» представлена следующая информация: мониторинг реализации инвестиционных проектов (непонятно для чего он выложен в этом разделе), информация о Межведомственной комиссии по размещению и развитию производительных сил (???) и перечень должностных лиц, ответственных за сопровождение приоритетных инвестиционных проектов (чтобы народ знал, кто будет наказан). Вся эта информация не дает приходящему в Карелию инвестору ничего полезного и не относится к системе сопровождения проектов.
Теперь далее. Что у нас с развитием инвестиционной инфраструктуры? Ответ аналогичный – ничего! Ни индустриальных парков, ни толком подготовленных инвестиционных площадок, ни бизнес-инкубаторов в районах, ни коворкинг-центров для малого бизнеса. Ничего! Вопрос о подготовке заявки на создание в Карелии зоны территориального развития второй год стоит на нулевой точке и надежды на то, что он с нее сдвинется, тают с каждым днем (а между тем, заявка должна быть представлена до конца этого года). Есть здесь и один курьез – в состав объектов инвестиционной инфраструктуры авторы отчета включили Торгово-Промышленную палату и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. В общем, выражаясь словами классика: «…все смешалось в доме Облонских».
После этого о каком выполнении указанных приоритетов инвестиционной политики в Карелии можно вообще говорить?! Это больше похоже даже не на ошибку, а на издевательство, так как те, кто писал этот отчет, прекрасно обо всем этом знали.
Идем далее. На странице 41 указано о том, что получила развитие региональная нормативная правовая база инвестиционной деятельности. В частности, принят закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия», в который заложено 7 форм государственной поддержки инвесторов (следует особо обратить внимание – не инвестиций, а инвесторов; не является ли это так называемой коррупционной составляющей? Но это так, к слову). На самом деле закон сам по себе неплохой. Кроме одной мелочи – реально он не работает. Из 7 форм господдержки сегодня в Карелии созданы условия только для 3-х. Можно сказать, что не все сразу делается, придет время, и все необходимые подзаконные акты будут приняты. Вот тогда закон заработает по-настоящему. Но ведь эти формы господдержки уже продекларированы, а потому инвесторы вправе с этого момента на них рассчитывать. А в итоге, приходя в регион, инвестор сталкивается сразу же с неработающим законом. Какое будет его решение, думаю, комментировать излишне.
Самые увлекательные вещи приведены на странице 42, где речь идет о внедрении в республике Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Для справки надо сказать, что указанный стандарт был разработан в 2011 году Агентством стратегических инициатив (АСИ) на основе анализа передовой практики 15 регионов – лидеров по привлечению инвестиций, а в 2013 году на основании указа Президента РФ и решения Госсовета РФ он был рекомендован для внедрения во всех субъектах Федерации. Стандарт включает 15 пунктов, реализация которых позволит повысить инвестиционную привлекательность региона. Для внедрения стандарта в Карелии была разработана Дорожная карта (которую утвердили с грехом пополам спустя полгода после ее разработки) и создана экспертная группа при Институте экономики КарНЦ РАН. В состав экспертной группы вошли эксперты, ученые-экономисты, предприниматели и представители бизнес-объединений Карелии. Задачей экспертной группы является оценка и мониторинг внедрения стандарта в соответствии со сроками, установленными в дорожной карте. По итогам оценки принимается решение о выполнении того или иного пункта стандарта и готовится экспертное заключение с замечаниями и рекомендациями, которое направляется в АСИ.
Так вот, результаты работы экспертной группы следующие. За полгода рассмотрено внедрение 11-ти пунктов стандарта. Из них признаны полностью внедренными – 3, частично внедренными – 6, невнедренными – 2. Еще раз повторюсь, что эти цифры подтверждены экспертными заключениями и протоколами заседаний экспертной группы. Аналогичная картина на интернет-сайте, посвященном мониторингу внедрения стандарта в регионах России – внедрены 3 пункта из 15.
Что же мы видим в отчете Главы РК (страница 42): «…В настоящее время в Республике Карелия действует 7 элементов стандарта со статусом „выполнено полностью“ (в том числе прошедших экспертизу экспертной группы – 4) и 6 элементов со статусом „выполнено частично“, 2 элемента имеют статус „не выполнено“…». Несовпадения серьезные. Здесь могут быть два вывода.
Первый – случайно закравшаяся ошибка. Второй – намеренное искажение информации. Первый вывод не срабатывает, так как члены экспертной группы неоднократно обращали внимание то, что в выступлениях чиновников от Минэкономразвития РК представлена неверная информация. К тому же в министерстве есть все экспертные заключения с выводами о выполнении тех или иных пунктов стандарта. В результате остается второй вывод о намеренном искажении информации. Вдаваться в рассуждения о том, для чего это было сделано, не хочется. Но факт намеренного искажения информации не должен замалчиваться, так как в конечном итоге, прежде всего, страдает репутация Главы Карелии. И хочется задать еще один вопрос должностным лицам, которые к этому причастны: на каком основании вы ставите свое мнение выше коллегиального мнения экспертного и предпринимательского сообщества Карелии, которое вот таким образом оценило эффективность работы по внедрению инвестиционного стандарта? Да, это мнение оказалось нелицеприятным. Но, казалось бы, самым правильным решением в этой ситуации было бы учесть ошибки, внести корректировки в свою работу и добиться результата, а не заниматься подтасовками.
В заключении хочется сказать, что работа по оценке внедрения инвестиционного стандарта в Карелии продолжается. Согласно дорожной карте он должен быть полностью внедрен к 2015 году. Работы предстоит много. Причем работы нормальной, а не формальной. Формализм не пройдет, хотя бы по той причине, что мониторинг со стороны Агентства стратегических инициатив продолжается и после того, как регион отчитался о внедрении стандарта. В частности, экспертами агентства проверяется работоспособность тех или иных пунктов стандарта с помощью так называемых «контрольных закупок». И если в результате оказывается, что отдельные пункты стандарта не работают, то отзывается статус и о внедрении всего стандарта. При этом вся информация отражается в отчетах АСИ, направляемых в Минрегион РФ и в отчетном докладе Президенту РФ. Нелишне также напомнить, что результаты оценки внедрения 12 из 15 пунктов стандарта учитываются при составлении рейтинга работы губернаторов. Поэтому все серьезно…