Республика

«Должна доказать, что я местная?!»: жители карельской деревни возмущены — из-за наплыва петрозаводчан они не могут набрать воду!

фото: Полина Острижко/Юлиана Сметанина

Жители деревни Ужесельга столкнулись с неожиданной проблемой. Дело в том, что в их деревне уже много лет работает насосная станция, сделанная именно для того, чтобы у жителей Ужесельги была чистая питьевая вода. Изначально ее ходили набирать только местные. Но со временем петрозаводчане узнали через сарафанное радио, что вода из артезианской скважины, и тоже начали ездить сюда с баками и канистрами.

Впрочем, чудодейственные свойства этой воде приписывать не стоит. По словам тех, кто за ней приезжает, они делают это потому, что от воды из-под крана в чайнике образовывается накипь, скапливается известь на дне. От воды из этого источника ничего не происходит. Вот и весь секрет.

Фото: Полина Острижко

Сейчас практически в любое время суток (даже порой глубокой ночью) на колонке кто-то да набирает воду. Каждый день там скапливается огромная очередь из людей и машин. А так как колонка находится в центре деревни, то машины эти (их порой больше 25!) создают затор. Водители вынуждены нарушать правила движения, потому что приходится объезжать эти припаркованные машины по сплошной линии — по-другому никак, места нет.

Кроме того, прямо за скважиной находится детская площадка и ребята вынуждены идти к ней через эти машины, которые перекрывают видимость другим водителям. Ситуация со всех сторон проблемная.

Фото: Галина Савкина

Даже несмотря на то, что на колонке висит объявление от водоканала, что «местные жители обслуживаются вне очереди», всё равно каждый день возникают конфликты.

— Я местная жительница, иногда приходится набирать воду по дороге с работы, когда еду на машине (не всегда есть возможность тащить баки на санях или тачке). И не первый раз выслушиваю, что должна доказать, что я местная, а то «что-то не очень-то на нее похожа». То есть нам, чтобы отстоять свои права, за водой нужно ходить с паспортом и пропиской, — рассказывает местная жительница Валентина.

— В пятницу и субботу белее 15 припаркованных автомобилей, которые затрудняют проезд. В выходные дни большинство местных жителей топят бани, таскают воду с колонки, к которой даже не подойти из-за толпы, которую образуют городские. Зимой частая проблема из-за того, что там образуется лед! Наполняя свои канистры по 100 штук, у людей вода течет вся на землю. А есть такие умные, которые поставят свое авто прямо на середине дороги так, что, идя в горку с тяжелыми бочками, не подняться, — говорит другая местная жительница Надежда.

Фото: Надя Мяги

Несколько лет назад даже пытались ввести ключи для местных жителей, чтобы доступ к воде был только у них, но почему-то эта идея не прижилась. Хотя сейчас люди рассматривают и ее тоже, ведь это помогло бы сократить количество приезжих. Есть те, кто набирает воду не для своего пользования, а для продажи: приезжают с огромным количеством баков, видимо, развозят потом по офисам.

Фото: Галина Савкина

Многие местные пытались пробурить свою скважину на участке, но практически у всех, даже при глубине бурения от 75 метров и дальше, вода грязная, с примесями, с большим количеством железа, ее нельзя употреблять. Она годится лишь для технических целей, полива огорода, к примеру.

— У нас скважина, много железа. Стоит система очистки. Сдавали пробы — всё в пределах допустимого, то есть можно пить. Но это совершенно другой вкус, ездим на колонку всё равно, — говорит Евгения К.

— У нас скважина 126 метров, но даже кипятить воду бесполезно. Чайника на неделю хватает, — говорит другая местная жительница Ювжена.

Люди удивляются, почему горожане ездят к ним, ведь на территории Петрозаводска своих родников хватает, даже на Ключевой, на повороте (по дороге в Ужесельгу) стоит оборудованный домик! Но люди едут мимо, на ужесельговский родник.

Местные жители ведут сейчас беседу с администраций деревни, с водоканалом (была даже создана комиссия по решению вопросу главой прионежской администрации Сухаревым), пытаясь найти вариант решения, который бы всех устроил. Например, чтобы воду со второго крана подавали для местных через ключ. Или вообще ограничили время пользования колонкой для приезжих. Но тут есть тоже свои нюансы.

Еще одна проблема в том, что скважина в который раз ломается из-за такого наплыва: и в этой ситуации у деревенских нет альтернативы, тогда как у горожан всегда есть вода из-под крана, или возможность доехать до другой ближайшей колонки. А в деревне много пожилых людей без машин.

Фото: Галина Савкина

— С одним бесплатным краном пропускная способность городских становится в два раза меньше, следовательно, очередь в два раза больше. А так как городские не пешком, то припаркованных на перекрестке автомобилей станет соответственно в два раза больше, — говорит местный житель Алексей Р.

— Если администрация не может решить ситуацию, давайте поднимем вопрос, пусть бурят еще одну скважину с питьевой водой. На такое количество домов один источник воды — это ненормально. Деревня уже не маленькая, дома расту, как грибы. И еще городские приезжают за водой, — говорит Светлана П.

Раньше всегда были смотрящие за колонкой, открывали и закрывали по часам.

— Сидели около нее целый день. Всегда вокруг колонки был порядок. Весела коробочка и городские кидали деньги в нее (добровольное пожертвование). И с каждого дома платили незначительную сумму. Автобус № 5 ходил в деревню каждые 30 минут — при том что всего было три улицы. Он проходил через Птицефабрику, а потом в деревню. В утреннее время сначала в Ужесельгу, а потом на Птицефабрику, чтобы отвезти детей в школу. И билет стоил, как по городу, — добавляет Светлана.

Возможно, такой вариант был бы решением проблемы. Другое предложение — принять участие в проекте по созданию комфортной среды, чтобы благоустроить скважину. А пока ситуация принимает всё более печальный оборот.

фото: Юлиана Сметанина

— Раньше было два крана, но вот уже на протяжении месяца работает только один, а последние две недели этот кран на ночь перекрывают. Очередь к источнику бешеная, приходится по часу стоять. Несмотря на дорожную разметку и знаки, машины по всей дороге ставят, автобус протискивается. И ведь не найти ответственного человека, кому есть хоть какое-то дело. Есть объявление об обслуживании вне очереди местных жителей, но к скважине не подойти, драться за воду не будешь. Прионежская администрация создала комиссию, но где эти люди и как они решают проблему, ясности нет. Жалобы в прокуратуру и администрацию губернатора отправлены на этой неделе. На дворе 21-й век, а у нас в деревне очередь за питьевой водой... — говорит Юлиана Сметанина.

Кстати, тема с транспортом — это тоже отдельная боль жителей деревни. Как и электричество. Все новогодние праздники многие просидели без электричества, буквально промерзая до костей. Там даже загорелись от перенапряжения провода. После чего министр строительства, ЖКХ и энергетики Карелии Виктор Россыпнов с генеральным директором Прионежской сетевой компании приехал обсуждать ситуацию с энергоснабжением в деревне.

Так что те, кто переезжает жить в частые дома за город, должны тщательно перед этим изучить местность и выяснить, готова ли она принять такое количество новых жителей. А администрация поселений держать на контроле эти вопросы, своевременно создавая условия для расширения территорий. Иначе эти проблемы как снежный ком начинают создавать конфликт на конфликте.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
«Выходные в Карелии» – афиша в ТГ