Республика

Чиновники помогают питерскому бизнесу выживать карельские компании-перевозчики?

В этом году без работы останутся 30 транспортных компаний, занимающихся пригородными перевозками. Как мы уже писали, карельское правительство составило конкурсную документацию так, что поучаствовать в конкурсе могут только крупные компании. Таковых в Карелии всего одна — "Карелавтотранс (28 автобусов). Остальной рынок, скорее всего, займут питерские перевозчики. Такой передел транспортного бизнеса уже произошел на рынке городских перевозок в Петрозаводске. И сейчас местных бизнесменов (больше 500 рабочих мест) выживают не без помощи карельского правительства.

Три года назад конкурс на каждый маршрут  объявлялся отдельно — было порядка 90 лотов. В этом году лоты укрупнили всего до 4. И поучаствовать в конкурсе могут компании, имеющие в автопарке от 20 до 30 автобусов. В Карелии же работают порядка 30 небольших компаний,  с 5-10 автобусами в автопарке.

— Никто не понимает, чем мотивировано такое укрупнение лотов. Чем руководствовались при делении? — недоумевают перевозчики. — На заседании УФАС представитель Госкомитета по транспорту сказал, что мол, объединяли по рентабельности и нерентабельности. Но и раньше нерентабельные рейсы давали в нагрузку к рентабельным.

Помимо разорения компаний новый конкурс ставит под угрозу рейсы внутри районов. Убыточные рейсы между населенными пунктами выполняли местные компании-перевозчики, которые компенсировали убытки от «межгорода». При заявке на конкурс претенденты не могут отказаться от этих рейсов, но, когда приступят к работе, ничто уже не помешает сбросить балласт. Ведь  в договоре за это не прописаны никакие штрафные санкции.

Кстати, в начале февраля в Госкомитете по транспорту Карелии сменился начальник отдела, отвечающий за подготовку конкурсной документации. Отдел возглавил Александр Левченко, который  при бывшем мэре Николае Левине  руководил отделом дорожного хозяйства, транспорта и безопасности дорожного движения администрации Петрозаводска. Именно при Левченко проводился конкурс  на право автобусных перевозок по городским маршрутам, в котором победила питерская компания.

— Вся конкурсная документация на пригородные перевозки точно такая же, как на городские. Словно под копирку написана, — говорят перевозчики.

Смерть троллейбусам?

По мнению перевозчиков, с пригородными перевозками разыгрывается тот же сценарий, что и с городскими. Напомним, накануне выборов мэра Петрозаводска, когда, по мнению многих, Николай Левин уже не был самостоятельной политической фигурой, из столицы Карелии вытеснили местных перевозчиков. Конкурс по организации пассажирских перевозок в Петрозаводске был организован на таких условиях, что у местных предприятий практически не было шансов его выиграть. Вскоре Левин подписал постановление о повышении платы за проезд – до 24 рублей. Он одобрил повышение стоимости проезда в автобусах новым компаниям, тогда как местные фирмы готовы были возить людей за 15 рублей.

Не так давно председателем Петросовета стал маршрутчик Геннадий Боднарчук, которого активно  лоббировало карельское правительство. Сейчас он работает заместителем директора ООО «ДЭУ-Р», которое занимается маршрутными перевозками в Петрозаводске. Геннадий Боднарчук фактически представитель питерской компании «Питеравто». Именно Боднарчук активно лоббировал интересы питерских маршрутчиков. Депутат выступал против 10-рублевого проезда в троллейбусах. В прошлом году Геннадий Боднарчук пытался убедить общественность, что 10 рублей в троллейбусе — это плохо, а 27 – хорошо, ведь 27 рублей – обоснованный экономический тариф. В общем, был одним из тех в правительственной команде, кто хотел, чтобы Троллейбусное управление умерло.

На страже интересов питерских маршрутчиков стоит и  карельский губернатор Александр Худилайнен. Глава республики публично заявлял, что хочет, чтобы троллейбусы в Петрозаводске исчезли и их заменили маршрутки. По сути, первое лицо республики выступает за полную ликвидацию муниципального предприятия, на котором работают люди. И это не говоря уже о том, что многие горожане принципиально предпочитают передвигаться именно на троллейбусах.

Жители Петрозаводска вышли к зданию правительства на массовый митинг за сохранение троллейбусов. Горожане стояли с лозунгами «Худилайнен, пора уходить»,  «Петрозаводск – не пригород Питера», «10 рублей – справедливый тариф»,  «Худилайнен, определись: за народ или за перевозчиков?», «Питерцы, перестаньте вредить!», «Не мешайте мэру работать. Уважайте выбор народа!». Карельский губернатор к людям так и не вышел.

Есть опасения, что теперь проправительственный Петросовет не будет одобрять субсидии Троллейбусному управлению, без которых предприятие не выживет. Сегодня в  Троллейбусном управлении трудятся 600 человек. Это единственное предприятие, которое располагает экологически чистым и удобным для пассажиров транспортом и при этом уже в течение года удерживает самую низкую  стоимость проезда.

Сейчас у карельских перевозчиков одна надежда на надзорные ведомства. Сегежская компания «Рапид» направила 3 апреля обращение прокурору Карелии Карену Габриеляну, в котором попросила его проверить законность действий республиканского комитета по транспорту, выступившего организатором конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки.

Срочные новости в нашем Telegram