Республика

Благоустройство по-русски: дорога на популярные водопады Белые мосты в ужасном состоянии перед началом туристического сезона

дорога на Белые мосты в Карелии
Фото: Смирнова Мария (Губерния Daily)

Постепенно всё больше карельских достопримечательностей становятся платными. И почему-то ни один подобный переход не проходит без скандала (например, так было с водопадом-вулканом в Гирвасе). Так произошло и с известными карельскими водопадами Белые мосты. За благоустройство территории и строительство дороги взялась фирма «Долина водопадов». Судя по интервью, цивилизация должна была прийти туда уже этой весной, но чуда не произошло. Посещение Белых мостов вызвало много эмоций, главные из которых — разочарование и недоумение.

Водопады Белые мосты (Юканкоски) — два высоких водопада на территории Северного Приладожья, расположенные на расстоянии 30 метров друг от друга. Название связано с мостами, которые были построены финнами с использованием белого камня (до наших дней они не сохранились). Падение воды водопада правого рукава происходит с высоты 18 метров, второй водопад намного ниже и спокойнее, его высота составляет 11 метров. Водопад имеет статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

Перевозки за 300 рублей и разбитая дорога

Когда-то до водопадов можно было доехать по лесной дороге даже на обычной машине. Сейчас это получится только у огромного УРАЛа от той самой туристической фирмы, которая «оказывает услуги транспортировки». То ли весенние дожди виноваты, то ли сама эта огромная машина дорогу разбила.

Если вы решили сэкономить (на семью из четырех человек, например, поездка обойдется в 1200 рублей), то получится вот такая семейная прогулка. Люди пробираются по грязи, рядом раскиданы покрышки.

Дорога почти целиком выглядит вот так. Оцените глубину колеи.

Зимой у въезда на эту дорогу стоял шлагбаум, но теперь его убрали. Остался только предупреждающий знак, который не врет.

Рядом с трассой есть свидетельства, что с дорогой что-то все-таки делали. Ощущение, правда, что просто пили чай.

Я была на Белых мостах еще тогда, когда водопад был не особо известен широкой публике. Моста к второму водопаду не было, но лестница уже была. Мне было интересно, что появилось там нового. Как оказалось, что, кроме моста и хорошей лестницы к первому водопаду, нового ничего нет. Мусорок — нет, парковки — нет, дороги — нет. На календаре уже середина мая, и непонятно, как фирма, которая взяла участок рядом с водопадами в аренду, планирует успеть сделать там хоть что-нибудь?! А вот деньги, судя по интервью, хотят брать уже с начала сезона.

Куда ушли деньги и что с дорогой?

Водопад Белые мосты — это одно из самых красивых мест в районе. Но добраться сюда пока непросто — нужно довести до ума дорогу. Сейчас завершается ее проектирование, к концу текущего года надеемся получить заключение экспертизы. Дорога будет двухполосной, с большой парковкой перед водопадом на 194 легковых автомобиля и 25 автобусов. Кроме того, занимаемся строительством дороги и к водопаду Молочный, что неподалеку. Проектно-сметная документация уже проходит экспертизу. На строительство этих двух дорог потребуется более 900 млн рублей, — пишет Артур Парфенчиков в  августе 2020 года.

Что мы имеем на май 2021 года? Первые 6 километров с трассы — обычная грунтовка, а потом разбитая дорога, по которой трудно даже передвигаться пешком. И на это ушли все деньги?

Мы задали этот вопрос Министерству дорожного хозяйства. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что договор с подрядчиком расторгли и уже несколько лет идут судебные разбирательства. Про нового подрядчика в ответе министерства ничего не сказано.

Контракт на 6 километров дороги был заключен 12 декабря 2016 года с компанией ООО «Стройком» на сумму 169,2 миллиона рублей. Работы остановились 2 октября 2017 года из-за нарушений со стороны подрядчика, контракт был расторгнут. А с марта 2018 года идет судебное разбирательство. Очередное заседание будет 15 июня.

Ответственность за оставшиеся же несколько километров дороги (всего от трассы до водопада нужно проехать примерно 8 километров), судя по всему, и правда легла на плечи компании «Долина Водопадов». Мы направили наши вопросы представителю компании, но разговаривать с нами не стали (прим.ред.: после публикации представитель компании с нами связался, его ответ можно посмотреть в конце текста).

Так как получить ответы от представителя компании не получилось, то мы продолжили анализ сказанного Ириной Каковкой в январе. В интервью сайту Karelia.news сказано много удивительного. Например, что дорога чуть ли не горная, разъехаться невозможно. Те, кто был на Белых мостах, знают, что это не совсем так. Да, проблемные участки есть, но их мало.

Здесь участок не реверсивный, машинам практически не разъехаться. С одной стороны — скала, с другой — обрыв.  Если бы дорога была открыта, там был бы транспортный коллапс. Уже в эту дорогу уложено 15 труб, срезана часть скалы. И это только начало.

Ирина отмечает, что рядом с водопадами — особая охраняемая территория, там не может быть парковки. Пустырь с валяющимися трубами неподалеку от водопадов (какие там 500 метров!) говорит об обратном.

водопад Белые Мосты в Карелии
Вот такая картина в нескольких сотнях метров от водопадов

Водопад расположен на особо охраняемой природной территории, там действуют особые правила. Например, там не может быть парковки. Поэтому в перспективе большая автостоянка появится примерно в 500 метрах от водопада. Она уже запроектирована. Она будет бесплатной для всех приезжающих, она будет за пределами ООПТ. Оставшиеся 500 метров можно будет пройти пешком либо воспользоваться нашим трансфером. Это будет допуслуга. Впрочем, возможно, будет еще разворотная полоса для автобусов.

Или вот следующий абзац — экотропа за 150 миллионов — как вам? Неужели действительно люди просили всё это благоустройство со смотровыми площадками и ресторанами? Обычно в Карелию едут смотреть на дикую природу, а не по гравийным дорожкам гулять.

На объекте будет построена экотропа длиной 3,5 километра. Только в нее будет вложено порядка 150 млн рублей инвестиций. Речь не про деревянные настилы, а про серьезные сооружения. На тропе будут смотровые площадки, подходы с железными перилами. Проект проходит госэкспертизу на безопасность. Здесь также появятся туалеты, будут работать люди, убирать территорию, следить за безопасностью. На первом этапе в этом году появится также административная зона. Именно за это и будет взиматься плата. В дальнейших планах — строительство видового ресторана. Мы также намерены создать музейный комплекс, связанный с историей объекта. Раньше там был финский хутор, остались фундаменты. Мы хотим восстановить быт хутора. Будут также детские и семейные развлечения.

Планы — это хорошо, но они нередко остаются лишь озвученными намерениями, пустыми словами и не воплощаются в реальность. Про обозначенные в интервью сроки мы промолчим. Пока ни туалетов, ни гравия, ни администрации. Справедливости ради — кассира пока что тоже не завезли. Нам интересно, почему арендаторов рядом с такими важными туристическими объектами никто не контролирует? Увы, в Министерстве туризма трубку не берут, мы ждем от ведомства письменного ответа.

P.S. А водопады по-прежнему прекрасны. Надеемся, хоть их никто не сможет испортить вырубками и благоустройством по-русски.

Обновление: После публикации этого текста с нами связался представитель компании «Долина Водопадов» Ирина Каковка и сообщила, что планы по благоустройству не меняются, а лишь откладываются из-за обстоятельств (нет дороги и света). В компании пояснили, что они занимались лишь поддержанием дороги, а не ее строительством. Дорога должна будет строиться за счет регионального бюджета. В планах компании остается строительство парковки, ресторана и другого благоустройства. Она также пояснила, что при благоустройстве надо соблюдать лишь расстояние в 50 метров непосредственно от водопадов, 500 метров относится только к дорогам и парковке. Плата за вход в этом сезоне, вероятно, браться не будет.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram